Мой сын Саша

Полковник Чечель
         «То подчёркнуто немногословно, то восторженно, не по летам,
          Ты зовёшь меня в небо, полковник... Я давно уже мысленно там.
          Не случайно мне дарит сюрпризы этот сектор на звёздных часах...
          Видно, все свои прошлые жизни я бессменно провёл в небесах.                (Из песни Константина Фролова)

       Поверьте, уважаемые читатели, мне намного приятнее писать рассказы – воспоминания об авиации или о любви, причём 99% этих историй я пережил сам или был их свидетелем. Поэтому я  как «казах, который едет на лошади, и что перед собой видит, о том и поёт" -  пишу о том, что видел и пережил. Мне нет необходимости что-то придумывать, хотя, возможно, в будущем я «дорасту» до художественной прозы. Ещё Стефан Цвейг сказал: «Нет ничего прекраснее сказки, придуманной самой жизнью».  Позади прожита "половина" или больше (Всё в руках Бога и своих собственных) насыщенной событиями и людьми жизни, которая далеко не всегда была «гладкой и счастливой».  Хочется, чтобы мы учились не только на собственном опыте, но и извлекали уроки из чужих ошибок, а для этого ими надо не бояться делиться.               
    
          В 24 года, отслужив срочную службу в Воздушно-Десантных войсках, погиб мой  сын Саша. Полтора года я пил, настолько было тяжело.  С ним мне удалось то, о чём мечтает каждый отец – сын стал мне другом, я ему.  Хотя я ничего не делал специально, чтобы Саша полюбил небо, он пошёл по моим стопам.  За 4 года  успел сделать восемь попыток поступления в лётные училища Советского Союза  и две попытки в Центры лётной подготовки ДОСАФ.  Я бы так не смог. Причина не поступления самая тривиальная, в 10-ом классе Саша выполнил норматив 1 разряда по лыжным гонкам. Его стали использовать, в основном, на соревнованиях за различные спортивные общества. Я ему говорю: «Сашка, ты же гоняешься на соревнованиях  почти каждые субботу-воскресенье вместо нормальных тренировок, так можно перетренироваться». Он мне: «Папа, я себя чувствую – всё под контролем». А как можно себя чувствовать, когда азарт?  В итоге, появился небольшой функциональный шумок в сердце.

       Врачи сказали: «С возрастом пройдёт». Действительно прошло, когда вышел срок по годам поступления в лётное училище.  Самое обидное, при заключительной попытке он прошёл медицинскую комиссию полностью. Так получилось, что после окончания школы Саша со своим другом Славой сначала поступали в Черниговское авиационное училище лётчиков, хотели стать истребителями. Когда там медицинскую комиссию не прошли, забрали документы и приехали в Оренбург, в училище, которое заканчивал Юрий Гагарин, и в котором в своё время учился я. Когда там тоже не получилось, успели приехать в Москву и успешно сдали экзамены в МАИ ( Московский авиационный институт), но мест в общежитии  для иногородних уже не было. И тогда их взял к себе Харьковский авиационный институт. Саша отучился первый курс, взял академический отпуск и сделал ещё две попытки поступить в лётные училища, Харьковское и Армавирское – обе неудачно по той же самой причине, не прошёл ВЛК. Восстановился на второй курс института, на следующий год снова стал поступать в лётное училище. Не прошёл опять по медицине.               

        Призвали в ВДВ. Два года службы, ещё четыре попытки уже из армии. Во второй год  приехал снова в Оренбургское. Там прошёл всех врачей, включая терапевта, на котором всегда «резался».

         Последним из врачей проходил окулиста. Зрение 1,0 и 1,0. Врач написала «Годен», а потом увидела у Саши ниже глаза родинку, на которую до этого никто ни в одном училище не обращал внимания, в том числе и она, и говорит: «Я пишу тебе «Годен», но сходи сейчас сразу к Главврачу и покажи эту родинку.  Тот посмотрел: «Нормально, годишься». И когда Саша уже выходил он вдруг вспомнил: «Подожди Чечельницкий, а ты случайно к нам не поступал уже?» (фамилия длинная, запоминающаяся).

        Саша ему честно: «Да, два года назад поступал».  Доктор: «А тогда почему не прошёл?»
    «Терапевт срезал».
«А сейчас терапевт?» спросил доктор. «Сейчас терапевт написал, нормально, годен», - ответил Саша. Главврач посмотрел ещё раз медицинскую карту: «Нет, давай-ка съезди ты в госпиталь на обследование». Саша там пролежал неделю,  его заново посмотрели все врачи, прокрутили на всех кардиограммах, и все написали «годен». Но главврач, посмотрев заключение, побоялся брать на себя ответственность. «Давай-ка съезди ты ещё в гражданскую клинику на японскую аппаратуру». Сам позвонил туда, чтобы у парня «что-то» нашли.
 
      «Естественно» - нашли…  Последнее письмо из армии от Саши пришло всё в разводах. Он написал: «Папа, не удивляйся, это мои слёзы. Неужели я никогда не стану лётчиком». А в конце письма: «Папа, не переживай за меня. Я взял себя в руки. Всё нормально. Жизнь на этом не кончается…

     После армии Саша восстановился в Харьковском авиационном институте, продолжал прыгать с парашютом, выполнил более 50 прыжков. Многие прыжки мы прыгали вместе.

     Как он записал в своём «дембельском» альбоме: «Десантника не может обидеть небо, десантника может обидеть земля»,- так и получилось, "напророчил" - упал с большой высоты, т.к. совершенно её не боялся...  Простить себе не могу, что привив любовь к небу, я не научил его осторожности...

       Когда я забирал его тело на "Камазе", провожать его вышел весь институт. Его друг Слава рассказал , когда Саша учился в 7-ом классе, на школу пришла всего одна путёвка во всесоюзный  лагерь «Артек».  (Я служил тогда в Чкаловске под Калининградом).  Учителя сказали: «Чтобы никому не было обидно, пусть дети сами выберут, кто поедет». Вся школа единодушно выбрала моего Сашу…               
 
        Везде,  где бы он не жил,  ребята к нему тянулись, настолько сын был светлым человеком …

        Поделюсь ещё одним моментом. Первый год Саша служил в Литве с ещё одним парнем из Николаева. Потом отец этого парня, штурман нашего Центра, подал идею попробовать перевести ребят в Десатно-штурмовую бригаду ВДВ, базирующуюся в селе Большая Корениха в предместьях нашего города. Это оказалось возможно, десантники там были нужны. В итоге, парней обоих перевели в ДШБ. Когда Саше давали увольнение, он мог приезжать домой. И вот 18 летний парень, который уже второй год живёт в казарме, в увольнении берёт книгу и читает, и совсем не стремиться на дискотеку или просто "прошвырнуться" по городу.

     Я понял, что он, несмотря на рост 1 метр 87 см и красивую внешность, очень стесняется девушек, как и я в своё время. Я понял, надо что-то делать. Позвонил в Херсон дочери, попросил в воскресенье пригласить в гости всех своих подруг под каким-нибудь предлогом, сам тоже приехал туда. Выбрал одну девушку, единственную, которая не курила из двенадцати Олиных подруг, и попросил дочь на следующее воскресенье пригласить в гости только Вику, так звали эту девушку. Сам позвонил Саше и передал, что его сестра Оля просила его обязательно приехать в Херсон, мол, она по нему соскучилась.

     В общем, так Саша познакомился с Викой, кандидатом в Мастера по велосипедному спорту, очень скромной и красивой девушкой, прекрасно, как и моя дочь, игравшей на пианино. А дальше они полюбили друг друга, встречались, когда Сашу отпускали в увольнение. Вика ждала его с армии и надеялась, что после службы Саша сделает ей предложение. Они были близки как мужчина и женщина... Но Саша считал, куда ему студенту, живущему в общежитии, жениться, сначала надо хотя бы институт закончить, в котором он восстановился сразу на третий курс после армии. В итоге, жили они и учились в разных городах и через два года Вика вышла замуж, т.к. ждать, пока Саша закончит институт, не смогла - девушки взрослеют раньше...

      Один из самых печальных моментов для мужчины, на мой взгляд, это уйти из жизни не целованным. В этом плане мне хоть немного легче. В свои 24 года Саша успел многое: прыгал с парашютом, отслужил срочную службу в Воздушно-Десантных войсках, летал на параплане и гонял со мной на горных лыжах на Кавказе, пользовался непререкаемым авторитетом в коллективе, но главное - он узнал любовь женщины...
       
      Теперь я живу за двоих, за себя и за своего сына… Пусть каждый родитель сам извлечёт свои уроки из моего горького опыта. Жизнь невозможно переписать «набело»…   

     Второго августа в день ВДВ,  я одеваю голубой берет сына, и знаю, что  моя дочь Оля, живущая сейчас в Испании, и мой сын Саша там, наверху, вместе со мной  сейчас отмечают этот праздник.
         
   Когда однажды я покину этот мир
   И лёгкий прах земли моё укроет тело,
   Мой призрак иногда скитаться меж людьми
   Наверно, станет осторожно и несмело.

   Мне грустно будет там среди иных миров.
   Я долго не смогу привыкнуть к новой сути.
   И буду над Землёй искать свой прежний кров
   Быстрее мысли и неуловимей ртути.

   Я буду каждый раз заглядывать в окно,
   Храня покой и сон людей моих любимых.
   И тихо горевать о том, что не дано,
   Увы, переступить преград неодолимых.

   И пусть приход мой из космических глубин
   Не сможет шелохнуть и самый лёгкий волос,
   Но те, к кому привык, и те, кого любил
   Услышат вдруг в ночи мой одинокий голос.

   И взгляд усталых глаз потянется ко мне,
   И в радостном волненьи грудь внезапно стиснет.
   И как волшебный луч, вдруг вспыхнувший во тьме
   Войдёт в меня поток их сокровенных мыслей.

   Но краешек окна окрасит бирюза,
   Поскольку шар Земной не устаёт вращаться.
   И утренней звезды алмазная слеза
   Напомнит, что уже пришла пора прощаться.

   Не надо обо мне выдумывать легенд.
   Я совершал свой путь совсем не для оваций.
   И лишь мои стихи - мой главный документ,
   И чтоб с Земли уйти, и чтоб на ней остаться...
                (Константин Фролов)

      Этот рассказ – дань памяти тем, кого уже нет с нами. Но они живут в нашем сердце, сверху смотрят на нас, а мы помним о них…


   Отзыв однокашника, Заслуженного военного лётчика России Димы Выдуйкина о рассказе "Мой сын Саша"

  Вася, несколько раз прочитал о твоём сыне. Вася , зная тебя, узнав из твоей публикации о сыне не могу найти слов , чтобы выразить , назовём мои мысли. Жаль, так рано оборвалась жизь твоего сына. Но  , как отец  заложил основу, растил и воспитывал настоящего порядочного мужика. Такой целеустремленности, такой мужской силе и воли у современной молодёжи встретишь довольно редко. Вася пример воспитания твоего сына можно ввести в школьные учебники наших детей. Вася, здоровья и удачи тебе....