На набережной Волги в центральной части города всегда людно, особенно в вечерние часы, когда наиболее заметно разделение прогулочных зон по возрастам. Ближе к реке, где шеренгами расположились ресторанчики и кафе, громко веселится молодежь. По широким травяным террасам, разрезанным бетонными тропками, прогуливаются и уединяются парами на витых скамьях влюбленные. Верхнюю парковую зону с ракушечными светлыми аллеями и множеством скамеек оккупируют пожилые парочки. Между собой эти тенистые уютные уголки старички прозвали Театральными. То ли из-за близости Театра музкомедии, то ли из-за театральности всего происходящего в этом парке.
Полутьма из-за редких, спрятавшихся в кронах, фонарей, свежий речной ветерок, таинственное перешептывание деревьев, невольно пробуждают ностальгию по давним свиданиям и желание вернуть и освежить полузабытые трепетные чувства ожидания чего-то необыкновенного от касаний неуверенных рук, нежных губ и жарких тел. Здесь царит атмосфера омоложения и возрождения. Вид целующихся на скамейках старичков не коробит, а умиляет.
Прогулки по набережной невольно навевают ассоциации с процессами, происходящими в русской литературе. То же самое ощущение огромного, разделенного на неравные зоны пространства. В тенистых коридорах немыслимо размножившихся Союзов писателей целуются увешанные антикварными регалиями солидные Члены. Здесь царит запах ностальгии по Сталинским и Ленинским премиям, и злобные выпады в сторону шумоватой писательской поросли, переставшей уважать старость и преклоняться перед званиями и наградами.
На нижнем ярусе набирает неимоверную силу виртуальный писательский мир, напоминающий
телевизионные тусовки со множеством микрофонов, когда все пытаются перекричать друг друга.
А между ними по неухоженным каменистым дорожкам бродят влюбленные в литературу мятущиеся души. Виртуальный писательский мир пугает их шумом, бескультурием и нахрапистой бесцеремонность, тихий омут Союзов Членов отпугивает замшелым запахом загнивания и манией застарелого величия.
Сейчас в России стало модным выражение «капитализация должности». В клановых сообществах сильных мира сего считают полными дураками тех, кто выгоды должности не превращает в денежные накопления.
Союзы писателей и образуют один из таких кланов. Какие вопросы обсуждаются на собраниях и съездах? Вовсе не падение рынка бумажной продукции, на нее уже давно махнули рукой, не проблемы снижения художественного уровня литературы, не засилие агрессивного богатого графоманства в издательствах, не судьба самих этих утонувших в долгах издательств, нет.
Самые горячие споры вызывают проблемы выживания и привлечения денежных средств. Нет, не зарабатывания, а выжимания из бюджетов разных уровней, поиски спонсоров, требования создания различных благотворительных фондов и даже просто унизительное выпрашивание милостыни у олигархов и государства.
Подают, но мало. А терять достигнутый уровень жизни кому хочется? Ведь многие обрегаленные Члены практически не вылезают из писательских санаториев и пансионатов, не выдавая нагора даже грамма угля в год. Им очень обидно, что прекратились потоки гонораров от переизданий старого хлама, который никто никогда не читал и читать никогда не будет. Им обидно, что перестали организовывать заграничные круизы и не приглашают на зарубежные престижные форумы. Собирают только на свои брюзжавые толкучки с дорогим коммерческим буфетом.
Понять же, что звание Писатель присуждает не председатель Союза за немалую взятку, а народ, никто не хочет.
Это Учитель – ПРИЗВАНИЕ, а Писатель, извините, - это ПРИЗНАНИЕ.
Слава богу, пока не додумались еще на Писателя учить в университетах, хотя выпускники литературных факультетов упрямо претендуют на это звание.
Стоит только любого литературоведа или пишущего критика попросить назвать хотя бы десяток русских писателей с мировым признанием – следует задумчивое рассматривание потолка и длительное пережевывание множества имен беззвучными губами.
Нет таковых. Новый Золотой век русской литературы еще не наступил. Но ждать его прихода в писательском мире осталось недолго.
Все знают, что в разных направлениях искусства бывают приливы и отливы. Все знают мастеров эпохи Возрождения, века Ренессанса, знают имена великих художников и скульпторов, завоевавших мировое признание. Был и в России разовые всплески поэтических и писательских талантов, разделенные столетием.
Это было возможно только в определенной сложившейся ситуацией, связанной с пиком культуры и образования в обществе. Давно доказано, что человек-разумный – продукт общественной среды, уровня цивилизации. Когда смотришь на уровень преподавания тогда и сейчас, вопросы отпадают сразу. Уровень простого лицеиста резко превышал образовательный и культурный уровень современного выпускника академии.
Произошла технизация образования и минимизация требований к винтикам общества. Вместо выпуска гармоничного механизма, способного на самостоятельную деятельность и творчество, современное общество выпускает стандартные наборы для конструктора. И еще не каждый руководитель потом справится с задачей собрать из винтиков и гаечек полноценно работающий механизм. И уж точно этот механизм не побьет никаких рекордов, если вообще подлежит модернизации.
Стандартные винтики в России стали выдавать нагора стандартную продукцию серого качества. Писательский рынок только изредка вспучивался редкими бугорками из-за возникающего спроса, вызванного разными социальными потрясениями.
После второго Смутного времени, когда пали все цепи и запреты, начался бум запретной ранее литературы. Люди, как некогда винные полки, штурмовали полки книжных магазинов и запоем читали недоступную ранее антисоветчину, эротику и публицистику.
Прошло Смутное время и бум читательства перерос в бум писательства, когда было прочитано все желаемое и вовремя появился Интернет, где каждый без чернил и бумаги мог писать что угодно, где угодно и когда угодно. Сбылась мечта идиота о безграничной свободе.
Число писателей резко превысило число читателей. Литературные сайты быстро превратились в завалы скрозь нечитанных опусов, в нелитературные свалки графоманского мусора. Началась гонка за читателем. Обезьяньими ужимками и прыжками, организацией конкурсов с предсказуемыми результатами, хождением в народ за подаянием, организацией белого и черного пиара, скандалами и просто подделкой и обманом, началось накачивание дутой популярности.
Любой пузырь, как известно, все равно лопается. От надутых сайтов и страниц авторов вскоре остались одни ошметки и скандальная горечь несбывшихся надежд. Неоправданные то были ожидания. В самый бум надувания пузырей произошла РАСКАПИТАЛИЗАЦИЯ писательского рынка.
Теперь деньги платили не писателю, а писатель платил издательству, чтобы его опус напечатали на бумаге. И полки магазинов стали забивать мемуары поп-див от шоу-бизнеса, скандальные разоблачения политиканов и графоманская чушь новых русских.
Грустная обратная картина книжного бума – полные полки дорогущих разукрашенных книг при пустых залах магазинов. Редкий фанат-читатель доберется до середины забитой мусором книжной полки.
Есть ли надежда на новый Золотой век в России? Есть ли надежда на появление гениальных пахарей заброшенной, заросшей сорняком российской писательской нивы?
Есть. Связана эта надежда, как ни странно, не с надеждами на улучшение очень среднего и не очень высокого высшего образования, а свободным доступом к знаниям.
Русская земля не оскудела на таланты. Просто почти сто лет не было нужной социальной среды и свободы доступа к культурным ценностям.
Сейчас по числу высококлассных программистов, хакеров, Россия превзошла все страны мира вместе взятые. И учились эти парнишки школьного возраста не в университетах. Сами черпали знания из Интернета. Брали оттуда все, что хотели. Никто уже не станет сейчас спорить, что самый высокий уровень доступа к культурному мировому достоянию – в мировой сети.
Писателю в первую очередь нужна культурная среда, из которой черпает он сам и которая способна оценить его произведения, его талант. Нет среды, нет спроса – нет почвы для развития писателя и его становления.
Резкий переход на капрельсы в России при возрастании интенсивности труда и уменьшении свободного времени, когда возросла занятость большинства активного населения, породил популярность ЭКСПРЕСС-ЛИТЕРАТУРЫ. Любой спрос рождает предложение. Резко уменьшились объемы произведений. Литсайты заполонили миниатюры и зарисовки в пол-листа, рассказы в два-три листа. Даже появились экспресс-детективы, где на пяти листах проводится расследование на спринтерской скорости. Экшн, остросюжетник, новелла и детектив – в одном флаконе.
Предложение вскоре превысило спрос, а любой экономист скажет, к чему это ведет – к обесцениванию продуктов труда. И плата уже за любой писательский труд упала до нуля и даже ушла в минус. Тут же встал вопрос – не выплеснут ли эти экономические рычаги вместе с помоями и растущего талантливого ребеночка?
Вопрос серьезный и пошли разговоры и споры о возврате к КАПИТАЛИЗАЦИИ писательского труда. Сейчас, когда даже крупные издательства резко сокращают объемы печати и уже переходят на выплату гонораров от продаж, происходит естественный процесс их вживления в виртуальный мир.
Любой посетитель сайтов найдет теперь в Интернете электронные версии всех печатных газет и журналов. Возникает жуткий парадокс – кто будет покупать журнал за рубли, если его можно за копейки посмотреть в том же айфоне?
Естественно, этот перекос в ближайшее время будет устранен введением подписки на электронные газеты и журналы. Что мешает сделать это сейчас? Как ни странно – стационарность компьютеров и даже килограммовых ноутбуков.
При появлении в массовой продаже дешевых цветных ридеров, электронных читалок, весом не более трехсот грамм, с двумя экранами и совмещенными функциями телефона и телевизора, халява в Интернете закончится. Начнется бум электронной распродажи книг, газет и журналов.
Сейчас, при бесплатном доступе к электронным библиотекам, только самые дальновидные создают собственные хранилища книг. Но ведь всемогущая реклама заставит скачивать и новинки. Вот тогда сработает инстинкт собственника: «У всех есть, кроме меня», - вечный двигатель торговли.
Нет, читать больше не станут. Читатели станут собирателями, коллекционерами, фанатами.
Известные программисты предрекают переход на клипизацию книжной продукции, как в свое время произошло с бумом книг-комиксов. Писатели напишут сценарии-сюжеты, по которым снимут клипы. Это будет прообраз нового направления в писательстве. Клипизацию будут активно спонсировать как производители читалок, так и памяти для них. Любой спрос будет рождать предложение.
Нынешняя раскапитализация писательского рынка еще важна и для формирования читательского вкуса. Недоступные ранее графоманские опусы уже сейчас прекрасно ориентировали читательскую массу на поиск качественной продукции. Десятилетия писательского безденежья непременно будут вознаграждены.
Осталось немного – отсеять зерна от плевел.