Спрут в томатном соусе. Глава 37

Виталис Мерта
Солнышко карабкалось из синего леса и тихо погружалось в дымящийся морозный залив. Шли дни, смены, телесериалы. "Прожекторы перестройки" освещали мрачное,как нищая изба,настоящее. Бегали по разбитой дороге дребезжащие старые автобусы. Толкались в колбасных очередях усталые рыбообработчицы. Шумело штормовое зимнее море. Страна боролась с алкоголизмом,вырубая виноградники. Алкоголики осваивали новые виды дурманящей отравы. Все еще на полном серьезе принимались повышенные соцобязательства. Уходили в немыслимые дали, а точнее- к берегам братских стран Африки, груженые сгущенкой и тушенкой пароходы. Тонули пассажирские паромы и рыболовецкие траулеры. Советские люди,желающие пить только "монопольку",томились в очередях мавзолейной длины. Они отвергали в качестве алкогольных напитков самогон, политуру, лосьены, растворители, отвердители, красители и прочие заменители.
 На проходной рыбозавода появилась аккуратно начертанная на двух языках бумажка об открытом партсобрании. В повестке дня, окруженная недобрыми приметами, красовалась моя фамилия.

Что греха таить, партсобрания я не жаловал. Всегда. А уж колхозные и подавно. Ничего, кроме брезгливости, они не вызывали. Были скучны и являлись причиной ярко выраженной сонливости у присутствующих. Некоторые не стойкие партийцы открыто читали прихваченные с собой книги. Естественно,чтиво было далеким от идеологических проблем. Принимались показушные, как все в этом колхозе, постановления. Автоматически ползли вверх руки. Радостно бежали на выход после завершения собраний, затекшие от долгого сидения, ноги.
"Местный коммунист опаснее среднестатистического советского коммуниста.." Слова водителя мусоровозки Марта опять сбывались. Не предполагал я, что пассивные на обычных собраниях члены-коммунисты, вдруг проснутся,превратившись в рычащие и требующие чуть ли не крови, существа..
И на фоне жажды расправы восхитила меня два месяца спустя отчаянная и гордая смелость простых рабочих, сумевших не будучи охмуренными партийностью, сказать зверствующей администрации дружное и громкое "нет" !
Но сегодня собрание было партийное. Почуяв жареное, проснулись обычно дремлющие. Захлопнули книжечки любители детективов. Не интересующее никого ранее мое отсутствие на трех сонных собраниях, теперь вдруг стало недопустимым нарушением партийной дисциплины. Появилась тетрадочка с крестами против всех фамилий, кроме моей.
Мое заявление о том, что на обычных собраниях бывает от силы половина числящихся местных членов "руководящей и направляющей силы" было встречено недовольным гулом.
Слава древнему, как сама человеческая цивилизация, лицемерию. Люди с партбилетами, не знакомые мне вовсе, либо знающие только шапочно, сами грешащие побегами со скучных собраний, вдруг дружно пробудились от дремучей партийной лени и все свои организационно-уставные способности, всю дремучесть партийной кондовости, направили на искоренении во мне отсутствия веры в светлое будущее через прогулы партсобраний.
Ангелина Егоровна, не будучи партийной ( взносы уж больно велики при ее зарплате !), присутствовать на собраниях любила. Как приглашенная. Сегодня она восседала в первых рядах и на утомленном косметикой лице цвела блеклым румянцем  хищная жажда мщения.
Бодренько отрапортовав по первому пункту повестки о несомненных колхозных успехах в деле превращения дефицитного рыбного сырья в заманчиво доходные томатосодержащие консервы, секретарь преподнесла собранию на потеху мое персональное дело.
Возбужденно повизгивая на согласных звуках, активистка из свежеиспеченных, зачитала якобы выданную партбюро, мою характеристику. Подобные исследования партийности души, таящие в себе зловещую цель, были мне знакомы. Посредством ярлыков и организационно-уставных словоблудий, пред очи товарищей по ленинской партии предстал отщепенец, нарушитель дисциплины, малодостойный быть в стройных рядах строителей светлого будущего. Падший бы окончательно, но замеченный в этом падении мудрым местным руководством и теперь обретающий шанс на исправление.
"Был бы человек - дело найдется...." Актуальная в нашей стране крылатая фраза знакомо витала в колхозном клубе, где начинался партийный спектакль. Из-за стола президиума гремели и шуршали, гнусавились и чеканились озвученные фразы объективной характеристики неправильного члена КПСС: .."Товарищ работает в разделочном цехе рыбоконсервного завода отделения "Путь к победе" опорно-показательного рыболовецкого колхоза имени...Образование - незаконченное высшее... Профессия - грузчик. Член КПСС с 1977 года...Женат. Двое детей. К работе относился добросовестно, однако в течение трех последних месяцев трижды лишался премии за нарушение трудовой дисциплины и нарушения технологии разморозки рыбного сырья. В общественной работе исключительно пассивен, партсобрания посещает нерегулярно.. имеет взыскание от партбюро..."
Любопытно наблюдать, как меняются люди в зависимости от ситуации. Многие сразу поняли, что от них требуется. Гневные выступления о том, как важно в условиях начавшейся перестройки, посещать партсобрания, произносились вдохновенно и с чувством. Бывшие вояки, те, кто скучал на пенсии в маленьком гарнизоне,и посему подавшиеся в колхоз подзаработать, пламенно говорили о кознях империализма и разложении некоторых, еще совсем зеленых партийцев. Речи были складны и недобры. Сказывалась долгая военная муштра. Местные деревенские отмалчивались. Соплеменники крамольного Марта уже почуяли ветер перемен и мысли их были далеки от проблем партийного актива.
Большинство выступавших были из шкуроварни. Страх и желание обезопасить себя от гнева Егоровны заставлял партийных работяг нести идеологически правильную ахинею. Галина Сергеевна Блянцева только что произнесла блестящую речь и сияла от удовольствия. Егоровна нежно взирала на мастерицу и мысленно выписывала Блянцевой очередную премию из фонда начальника рыбозавода..
Шумно выдохнул винные пары грузчик Вован из шкуроварни. И он исполнил свой партийный долг. Теперь можно спокойно угощаться самогоночкой в бытовке. Егоровна зачтет его обличающую корявую речь.
Визгливо вспыхнула истерика плохо владеющей русским языком Симы. Она уже десять лет в партии и не пропустила ни одного партсобрания ! Так и хотелось прокомментировать: присутствие Симки на собраниях и мое отсутствие - одинаково результативны. Но Сима - из тех, кто " опаснее среднесоюзных коммунистов..".
Впрочем, год назад я все же выступил на собрании. Предложил наладить продажу рыбы и консервов рабочим отделения. Обсуждали тогда факты кражи рыбы и консервов. Поволновались. Обсудили. И все осталось по-прежнему..Рыбу тихо воруют, не имея возможности приобрести ее честным путем.

Я настолько погрузился в свои думы, что не заметил, как слово предоставили мне. Из сумбура мыслей - к бесполезности пустых слов.. Вы, сидящие здесь, запуганы Егоровной. Приятно приносить домой лишнюю сотню премии. И есть ли смысл что-то объяснять ? За исключением немногих, слишком наивных, все понимают суть этого шапито. Персональное дело на меня состряпано в угоду Егоровне. Руководство через искусственно создаваемые конфликты с рабочими экономит фонд заработной платы. Зря товарищи коммунисты столь яростно критикуют себе подобного. Любой из вас может стать следующей жертвой придирок коварной начальницы. Все знают, что вытворяла Егоровна в шкуроварне. Вспомним ее крылатую фразу о том, что на заводе нет мужчин и женщин, а есть грузчики и рыбообработчицы. Таковое отношение к людям поощряется в показательном центре. Незаконное увольнение механика Лаврентия не было отменено председателем. Дипломированный механик работает грузчиком лишь по причине дрязг семейного плана. Об этом писала республиканская газета и поэтому не считаю зазорным напомнить почему расправились с Лаврентием.
В колхозе со многими звонкими титулами творится множество несправедливостей. Я честно сказал об этом на собрании цеха. Именно поэтому и впал в немилость Егоровны.
Теперь о посещении партсобраний. На те, что проводились в рабочее время, я не ходил принципиально.Почему за меня должны работать другие грузчики ? У нас бригада из четырех человек и если я сижу на собрании - остальные трое меня обрабатывают.
 Из собраний, что проводились после смены, я пропустил три за весь период работы в колхозе. Секретарь партбюро знает, что у меня серьезно больна жена. Ей трудно управляться с двумя детьми. Секретарь парторганизации в курсе моих семейных проблем. Когда я отпрашивался у нее, она отвечала, что отпрашиваться я должен у собрания. Но собрание начинается уже после того, как уходят автобусы..
Далее..Нарушителем дисциплины трудовой меня искусственно сделали по распоряжению Ангелины Егоровны. Методика производства в ранг разгильдяя настолько подла, что не увидеть в наказаниях пристрастие может лишь сторонник таких методов.. Кстати, пока у меня только два взыскания по работе.. Речь о третьем - намек, что все еще впереди ?