Песня Песней проповедь

Олег Жиганков
Песня Песней

Любовь приносит не только радости, но и много печали. Будем говорить о любви честно, как говорит об этом книга Песни Песней.

Знаете, говорят, что сколько ни тверди «халва, халва» - слаще не станет. Сколько ни говори «любовь, любовь», любви больше от этого не станет. Но мы знаем, что Слово Божие становится плотью. Слово Божие становится плотью, и все, что в Слове Божием, воплощается в нас, становится нашей плотью. Вот та сила, которой Слово Божие обладает. Не наше слово, а Слово Божье. Поэтому, говоря о любви Божией, будем обретать любовь.

В каждую эпоху у людей были разные представления о любви. Мы можем сегодня смеяться над тем, что говорили люди сотни лет назад. Может быть, когда-нибудь кто-то посмеется и над тем, что говорим сегодня мы. В любом случае, то, что мы находим в книге Песни Песней, и то, что сегодня подразумеваем под любовью далеко не во всем одинаково. Но в какое бы время люди не жили, как сказал брат Вильгельм из кинофильма «Имя розы», верно одно: «Насколько жизнь была бы спокойной, насколько была бы удовлетворенной, насколько была бы безопасной она без любви… И насколько пустой и бессмысленной».

Без любви мир бывает пустым и бессмысленным. Обратите внимание, каким образом в Песни Песней открывается Соломону и Суламите этот мир. Он начинает открываться им по-новому. Они видят то, чего прежде не замечали. Они видят природу вокруг себя. Соломон смотрит на нее и видит полки со знаменами, он видит в ней башни, он видит в ней золото, видит в ней ароматную влагу, видит в ней лилии, и пальму, и стену видит, и пшеницу видит, и ожерелье видит, и щиты на столпе Давидовом видит. Он начинает смотреть на мир другими глазами. И она начинает смотреть на мир другими глазами.
Наконец-то человек начинает замечать, что кроме него в этом мире есть еще что-то. Как ни странно, человек обычно смотрит на этот мир, но кроме себя в нем ничего не замечает. В том-то и заключается призвание любви, чтобы помочь человеку разорвать этот круг замкнутости на себе, на своем эгоизме, на своем «Я» и увидеть, что в мире кроме тебя есть что-то еще. Что в мире еще что-то движется, что в мире еще что-то кушает, что в мире еще что-то движется, еще что-то цветет, что кто-то живет в нем помимо тебя – хочешь ты того или не хочешь. Что кто-то есть вне тебя, хочешь ты того или не хочешь.

Есть такая песенка, ставшая настоящим гимном конца бурных шестидесятых. В ее припеве всего четыре строчки. Это настоящий гимн шестидесятых. Это песня на английском, но вы все ее поймете.

Первая строчка: All we need is love
Вторая строчка: All we need is love
Третья строчка: All we need is love
И четвертая строчка: Love is all we need

На самом деле, наверное, это не так. Кроме любви нам нужно что-то еще: нужно покушать, одеться, нам нужно переночевать где-то, нам нужно учиться, нужно работать. Но любовь – это тот ключ, которым открывается весь мир перед человеком. Это тот ключ, который Господь вкладывает в сердце каждого из нас и поворачивает его. А когда что-то в нашем сердце поворачивается – это и больно, и сладко.

Но великая благодать любви в том, что человек начинает замечать, видеть вокруг себя этот мир: видеть камни, видеть траву, видеть муравьев, видеть кузнечиков, видеть солнце, видеть облака, видеть электрички, видеть других людей… И все это наполняется для него каким-то смыслом. Человек обретает любовь ко всему.

Но не будем идеализировать любовь, потому что все, что есть на земле, в том числе и любовь, все это не совершенно. И на ее пути, на пути любви, есть множество препятствий. Она бывает отягчена проблемами, сложностями, испытаниями. Но, самое страшное, она, бывает, проходит.

Соломон писал Песнь Песней с радостью, когда весь мир для него распахнулся, когда он был так влюблен… Но тот же Соломон пишет: «мужчину, одного из тысячи, я нашел, а женщину не нашел». Как так?

Любви боятся, потому что любовь приносит боль. Любовь приносит с собой не только радость, она приносит с собой боль, и много боли. И лучший способ избавиться от этой боли – просто не любить. Любви боятся потому, что она накладывает ответственность за другого человека, ответственность, которой никто не хочет. Мы хотим за себя отвечать, и то это для нас много – чтобы мы за себя отвечали. Пусть бы кто-нибудь еще за меня ответил. Как хорошо на кого-то свалить ответственность за  себя, за свои поступки, за свои боли, за свои проблемы, несчастья. А любовь требует, чтобы вы еще за кого-то взяли на себя ответственность. Это уж слишком. Любовь подводит, потому что возможна ее потеря. Рано или поздно ее действительно предстоит потерять.

Даже ученики Иисуса Христа, даже Мария, которые увидели, что, наконец-то теперь их может кто-то любить, просто так любить, по-настоящему любить, даже они испугалась, когда им показалось, что эта любовь их подвела. Подвела, сделала нестерпимо больно, когда Христа забрали от учеников, и когда Его пригвоздили ко кресту.

Мария, наверное, думала: вот, как я права была, как я была права… раньше жизнь-то меня учила-учила ни к чему не привязываться, ничего больше не любить… Нет, я подумала, что можно, все-таки, что-то любить, что можно к чему-то привязаться, и вот опять потеря, и на этот раз уже все… На этот раз уже полное опустошение.

У Пастернака есть стихотворение, которое так и называется: «Магдалина». Читается оно так:

У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые Твои.

Шарю, и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.

Ноги я Твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала, с горла
В волосы зарыла, как в бурнус.

Будущее вижу так подробно,
Будто Ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.

Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.

Даже такая любовь, поверив в которую люди решили, что она никогда не перестает, может, как кажется, со смертью перестать. С преждевременной, неожиданной, нелепой смертью. Любовь – это то, что в жизни подвергается самым суровым испытаниям. Ничто таким испытаниям не подвергается, как любовь.

Сатана пытался озлобить Иисуса Христа, лишить Его любви. Зачем издевались над Христом на Голгофе и перед Голгофой? Для того, чтобы попытаться озлобить Его, для того, чтобы вырвать у Него любовь. Бичевание, плевки, насмешки, крест… Вы знаете, каждого, у кого есть любовь, враг пытается озлобить, у каждого пытается вырвать эту любовь. Господь сказал: «Прости им, Господи, ибо не знают, что творят».

Сатана пытался озлобить Иова и каждого из нас. И это ему дается так легко. Знаете, как легко нас озлобить бывает. Как легко бывает нас огорчить, как легко бывает вырвать из нас любовь. Только тогда, когда человек за Христа держится, за руку Его, и когда Христос удерживает человека за руку, тогда мы можем сказать: «Господи, прости им». Любовь повергает человека на колени, а на коленях к человеку возвращается любовь. Любовь больна, любовь болезненна еще и потому, что, как говорят, любовь требует жертв, и она потребовала этой жертвы и от Сына Божьего. Еще какой жертвы! Самой большой жертвы, конечной жертвы – жизни. Прочитаю вторую, краткую часть этого стихотворения:

Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в буру смерч над головою
Будет к небу рваться этот крест.

Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток,
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.

Мы читаем в книге Песни Песней, что сильна как смерть любовь. А Христос доказал, что сильнее, чем смерть. Любовь сильнее, чем смерть. Любовь дорастает до Воскресения.
Мы все по жизни ослаблены и искалечены, и мы все боимся любить, потому что любовь приносит (мы все знаем, что она с собой приносит) и боль, и жертву, она приносит непонимание, она приносит боязнь потерять ее, она приносит с собой целый букет страхов, переживаний… Поэтому каждый из нас может учиться любить. Каждый человек на этой земле – он искалеченный, уже обожженный чем-то, битый. Каждый человек и хочет любить, и не хочет, и может любить, и не может. Наверное, для каждого человека необходимо учиться, просто учиться заново, шаг за шагом, маленький шаг за маленьким шагом, учиться любить. Как учатся ходить после аварии, как учатся смотреть после травмы, как учатся кушать после операции. Ложка за ложкой, шаг за шагом, взгляд за взглядом – человек учится любить. Мы учимся любить, начиная с малого. Мы все говорим о любви к Богу, мы все говорим о том, чего мы хотим достичь. Мы хотим любить Бога!

Я недавно книгу одну прочитал католическую, в которой человеку задается откровенный вопрос: а можем ли мы вообще любить Бога? И если «да», то сколько раз мы можем любить Бога? Дается и ответ: вообще, это навряд возможно, но было бы неплохо хотя бы один раз, хотя бы на какое-то время полюбить Бога. Я не могу с этим согласиться, но я вижу, что человеку тяжело любить, и что человеку тяжело любить Бога. И мы, опаленные жизнью, ослабленные, несовершенные, мы учимся шаг за шагом любить. Мы сначала учимся, как учится человек ходить, мы учимся, мы смотрим себе под ноги и мы видим асфальт, мы видим землю, мы видим траву под ногами, и мы учимся любить то, что у нас под ногами, мы учимся любить самое простое, учимся любить эти камни…

Мы подвернули ногу на снегу, нам больно, и мы ожесточаемся. Скажите: «Спасибо, Господи! Это больно, но ничего, я живой, у меня есть ноги, есть дорога эта, есть этот снег». Будем учиться любить с мелочей. Проще всего человеку научиться любить хотя бы, что у него под ногами.

Известный поэт, Чичибабин, написал замечательный стих, который называется «Мой лес вечерний». Я не буду его весь зачитывать, но в нем есть такие слова, которые выражают всю его сущность:

Мне ближе братьев и сестер мой лес вечерний…
Есть даже и у дикарей тоска и память.
Скорей бы, Господи, скорей в безбольность кануть.

Для человека легче любить деревья, для человека легче любить лес, для человека легче любить природу, чем людей. И это первый шаг. а второй шаг – это полюбить то, что движется на лоне этой природе, полюбить птиц, полюбить муравьев, которые, порой, кусаются, полюбить птиц, которые будят нас по утру и не дают спать. Чем разумнее существо, тем сложнее его полюбить, как это не странно. Сложнее уже полюбить собаку, потому что вас уже когда-то укусила собака, а другая от вас убежала, а третью отравил сосед, как в песне поется. И собаку уже тяжело полюбить, ее тяжело завести, потому что ее не хочется любить, потому что ее страшно любить. А еще больнее и еще страшнее любить просто людей, которые на улице, тех, которые ходят, которые где-то на станции. Эти люди когда-то не помогли вам, когда вас на улице били, может быть. Эти люди не пришли на помощь, этим людям было все равно. Эти люди, как вы знаете, пройдут мимо в вашей беде, а может, еще и поддадут вам. Их тяжело любить, этих людей.

Но посмотрите на них, посмотрите, когда вы ждете электричку, когда вы идете по улице, посмотрите, как они едят пирожок, посмотрите, как они улыбаются, как они огорчаются. Подумайте о них. Постарайтесь их полюбить.

Я сейчас хочу вам показать еще один небольшой сюжет, на этот раз из моей частной хроники. Здесь показано существо, которое я очень и очень любил, и после потери которого мне было тяжело вообще что-либо любить. Я даже боялся любить, я замкнулся в себе, потому что мне было больно это существо потерять. Так горько терять что-то, так горько терять то, что вы любите.

Это белочка, маленькая-маленькая. Она жила у нас в доме, в волосах моей жены, в основном. И когда волосы были мокрые, после ванны, белочке было не очень приятно.
Это существом буквально с неба свалилось на нас, с дерева. И было оно такого крошечного размера, что мы сначала не поняли, что это такое. Мы выкормили его с пипетки. Несколько месяцев мы были неразлучны. Мы везде ходили с этим бельчонком, и когда нас встречали люди, которые работали со зверями, они говорили, что так не бывает, белки не приручаются, они не поддаются дрессировки. Все, что они могут – это только в колесе гонять. А мы ходили и в магазины, и в церковь, а она перелезала из одного кармана в другой. А если ты ее куда-нибудь отсадишь, то она тебя обязательно догонит, хоть ты на машине уезжай, она обязательно догонит и запрыгнет на тебя, и еще даст знать, что так не хорошо делать. Мы любили это существо, и однажды оно выросло и ушло от нас, ушло в лес, ушло туда, где на деревьях было много других белок, и это была тяжелая потеря. Тяжело было терять, но вместе с этим приходило осознание того, что такова любовь. Любовь не ищет своего, любовь ищет того, чтобы другому было хорошо.

Еще тяжелее любить наших близких людей. Легко любить деревья, снег, траву с дождем, сложнее любить собак, бельчат, еще сложнее любить людей на улице, не известных вам людей. Но еще сложнее любить людей хорошо вам известных. Потому что чем ближе вы к ним приближаетесь, тем больше вы видите всю ту муть, которая на душе у каждого человека. Чем ближе  вы смотрите на человека, тем больше вы в нем видите того, что, может быть, вам не хотелось в нем видеть. Да, такого человека еще сложнее любить, за такого человека еще сложнее радоваться. Люди вокруг нас все такие-сикие, мы знаем их недостатки, но посмотрите на них, порадуйтесь за них, отпустите их, как эту белочку.
Когда я читаю Песнь Песней, то многие вещи, честно говоря, не понимаю. Это такой разговор о любви, которой я не могу понять. Я не могу понять (как, наверное, тяжело это понять), как могли радоваться другие люди за Соломона и за Суламиту. Как могли шестьдесят цариц Соломоновых и восемьдесят наложниц, как они могли, увидев Суламиту, восхвалять ее и радоваться за нее? Как они могли? А, видимо, могли.
Говорят, что есть четыре вида любви: первая – это любить себя для себя, и это самый настоящий эгоизм. Вторая – это любить кого-то для себя. Это когда вы любите кого-то для себя, когда телефон этого человека можно отключить, когда он вам не нужен, и снова подключить, когда он вам нужен. Третья любовь – это любить другого человека ради него самого – это то, что мы называем жертвенной любовью. Но и это еще не все. Божья любовь, она потрясающая. Любовь, которая в Священном Писании представлена, она парадоксальная. Есть любовь, про которую сказано: любить себя ради другого человека, любить себя ради другого.

Христос не возненавидел Себя, когда Он шел на крест, Христос любил Себя, и эта любовь способна воскрешать. Когда Христос воскрес, мы читаем, Он просто наслаждается, радуется Своим телом новым. Он и тем радовался, Он и этому радуется, Он любит Себя. Любовь Божия – это любить и себя ради любви к другому человеку.

И, наконец, еще одна любовь – это любовь к Богу. Сложнее всего любить Бога: не траву, не собак, не людей на улице, не ближних ваших. Сложнее всего любить Бога, потому что Бог «заварил всю эту кашу», все, что с нами происходит, это происходит потому, что Он нас создал, потому что в Его руках все, даже и наши страдания. Жена Иова, помнится, говорила: «Похули Бога и умри». Проще всего для человека похулить Бога, а не любить Его. И люди многие хотели бы любить Бога, а не могут. Тяжело любить Бога. Больной, больной, больной человек… Давайте шаг за шагом учиться ходить с Богом, учиться любить Бога. Когда мы идем по дороге, скажите Богу: «Господи, как я Тебя люблю за вот эту дорогу, ту, что у меня под ногами стелится, за то, что я сейчас ногу подвернул слегка и чувствую, что она у меня есть, за то, что тут комары летают, за то, что люди в электричке проехали, за то, что есть у меня друзья, которых я знаю слишком хорошо, и которые меня слишком хорошо знают. Спасибо, Господи, за то, что Ты есть. Как я благодарен Тебе, Господи, за все это, и как мне тяжело бывает от всего этого, от всего этого мира, который вокруг меня. И все равно, спасибо».

На всех этих уровнях, на которых мы учимся любить, на всех этих уровнях помните о том, что Бог все это создал, все это не пришло просто так, что это Его любовь, Его милость. А еще спешите на свидание с Богом. Самое верное средство погубить любую любовь – это разлука, это долгая разлука, это пренебрежение, это высокомерие. Самый верный способ погубить любовь к Богу – это быть от Него в стороне, это не читать Слово Божие каждый день, через которое Он открывается, это пренебрегать чем-то, пренебрегать другими людьми. Я уже заканчиваю свою проповедь, я хочу только сказать, что когда вы читаете Слово Божие, Песнь Песней, другие писания, возьмите тетрадку, запишите то, что вам приходит в голову, запишите свои мысли. Не какие-то высокие богословские мысли, а напишите, как вам Бог открывается, почему вы любите Бога за то, что Он нам дает то, что дает. Любовь без слов – что это за любовь? Как мы можем любить Бога, если мы не признаемся Ему в любви? Как мы можем это делать, я не знаю. Любовь требует выражения. Когда человек был создан Богом, и он весь мир этот увидел, а ему не с кем было поговорить, он говорит: пустота, нет мне помощника, нет мне собеседника, дай мне, Господи, кого-то, с кем бы я мог себя выразить, кому я мог что-то рассказать. Так мы устроены: если вы не говорите Богу о своей любви, она тает. Записывайте, просто записывайте. У кого нет тетрадки, подойдите ко мне, я вам дам.

Я мечтаю о том времени, когда мы все сможем не бояться любви, когда мы все сможем не бояться доверять друг другу, когда мы все сможем радоваться друг за друга, когда мы все сможем не завидовать друг другу, когда мы сможем все не злословить друг против друга, когда мы сможем не убивать друг друга словом, когда сможем любить, а не прелюбодействовать, когда сможем почитать отцов и матерей наших и наставников, и учителей наших, какими бы они ни были, когда мы сможем радоваться Божьему миру, который нас окружает. Я мечтаю об этом времени, и, наверное, честно вам скажу, я его никогда на этой земле не дождусь. Наверное, я его никогда здесь не дождусь. Но что же! На то мы и адвентисты, правильно? Чтобы ждать, и чтобы надеяться, и чтобы дождаться.
Дождемся? Дождемся? Господь придет.

Так сказал Христос: «В доме Отца Моего обителей много, а если не так, иду приготовить для вас место». Помолимся: Господь, милосердный! Господи, ты сказал, что Ты есть любовь. Господи, как мы страшимся Тебя, как мы страшимся любви, Господи, и неспроста, потому что тяжелое это занятие. Но мы молим Тебя, Господи, любовью Ты спас нас, поэтому не отними ее от нас. Молим Тебя, Господи, чтобы все мы дождались того времени, когда мы сможем свободно любить друг друга, когда мы сможем не завидовать, когда мы сможем сорадоваться, когда, Господи, мы сможем не бояться потерять любовь, потому, что, Господи, Ты вечен и потому что Ты хочешь, чтобы и мы были вечны, потому, что любовь – вечна. Мы благодарны Тебе за этот дар, дай получить нам его, Господи. Аминь!

Апостол Павел написал: «Благодать Господа нашего, Иисуса Христа с вами,  любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь!»