Раскапитализация литературы

Галущенко Влад
    На набережной Волги  в центральной части города всегда людно, особенно в вечерние часы, когда наиболее заметно разделение прогулочных зон по возрастам.  Ближе к реке, где шеренгами расположились ресторанчики и кафе, громко  веселится молодежь.   По широким травяным террасам, разрезанным бетонными тропками, прогуливаются и уединяются парами на витых скамьях влюбленные.  Верхнюю парковую зону с ракушечными светлыми  аллеями  и множеством скамеек оккупируют пожилые парочки.  Между собой эти тенистые уютные уголки старички прозвали  Театральными.  То ли из-за близости  Театра музкомедии, то ли из-за  театральности всего происходящего в этом парке. 
 
   Полутьма  из-за редких, спрятавшихся в кронах, фонарей,  свежий речной ветерок,  таинственное перешептывание деревьев,  невольно пробуждают ностальгию по давним свиданиям и желание вернуть и освежить полузабытые  трепетные чувства ожидания чего-то необыкновенного от касаний неуверенных рук, нежных губ и  жарких тел.  Здесь царит атмосфера омоложения и возрождения.  Вид целующихся на скамейках старичков не коробит, а умиляет.

    Прогулки по набережной невольно навевают ассоциации с процессами, происходящими  в русской литературе.  То же самое ощущение огромного, разделенного на неравные зоны пространства.   В тенистых коридорах немыслимо  размножившихся  Союзов писателей целуются увешанные антикварными регалиями  солидные  Члены.  Здесь царит запах ностальгии по Сталинским и Ленинским премиям,  и злобные выпады в сторону шумоватой писательской поросли, переставшей уважать старость и преклоняться перед званиями и наградами.

   На нижнем ярусе  набирает неимоверную силу виртуальный писательский мир, напоминающий
телевизионные тусовки со множеством  микрофонов, когда все пытаются перекричать друг друга.

   А между ними   по  неухоженным  каменистым дорожкам  бродят  влюбленные в литературу мятущиеся души.  Виртуальный писательский  мир пугает их  шумом,  бескультурием и  нахрапистой  бесцеремонность,  тихий омут Союзов Членов отпугивает  замшелым запахом загнивания и  манией застарелого величия.

   Сейчас в России стало модным  выражение «капитализация должности».  В клановых сообществах сильных мира сего считают полными дураками тех, кто  выгоды должности не превращает в денежные накопления.
 
  Союзы писателей и образуют один из таких кланов.  Какие вопросы обсуждаются на собраниях и съездах?  Вовсе не падение рынка бумажной продукции, на нее уже давно махнули рукой,  не проблемы снижения художественного уровня литературы, не засилие агрессивного богатого графоманства в издательствах,  не судьба самих этих утонувших в долгах издательств, нет.

    Самые горячие споры вызывают проблемы выживания и привлечения денежных средств.  Нет,  не зарабатывания, а выжимания из бюджетов разных уровней,  поиски спонсоров, требования создания  различных благотворительных фондов и даже просто унизительное выпрашивание милостыни у  олигархов и государства.

   Подают, но мало.  А терять достигнутый уровень жизни кому хочется?  Ведь многие обрегаленные Члены практически не вылезают из писательских санаториев и пансионатов, не выдавая нагора даже грамма угля в год.  Им очень обидно, что прекратились потоки гонораров от переизданий  старого хлама, который никто никогда не читал и читать никогда не будет. Им обидно, что перестали организовывать заграничные круизы  и  не приглашают на зарубежные престижные форумы.  Собирают только на свои брюзжавые толкучки с дорогим коммерческим буфетом.

     Понять же, что звание Писатель присуждает не  председатель Союза  за  немалую взятку,  а народ, никто не хочет.

Это Учитель – ПРИЗВАНИЕ, а Писатель, извините, - это ПРИЗНАНИЕ.

   Слава богу,  пока не додумались еще на Писателя учить в университетах, хотя выпускники литературных факультетов  упрямо претендуют на это звание. 

   Стоит только любого литературоведа или пишущего критика  попросить назвать хотя бы  десяток  русских писателей с мировым признанием – следует задумчивое рассматривание потолка и длительное пережевывание множества имен беззвучными губами.
 
   Нет таковых.  Новый Золотой век русской литературы еще не наступил.  Но  ждать его прихода в писательском мире осталось недолго.

   Все знают, что в разных направлениях искусства бывают приливы и отливы.  Все знают мастеров эпохи Возрождения, века Ренессанса, знают имена великих художников и скульпторов, завоевавших мировое признание.  Был и в России разовые всплески поэтических и писательских талантов, разделенные столетием.

   Это было возможно только в определенной сложившейся  ситуацией, связанной с пиком культуры и образования в обществе.  Давно доказано, что человек-разумный – продукт общественной среды,  уровня цивилизации.  Когда смотришь на уровень преподавания  тогда и сейчас, вопросы отпадают сразу.  Уровень простого лицеиста  резко превышал образовательный и культурный уровень современного выпускника академии.

  Произошла технизация образования и минимизация требований к винтикам общества. Вместо выпуска гармоничного механизма, способного на самостоятельную деятельность и творчество, современное общество выпускает стандартные  наборы для конструктора.  И еще не каждый руководитель потом справится с задачей собрать из винтиков и гаечек полноценно работающий механизм.  И уж точно этот механизм не побьет никаких рекордов, если вообще подлежит модернизации.

  Стандартные  винтики в России стали выдавать нагора стандартную продукцию серого качества.  Писательский рынок только изредка вспучивался редкими бугорками  из-за возникающего спроса, вызванного разными социальными потрясениями.

   После  второго Смутного времени, когда пали все цепи и запреты, начался бум запретной ранее литературы.  Люди, как некогда винные полки, штурмовали полки книжных магазинов  и запоем читали недоступную ранее антисоветчину, эротику и  публицистику.

  Прошло Смутное время и бум читательства перерос в бум писательства, когда было прочитано все желаемое и вовремя появился Интернет, где каждый без чернил и бумаги мог писать что угодно, где угодно и когда угодно.  Сбылась мечта идиота о безграничной свободе.

  Число писателей резко превысило число читателей.  Литературные сайты быстро превратились в завалы скрозь нечитанных опусов, в нелитературные свалки графоманского мусора.  Началась гонка за читателем.  Обезьяньими ужимками и прыжками, организацией  конкурсов с предсказуемыми результатами, хождением в народ за подаянием, организацией белого и черного пиара, скандалами и просто  подделкой и обманом,  началось накачивание дутой популярности.

  Любой пузырь, как известно, все равно лопается. От надутых сайтов и страниц авторов вскоре остались одни ошметки и скандальная горечь несбывшихся надежд.  Неоправданные то были ожидания.  В самый бум надувания пузырей произошла  РАСКАПИТАЛИЗАЦИЯ  писательского рынка.

   Теперь  деньги платили не писателю, а писатель платил издательству, чтобы его опус напечатали на бумаге.  И полки магазинов стали забивать мемуары поп-див от шоу-бизнеса, скандальные разоблачения политиканов  и  графоманская чушь новых русских. 

   Грустная обратная картина  книжного бума – полные полки дорогущих  разукрашенных книг при пустых залах магазинов.  Редкий фанат-читатель доберется до середины  забитой мусором книжной полки.

  Есть ли надежда на новый Золотой век в России?  Есть ли надежда на появление гениальных  пахарей  заброшенной, заросшей сорняком  российской писательской нивы?

  Есть.  Связана эта надежда, как ни странно, не с надеждами на улучшение очень среднего и не очень высокого высшего образования, а свободным доступом к  знаниям.

   Русская земля не оскудела на таланты.  Просто почти сто лет не было нужной социальной среды и свободы доступа к культурным ценностям.

   Сейчас по числу высококлассных программистов, хакеров, Россия  превзошла все страны мира вместе взятые.  И учились эти  парнишки школьного возраста не в университетах. Сами черпали знания из Интернета. Брали оттуда все, что хотели.  Никто уже не станет сейчас спорить, что самый высокий уровень доступа к культурному мировому достоянию – в мировой сети.

   Писателю  в первую очередь нужна  культурная среда, из которой черпает он сам и которая способна оценить его произведения, его талант.  Нет среды, нет спроса – нет почвы для развития писателя и его становления.

  Резкий переход на капрельсы  в России  при возрастании интенсивности труда и уменьшении свободного времени, когда возросла занятость большинства активного населения,  породил  популярность  ЭКСПРЕСС-ЛИТЕРАТУРЫ.  Любой спрос рождает предложение.  Резко уменьшились объемы произведений.  Литсайты заполонили миниатюры и зарисовки в пол-листа, рассказы в два-три листа.  Даже появились экспресс-детективы, где на пяти листах проводится  расследование на спринтерской скорости. Экшн, остросюжетник, новелла и детектив – в одном флаконе.

    Предложение вскоре превысило спрос, а любой экономист скажет, к чему это ведет – к обесцениванию продуктов труда.  И плата уже за любой писательский труд упала до нуля и даже ушла в минус.  Тут же встал вопрос – не выплеснут ли  эти экономические рычаги  вместе с помоями и растущего талантливого ребеночка?

   Вопрос серьезный  и пошли разговоры  и споры о возврате к  КАПИТАЛИЗАЦИИ  писательского труда.  Сейчас, когда даже крупные издательства резко сокращают объемы печати и уже переходят на выплату гонораров от продаж,  происходит  естественный процесс их вживления в виртуальный мир. 

   Любой посетитель сайтов найдет теперь в Интернете  электронные версии всех печатных газет и журналов.  Возникает жуткий парадокс – кто будет покупать журнал за рубли, если его можно за копейки посмотреть в том же айфоне?

   Естественно, этот перекос в ближайшее время будет устранен введением подписки на электронные газеты и журналы.  Что мешает сделать это сейчас?  Как ни странно – стационарность компьютеров и даже килограммовых ноутбуков.

   При появлении в массовой продаже дешевых цветных ридеров, электронных читалок, весом не более трехсот грамм,  с двумя экранами и совмещенными функциями телефона и телевизора,  халява в Интернете закончится.  Начнется бум электронной распродажи книг, газет и журналов.

   Сейчас, при  бесплатном доступе к электронным библиотекам, только самые дальновидные создают собственные хранилища книг.  Но ведь всемогущая реклама заставит скачивать и новинки.  Вот тогда сработает инстинкт собственника: «У всех есть, кроме меня», - вечный двигатель торговли.

   Нет, читать больше не станут. Читатели станут собирателями, коллекционерами, фанатами.
Известные программисты предрекают переход  на клипизацию книжной продукции, как в свое время произошло с  бумом книг-комиксов.   Писатели напишут сценарии-сюжеты, по которым снимут  клипы.  Это будет прообраз  нового направления в писательстве.  Клипизацию будут активно спонсировать как производители читалок, так и памяти для них.  Любой спрос будет рождать предложение. 

   Нынешняя раскапитализация писательского рынка еще важна и для формирования читательского вкуса.  Недоступные ранее графоманские опусы уже сейчас прекрасно ориентировали  читательскую массу на поиск качественной продукции.  Десятилетия писательского безденежья непременно будут вознаграждены.

  Осталось немного – отсеять зерна от плевел.