Книга Чисел проповедь

Олег Жиганков
Книга Чисел

«В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения. И с вечера над скиниею как бы огонь был виден, так было и всегда: облако покрывало ее днем и подобие огня – ночью. И когда облако поднималось от скинии, тогда сыны Израилевы отправлялись в путь. И на месте, где останавливалось облако, там останавливались сыны Израилевы. По повелению Господню, отправлялись сыны Израилевы в путь и по повелению Господню останавливались. Все то время, когда облако стояло над скиниею, и они стояли. Народ стал роптать вслух на Господа, и Господь услышал и воспламенил гнев Его и разгорелся у них огонь Господень и начал истреблять край стана, и возопил народ к Моисею и помолился Моисей Господу и утих огонь. И нарекли имя месту сию «Тавера», потому что возгорелся у них огонь Господень.

Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоть, а с ними и сыны Израилевы сидели  и плакали и говорили, кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы, дыни и лук, и репчатый лук и чеснок, а ныне душа наша изнывает, ничего нет, только манна в глазах наших. И сказал Моисей Господу: «Для чего ты мучишь раба Своего и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя народа сего? Разве я носил во чреве народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка в землю, которую Ты с клятвой обещал отцам его? Откуда мне взять мясо, чтобы дать народу сему, ибо они плачут предо мной и говорят: «Дай нам есть мясо»?

Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мною, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего. И сказал Господь Моисею: «Собери Мне семьдесят мужей и старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его и возьми их к скинии собрания, чтобы они встали там с тобою. Я сойду и буду говорить там с тобою и возьму от духа, который на тебе и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народов, а не один ты носил. Народу же скажи: «Очиститесь к завтрашнему дню и будите есть мясо, так как вы плакали вслух Господа и говорили, кто накормит нас мясом, хорошо нам было в Египте, и даст вам Господь мясо и будите есть. Не один день будите есть, не два дня, не пять дней, не десять и не двадцать, но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным за то, что вы призрели Господа, который среди нас и плакали пред Ним, говоря, для чего нам было выходить из Египта».

ГЛАВА 13. « И послал их Моисей высмореть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну и взойдите на гору; И смотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях? И какова земля, тучна ли она или тоща? Есть ли на ней дерева или нет? Будьте смелы и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда. Они пошли и высмотрели землю в пустыне Син даже до Рехова, близ Емафа. И высмотрев землю, возвратились они через сорок дней. Те пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли. И рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; Но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие; и сынов Енаковых мы видели там. Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аммореи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана. Но Халев успокаивал народ, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо они сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые. Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их».

ГЛАВА 20. «И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона. И возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши перед Господом! Зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтоб умереть здесь нам и скоту нашему? И для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? И пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня, И сказал Господь Моисею, говоря: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрал Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им, послушайте, непокорные, разве вам из этой скалы известь для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою».

В книге Чисел много ободрений и ходатайств, много одобрения, много порицания. В ней есть гибель и спасение. В ней есть змеи, которые жалили народ, и в ней есть змей медный, который был прообразом Христа, глядя на который люди исцелялись. В ней есть Волоам и говорящая ослица, которая была мудрее мудрецов мудрых. В ней был пророк, который хотел народ Божий проклясть, а вместо этого не смог ничего плохого сказать, а только благословил народ. В ней есть исчисления, наделение народа землей. Вот он суд, о котором мы говорили на прошлом нашем служении: они еще не вошли в землю, а Господь уже осудил те народы, которые на ней жили, сказал, что они истребятся и земля будет ваша. Еще народ не вошел в землю, а Господь говорит, вот это земля будет принадлежать тому народу, эта – другому, и мы читаем это, и нам кажутся скучным долгие описания. Господь, не введя еще народ в землю, «делил шкуру неубитого медведя». Потому что Он знал, что Он введет их в эту землю. Господь начинает суд над народами до того, когда Его меч прикасается к этим народам.

Хотелось бы сегодня поговорить о чем-то самом главном, что мне показалось, есть в книге Чисел. Раньше я много времени проводил думая о том, о чем-бы сказать субботнюю проповедь, спрашивал людей, о чем надо проповедовать. Одни говорили, что в кафетерии плохо кормят и надо об этом сказать, другие – вот, отношения плохие, и надо об этом сказать. Студенты говорили, что на них давят, другие жаловались на заевшую их суету, еще одни говорили, что болеют. И я был в растерянности: о чем же все-таки проповедовать. Я просто читаю Священное Писание каждый день, и я вижу, что настолько это для нас сейчас актуально, настолько сейчас это для нас нужно, что никто бы просто не смог выдумать более актуальные темы. И Господь говорит сегодня к нам самое актуальное, что только можно сказать именно нам на сегодняшний день.

Народ Божий спасен, Господь открылся народу Божьему и как Творец, и как Бог человеколюбивый, возлюбивший Авраама, Исаака и Иакова, и как Бог благословляющий, и как Бог спасающий, выводящий из Египта. И вот Он начинает открываться им по-новому, и люди по-новому на это реагируют. Господь вывел народ из Египта, из рабства, провел их по этому Черному морю, и была радость, и было ликованье, и были песни, и были пляски, и Мариам выходила с бубном, и было хорошо и весело, и была свобода. Но парадокс спасения Божьего заключался в том, что когда Господь вывел народ Свой за море, там оказалась пустыня. Они думали, что Бог Спаситель введет их за море, а тем их будут встречать с хлебом-солью, и там красота и теплота, и течет молоко с медом. А Господь проводит их через море, а там – песок, а там – пустыня, и ничего нет, кроме песка. Почему так бывает? Почему вслед за исходом следует пустыня?

Почему всегда, когда Мариам потанцует с бубном, и когда, казалось, все хорошо, следует пустота. Почему в вашей жизни, в моей жизни, когда вас Господь вывел, когда вас Господь освободил, и, кажется, вот сейчас откроются перед вами райские врата, и Он введет вас в такую землю, где будет так весело, так хорошо и здорово, потому что это было такое чудесное освобождение, нас постигает разочарование пустыни. И когда мы уже оттанцевали свой танец радости, мы смотрим вокруг: а где же мы оказались? А вокруг нас пустыня, а вовсе не молочные реки, кисельные берега.

Иисус Христос, когда крестился, сказал, что надлежит всякую правду исполнить. Он крестился, и небеса возрадовались, все возрадовались, и Иоанн Креститель возрадовался. А Христос куда сразу пошел? На праздник? Он в пустыню направился, где сорок дней прибывал, как народ Израильский сорок лет прибывал в пустыне. Почему Иисус Христос, чтобы исполнить всякую правду, после радости, после главного события первой половины Своей жизни, когда на служение Он приступил, когда Дух Божий на Него спустился, когда небеса отверзлись, когда крещение Он принял, почему Он пошел в пустыню? Иисус Христос Сам ответил на этот вопрос: Он пришел в пустыню для того чтобы общаться там с Богом, для того, чтобы говорить со Своим Отцом. Оказывается, Бог, когда выводит нас из Египта, Он потому и не вводит нас сразу в землю, текущую молоком и медом, чтобы у нас было время с Ним пообщаться.

Он для того и ведет народ Свой в пустыню, чтобы люди за этой мишурой, за этими мельканиями, за этими бананами, апельсинами, виноградами, всеми этими плодами земли, всеми этими городами красивыми, всей этой жизнью полной, которая ждет их еще, чтобы они за всем этим не забыли самого главного – Бога. Бог вызывает Свой народ. Не было обманом, когда Моисей сказал фараону: мы идем для чего? чтобы пожить хорошо? Моисей говорил фараону, что мы идем, чтобы жертву принести Господу, чтобы с Богом общаться. Моисей не обманывал фараона, потому что в этом была главная цель, а все остальное уже прилагалось. Потому что Бог не того хотел, чтобы изнывали души наши в этой пустыне. Как бы сухо там ни было, какие бы там ветры ни дули, как бы пусто и одиноко там ни казалось, и как бы ни хватало там того, что было в Египте, рыбы и мяса, и хлеба репчатого и огней в домах, и этого привычного очага, и этих запахов от дома, и этого общества привычного, в котором так они срослись, и этих кирпичей, и этих надсмотрщиков, которые теперь казались им родными и милыми, не хватало им всего этого…

А Бог все равно держит их какое-то время в пустыне и не дает народу пойти своим путем, потому что у народа назначено свидание с Богом. У Бога свидание со Своим народом. И вы знаете, какой это был народ. Мы не видим самого главного за мелочами. Мы не видим самого главного за подарками, мы не видим самого главного за каким-то блеском, который кто-то дает нам.

Я недавно прочел одну очень интересную статью: Один человек начал суд, начал судиться. Этот человек жил скромной жизнью, в приличном районе, ездил на подержанном автомобиле, жил как все, не был женат. И вот один из самых влиятельных журналов напечатал статью об этом человеке. Оказалось, что этот человек входит в число пятидесяти самых богатых людей в мире. Оказалось, что ему принадлежат целые компании по всему лицу земли: в Африке, в Австралии, в Латинской Америке, даже в Сибири. У него кругом куча огромных компаний, которыми он руководит через своих секретарей, через совет своих директоров. Он был и остается одним из самых богатых людей мира. И очень многое написали о нем, о том, как он честно заработал все свои деньги, как он вкладывал средства куда-то, как он стал таким человеком.

Вместо того, чтобы радоваться этому, радоваться, что все узнали какой он умный, какой он богатый и влиятельный, этот человек очень опечалился и подал в суд. Потому что, сказал он, эта статья навсегда испортила его отношения с людьми. Он уже никогда не сможет быть уверен, что найдет себе спутника жизни, который не посмотрит, что у него миллиарды на счетах лежат, а оценит его как личность. Он уже никогда не сможет по-настоящему верить людям и прислушиваться к их советам, верить в то, что ему говорят это искренно, а не потому, что у него все эти миллиарды. Этот человек сильно опечалился. Он хотел, чтобы его любили, его ценили, его уважали даже в пустыне, даже просто таким, какой он есть, а не за то, что он может этим людям дать. И Бог тоже привел Своих людей в пустыню для того, чтобы они могли общаться с Ним и узнать, Кто же их вывел. Для того, чтобы не накинулись на эту жизнь, на дележку, на эти плоды сразу же, не накинулись и не позабыли Того, Кто их вывел, чтобы они могли задуматься о том, какой Бог, о том, Кто их вывел. И так не хватает людям того, чтобы прислушаться в пустыне к голосу Божию, прислушаться к тому, какой Бог есть.

Несколько лет назад на глаза мне попалась другая статья в тульской газете. Я ехал в электричке, и кто-то читал эту статью, но меня сразу привлек заголовок этой статьи. Заголовок был такой: «Последний тульский трубадур». Я подумал, что я уже три года как из Тулы переехал: о ком же может идти речь(: Сердце екнуло, что-то должно быть знакомое. Я одолжил у женщины эту статью, прочитал ее и точно: речь шла о моем друге, с которым мы много «пудов соли съели», с которым много на лыжах прокатались, с которым много времени проводили. Он встал под окнами девятиэтажного дома и начал петь серенады. Это дело происходило в Туле, среди проходящего народа и проезжающего транспорта. Одна из прохожих была журналистка. Она остановилась и взяла у него интервью: о чем же он поет.

Потом журналистка поднялась в квартиру к той девушке, которой он пел. А девушка слушала громко музыку, чтобы не слышать, что он ей там поет. Я знаю, как он поет, это действительно не самое лучшее пение; мы вместе пели, поэтому я знаю. Но дело в том, что когда человек хочет открыться, или когда Бог хочет открыться, то как обидно бывает, когда к этому так вот относятся. Когда мы находимся в пустыне, когда мы чувствуем, что после той радости исхода, которую мы ощутили, мы попали в пустыню, это ведь значит, как сказал Христос, что «надлежит всякой правде исполниться». Значит, вас ведут по тому пути, куда надо, значит, вы через пустыню проходите. Вопрос только в том, сколько вы там останетесь, в этой пустыне. Там можно задержаться всю жизнь, как задержался этот народ. А можно на краткий срок, как было в жизни Иисуса Христа.

Конечно, то, что народ там столько лет бродил еще не значит, что он потерян для вечности, что эти люди на небо не попадут. Господь показал, кого Он в преисподнюю посылает, прямо на земле показал. Земля разверзлась, и живыми, тепленькими Корей и его команда отправились в преисподнюю. Так в Священном Писании сказано. Про других людей там такого не сказано: просто они прожили скучную и нудную жизнь. И христианин, когда он оказывается в пустыне после радости, после праздника спасения, он оказывается в пустыне, и он может там застрять на всю жизнь, провести там скучную и нудную жизнь, а потом умереть и, по милости Божией, оказаться там, где надо, а может, как Иисус Христос, пробыть там несколько дней, а потом отправиться благословлять, отправиться на свадьбу, отправиться туда, где хоронят, чтобы воскрешать, туда, где болеют, чтобы лечить, отправляются туда, где полнота жизни, потому что Христос сказал, что Он друг грешников и мытарей, ест с ними и пьет, не так, как Иоанн Креститель, который в пустыне жил. Жизнь может быть жизнью полной радости, полной до краев. Отчего это зависит? Отчего зависит, сколько мы задержимся в пустыне?

Оказывается, от веры нашей. Соглядатаи, которые пошли в землю и посмотрели эту землю, они смотрели на нее глазами веры или неверия. Они смотрели на нее и видели принципиально разные вещи. «Хороша земля, которая нас ожидает». Но потом стали говорить: «Да что это за земля, она поглощает живущих на ней. И люди там большие, а плоды маленькие… Как этим можно наесться? Они нас самих съедят… Что там делать?» Но земля на самом деле была прекрасна и богата, а плоды на ней – огромны и сладки. Вера людям открывает глаза, а неверие – закрывает. Мы можем глядеть на одно и тоже, но видеть разные вещи. Как те соглядатаи. Они увидели праздник жизни, увидели все, что Господь там для них приготовил: они увидели все своими глазами. И когда они потом говорили, что там ничего толкового нет, и что страшно туда идти, они же уже стали верить в ту ложь, которую сами выдумали. Они уже верили, что там живут великаны, они верили, что земля там ничего не родит, они уже верили, что люди там только и делают, что с голоду умирают. Неверие закрыло им глаза.

Сколько мы будем оставаться в пустыне зависит от веры нашей. Либо откроются глаза наши, и мы увидим, куда нам идти, либо все в этой жизни будет казаться нам кислым и маленьким, а вокруг будут страшные великаны ходить и задевать тебя, и тебе будет больно, и тебе будет плохо. И все плохо, и все из рук валится, и ничего не происходит в жизни и не произойдет хорошего. Вера или неверие. Говорят, что верующие люди не могут объективно взглянуть на вещи. Но что это значит: объективно смотреть на вещи? Может быть, по-другому здесь надо взглянуть, так, как Бог смотрит.

Валаам, когда пришел проклясть народ, не смог этого сделать. Не получилось, потому что, как бы ни был слаб этот народ, какие бы недостатки у него ни были, а Господь ведет их. Вопреки всему у них блестящее будущее, и глаза веры могут это увидеть. А глаза неверия – они увидят только плохое. И порою ослица, как сказано в книге Чисел, видит больше, чем умудренный жизнью, уважаемый старец.

Как важно в этой жизни видеть то, чего не видят глаза неверия: видеть ангелов, видеть водительство Божие, видеть то будущее, славное, доброе, великолепное будущее, которое Господь приготовил для верующих в Него. Для того и дана нам пустыня, сухая полоса в жизни, чтобы глазами веры мы увидели то, в чем обманывают нас наши плотские глаза.