Книга Деяний проповедь

Олег Жиганков
Эпидемия

Книга Деяний Апостолов 2:17-24, 33-40:

«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать; и покажу чудеса на небе вверху и на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма: солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень великий и славный; и будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

“Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили: но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса, но сам говорит: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Хористом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим всем дальним, кого не призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного».

Книга Деяния Апостолов – эта книга об эпидемии. Эта книга об эпидемии Святого Духа, которая объяла несколько десятков человек, потом три тысячи, потом больше и больше, и потом прокатилась до края земли. И эпидемия эта до сих пор идет – эпидемия Духа Святого. Нам не нужны другие эпидемии, нам с вами не нужны эпидемии гриппа, нам не нужны и не страшны эпидемии страха, эпидемии жадности, ненависти. Почему? Потому, что мы привиты кровью Иисуса Христа, которая сохраняет нас от эпидемий мира сего. От одной только эпидемии она нас не сохраняет, и она рвется к нам со страниц книги, которую правильнее было бы назвать Деяния Духа Святого. Деяния Апостолов – книга об эпидемии Духа Святого.

Восьмая глава книги Деяний Апостольских показывает, как все работает. Потому что, по большому счету, происходило лишь то, что Дух Святой делал с людьми что-то.
Деяния 8:5-18

«Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа; народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса; ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись; и была радость великая в городе. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого; ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины, и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что Самаряне приняли Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги».

Вот такое было время, особенное, когда жили на земле апостолы, ходившие с Иисусом Христом, апостолы, которые особой силой Духа Святого обладали. Этот человек говорит им: «Дай мне тоже это, я тоже это куплю; я человек конкретный, я, хоть постоянно с духовными вещами дело имел, но я хочу, чтобы все было четко: чего желаю, то и получаю; все так, как надо делается». Симон привык со своей темной чудесной конторкой иметь дело, к которой он раньше обращался. Симон волхв думал, что также будет и с тем местом, в котором апостолы силы черпают –  это место, где можно поторговаться, где можно что-то продать и купить.

Но у Бога к нам другое отношение. У Него на небе не маленькая конторка. Он не хочет, чтобы мы урвали какой-то маленький кусочек чего-то и ушли – «украсть червонец и убежать». Он хочет дать большее, неизмеримо большее. Ему не нужны наши деньги, Ему не нужно то, что мы делаем. Ему хорошо с нами; и Он один лишь в полной мере понимает, что и нам хорошо с Ним.

«Говорит: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложил руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право перед Богом; итак, покайся в сем грехе своем и молись Богу: может быть, тебе отпустится помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Вот такой рентгеновский взгляд на человека «вижу тебя исполненного горькой желчи ив узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами».

Бывает так, что на нас обрушиваются эпидемии, разные эпидемии. Одна из эпидемий, которая на нас обрушилась – это патологическое желание уверенности в завтрашнем дне. Уверенности в том, что если вы сегодня сделаете это, то завтра получите вот то. В общем, нормальное желание человека видеть причинно-следственную связь между своим настоящим и своим будущем. Человек хочет иметь гарантию, что будет так, как он хочет, как ему обещали. Человек хочет серьезных печатей и подписей, и, если возможно, какого-то залога. И этой эпидемии нет конца.

Чем больше человеку дается заверений, чем больше человеку дается подписей, тем подозрительней, тем жестче, тем мелочней, тем скептичнее он становится, потому что каждая мелочь его начинает раздражать, каждая мелочь его наводит на мысль: а вдруг кто-то поколеблет мое будущее, а вдруг кто-то что-то у меня отнимет, а вдруг что-то помешает тому будущему, которое я себе нарисовал? И начинаются страхи: смотрят, что по телевизору кто сказал, смотрят, что начальник сказал, что сосед. Люди ищут: чего еще бояться, кого еще страшиться, какие слухи ходят, какие настроения, какие разочарования, какие у кого неприятности… И страх вселяется в сердце. Страх, что со мной не будет того, что я для себя на будущее запланировал. Страх, что где-то обманут, страх, что где-то подведут, страх, что за то, что ты делаешь, ты не получишь того, что ты хочешь. Это то, что было в те времена, и есть сейчас.

Но слава Богу за то, что мы не получаем того, что хотели бы получить. Слава Богу за то, что у нас нет гарантий, что мы всегда и во всем добьемся своего. Потому что если бы мы получали то, чего желаем, это было бы не всегда нам на пользу. А еще – это было бы так ничтожно мало.

Я вспоминаю себя несколько лет назад, несколько месяцев назад; вспоминаю, о чем думал и что планировал. И слава Богу, не все сегодня так, как я себе мечтал. Слава Богу, что все намного лучше, потому что Бог знает, что лучше для нас. Мы переживаем, мы волнуемся о себе и о других, но Господь знает, что для нас лучше.

Апостол Петр ответил тогда Симону: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». Мне на память приходят слова из Песни Песней: «если бы кто помыслил все сокровища дома своего отдать за любовь, то он был бы отвергнут с презрением». Фактически, те же самые слова, которые и в книге Деяний Апостолов записаны: человек предлагает деньги за что-то и остается отвергнутым позорным образом.

Действительно, то, что мы получаем от Бога, то, что мы получаем в жизни; то, что мы получаем от Духа Святого и то, что мы получаем Духа Святого – это такое таинство, которое мы никак не можем смоделировать, никак не сможем предсказать, приобрести. «Если бы кто хотел отдать все сокровища дома своего за любовь, он был бы отвергнут с презрением».

Я читаю эти слова о любви, читаю эти слова о Духе Святом, и я понимаю одну вещь: каждый человек ждет и ищет любви, каждый человек ждет и надеется быть принятым, каждый человек ждет и надеется, что он кого-то полюбит, что его кто-то полюбит, что его кто-то согреет и поддержит. И я не видел ни одного человека, которому дали бы гарантийное обязательство, что, мол, дорогой брат, или сестра, или товарищ, тебя полюбят, и ты кого-то полюбишь, и все будет хорошо. «Книжки о любви – в них столько неправды, красивый сюжет со счастливым концом».

Я не видел еще ни одного человека, которому в детском или отроческом возрасте дали такую вот расписку: «Дорогой Василий, спешу поздравить тебя и удостоверить, что когда тебе исполнится 21 год, Машенька, которую ты никогда не видел, из города N с первого взгляда полюбит тебя, и вы будете жить счастливо всю жизнь». Я не видел такой девушки, которая получила бы такое заверение с печатями от пастора, от райисполкома, от областной думы, от кого-то еще – даже от загса. Когда получают торжественные документы в загсе, то могут и предупредить, что, мол, когда соберетесь разводиться, то, пожалуйста, не к нам, а в восьмую комнату.

Я думаю: почему для самых великих вещей, самых великих даров, которые мы получаем в жизни, нам не надо заверений, не надо печатей, каких-то гарантийных писем. Не надо следить по телевизору: «А влюбляется еще кто-нибудь? говорят, что в Австралии больше никто почти не влюбляется; а президент Непала сказал, что после лихорадки конда-монда люди совершенно перестают влюбляться».

Люди живут, надеются и получают – без всяких заверений. Почему? Потому что это в крови, потому что это в воздухе, потому что так утроены мы. Потому что так Господь повелел, потому что так угодно Духу. Почему же мы боимся за что-то еще? Почему же мы боимся за то будущее, которое Господь предусмотрел для нас?

Книги и книжечки о любви – в них столько неправды. Но мы знаем по крайней мере одну книгу о любви, в которой столько правды. В ней говорится о том, что у человека происходит эта встреча с Богом, со Святым Духом, и тогда ему не надо каких-то заверений или утверждений: у человека происходит встреча с Духом Святым, потому что Дух дышит, где хочет. Я хотел бы прославить Бога за то, что не прошла еще эта эпидемия Духа Святого. Я хотел бы прославить Бога за то, что есть что-то, что превыше нашей власти, за то, что Он дает нам больше, чем мы думали, за то, что Он не так, как Киса Воробьянинов, который настаивал: сначала стулья, потом деньги. Я хотел бы прославить Бога за то, что Он возлюбил нас тогда, когда мы были еще грешниками, и что Он сейчас нас любит. Я хотел бы прославить Духа Святого за то, что Он дышит, где хочет, и, что когда мы что-то пытаемся сделать, чтобы заполучить Его, мы уходим ни с чем.

Он наполняет нас тогда, когда Он хочет нас наполнить, Он наполняет нас так, как наполнял апостолов, потому что самое заразное в этом мире – это Дух Святой. Для Него нет границ, для Него нет карантина. Для Него есть мы, и Он дышит в нас. Он дышал в апостолах, и Он дышит в нас. Это эпидемия, которая сделалась всемирной пандемией Духа Святого.

Я молюсь о том, чтобы она нас захлестнула, я молюсь о том, чтобы она нас переполнила. Я молюсь о том, чтобы кем бы человек ни был: экономистом или таксистом, секретарем или пастырем, руководителем или рабочим на стройке – я хочу, чтобы каждый человек был апостолом. Потому, что каждый человек, которого Господь наполняет Духом Святым, каждый человек становится апостолом, каждый человек становится призванным, каждый человек становится избранником Божиим, каждый человек может поделиться с другим тем, что он получил от Бога.

Я мечтаю о том, что все мы станем такими призванными людьми. Я мечтаю о том, что Дух Святой просто захлестнет вас, потому что вам нечего будет Ему дать. Он просто так придет.

Я дочитаю дальше эту главу, Деяния 8:25-31 «Они же, засвидетельствовавши и проповедавши слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедовали Евангелие. А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж, Ефиоплянин, евнух. Вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним».

Вот так Дух Святой посылает нас. Дух Святой говорит нам. Нужно верить в то, что Он говорит с вами в эту минуту. Обращайтесь к Нему. Спрашивайте, и вам ответят, стучите, и вам отворют. А если вы не спрашиваете, вам и не ответят. Спрашивайте: Господи, Дух Святой, куда мне пойти сейчас? Мы совершаем в жизни столько много ошибок, а потом на себя ругаемся, на Господа обижаемся. А вы спрашивали Его, что вам делать? Посмотрите, и вы увидите, что вам делать. Я спрашиваю у Господа: Господи, куда мне сейчас поехать? поехать или нет? Постоянно разговаривайте, и Господь вас пошлет туда, куда надо, пошлет вам такого человека, какого нужно, и подаст все, что нужно.
Вся уверенность наша в Господе и в том, что Он уже сделал. Он дал Библию и Он поставил под нею подпись распятою рукою Сына Своего, поставил печать на всем, что сказал. Он сказал: «Я буду с вами говорить, Я приду, Я утешу». Он сказал: «Я наставлю».

«Дух сказал Филиппу: подойди, и пристань к сей колеснице».
Когда я читаю эти слова, я не знаю, сказал это ему Дух на арамейском, на греческом или на русском. Я не знаю, на каком языке Он обратился к Филиппу. Учитесь слышать Духа Святого в независимости от того, какие языки вы учите. Он может сказать вам на английском, на греческом, а может сказать и на языке сердца.

«Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: «как овца веден Он был на заклание, и, как агнец пред стригущим его, безгласен, так Он не отверзает уст Своих; в уничижении Его суд Его совершился, но род Его кто разъяснит? Ибо вземлется от земли жизнь Его». Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? (Спрашивайте – и вам ответят.) О себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они выходили из воды (не надо было Петра и Иоанна, не надо было возлагать рук), Дух Святой сошел на евнуха; а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь»

Вот они – симптомы Духа Святого; вот они – симптомы этого вируса Духа Святого: человек радуется, у человека есть мир и покой. Я подумал: «А что, собственно, изменилось в жизни этого евнуха? Что касается богатств, которые у него были, ему больше не о чем было и мечтать. А что касается того, о чем он, может быть, извините, как евнух мечтал, ему все равно было не видать». У человека в жизни ничего не изменилось: он не стал богаче, он не стал здоровее. Но он наполнился Духа Святого, он вдохнул в себя Духа Святого, а выдохнуть Его не захотел, потому что хорошо с Духом Святым, потому что «придите и ощутите, как благ Господь». А Ангел восхитил Филиппа. Я думаю, что Ангел Господень и сегодня пишет книги Деяний, книги Деяний Духа Святого, чтобы не постыжать Духа Святого. С каждого из нас пишется то, что делает Дух Святой в нашей жизни; каждый из нас – апостол, потому что до сих пор пишется великая книга прославления Господа через прославления Деяний Духа Святого. Каждый из нас может жить и надеется, что придет благодать Господа Бога нашего, Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Духа Святого.