Театральная божественная комедия

Куперман Вениамин
Пьеса-пародия в пяти картинах с эпиграфом, прологом и спецэффектами по мотивам пьесы "Божественная комедия" Иссидора Штока.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Создатель, он же Режисер
Ангел А (с мужской душой), он же Актер.
Ангел Б (с женской душой), она же Актриса
Голос свыше, он же Драматург

                Эпиграф
Подготовка: В глубине столик с настольной лампой, полуприкрытый занавеской, за столиком Голос.
Свет: темнота.

Голос (включает настольную лампу). Эпиграф. Идет репетиция в театре.
Актриса: - Хочу, чтобы жемчуг в котором я выхожу в первом акте был настоящим!
Режисер: - Хорошо, хорошо, милочка. Все будет настоящим: и жемчуг в первом акте, и яд в последнем. Театральная байка.

                Пролог
Подготовка: Создатель сидит за столом, Ангелы стоят за своими стульями.

Голос. Пролог. Полумрак.
Свет: полумрак.
Голос. Создатель сидит за столом, ангелы А и Б скучают.

Создатель. Ну, что слышно?
Ангелы молчат.
Создатель (с неудовольствием и надеждой смотрит на ангелов). Что интересного слышно, Я спрашиваю?
Ангелы отвечают с большими паузами.
Ангел А. Все нормально.
Ангел Б. Ничего интересного.
Создатель. Ну, а что говорят?
Ангел А. Ничего. Все тихо.
Ангел Б. Не о чем говорить – не о политике же...
Создатель. Что видели? Я спрашиваю: Что видели?
Ангел А. Ничего. Все хорошо.
Ангел Б. Нечего смотреть – одни сериалы.
Создатель. Хоть бы сходили куда-нибудь.
Ангелы усмехаются, садятся.
Ангел Б. А некуда – везде одни гастролеры ... из других галактик. (обращаясь к Создателю) А что вы каждый раз одно и то же: "Что интересного?" "Что смотрели?" Ну, что может быть интересного?
Ангел А (возражает). Дом - работа, работа - дом.
Ангел Б (насмешливо). Вот и весь интерес... Создатель называется. Неделю работал, а что интересное создал? Воды, суши, звери, гады...
Ангел А. А что? Я суши люблю... но, только с соусом «спайси».
Ангел Б (усмехаясь, кивая на Ангела А). У него одна еда на уме. А ведь душа просит чего-нибудь высокого, я бы сказал больше – высоко художественного, особенно, женская. А вы? Только и можете, что наказывать.
Создатель. Я все могу. (задумался) Вот, смотрите (взмахивает руками).

Голос. Сверкает молния, грохочет гром.
Свет и Звук: молния, гром.

Ангел А вздрагивает.
Ангел Б. Ну и что? Чем громыхать попусту, создали бы что-нибудь такое ... для души. Ну, я знаю, – театр, например.
Создатель (решительно) ! И создам!
Ангел А. А разве театр - это кошерно?
Создатель (возмущенно). У меня? не кошерно?
Ангел Б (Ангелу А, крутит пальцем у виска). Ерунду сказал! Божественно -  значит кошерно!
Ангел А. Ладно, ладно, я просто спросил.
Свет: затемнение
               
                Картина первая
Реквизит: блокнот, ручка, молоток.

Голос. Картина первая. Создатель создает свет. Ангелы сидят за столом.
Создатель (встает, простирает руки вверх). Да будет свет!
Свет: яркий свет на сцене и в зале.

Ангелы встают, удивляются свету .
Ангел А. А зачем свет?
Ангел Б. Как зачем? Чтобы зрителей разбудить в антракте.
Ангел А (оглядывается). Каких зрителей? Их же нет...
Создатель (продолжает, не обращая на них внимание). А теперь - пусть будет (простирает руки вверх) тьма!

Голос. Создает тьму.
Свет: полная темнота.

Ангел А (с опаской). А тьма зачем?
Ангел Б. Как зачем? Чтобы не видно было кто бумажками шуршит. Ну, и влюбленным целоваться в темноте лучше.
Ангел А. Так в темноте можно же промахнуться... (игриво) и поцеловать не свою.
Ангел Б. А мне нравится.
Создатель. А будет и не по-твоему, и не по-твоему. На сцене – будет свет, а в зрительном зале - тьма.

Голос. Создает свет на сцене, и тьму в зале.
Свет: Свет на сцене, тьма в зале.

Ангел А. Создатель, можно спросить? А что такое сцена? (вынимает из хитона маленький блокнот, берет из воздуха ручку и начинает конспектировать).
Создатель (возвышенно). Сцена – это такое место, где будут происходить удивительные вещи.
Ангел А. Удивительные вещи? (буднично) Чудеса, что ли?
Создатель (тоже буднично). Да, чудеса, чудеса... (далее возвышенно) На сцене люди будут плакать и смеяться, любить и ненавидеть, и даже рождаться и умирать. И сердце их при этом будет замирать, а душа петь!

Голос. Создает сцену.
Создатель кружится вокруг себя, Ангелы кружатся, увлеченные его порывом. Ангел Б приседает, берет молоток, начинает постукивать по полу.

Ангел А (пишет). ... плакать и смеяться... замирать и петь... Создатель, а можно еще спросить? Что такое зрительный зал?
Создатель. А вот зрительный зал –  это такое место, где будут происходить... (задумался) удивительные вещи... (постепенно выходит к зрителям, Ангел А тоже выходит вперед, записывает) В зрительном зале люди будут плакать и смеяться, любить и ненавидеть, и даже рождаться и умирать. И сердце их при этом будет замирать, а душа петь!

Голос. Создает зрительный зал
Создатель делает медленный взмах рукой от партера до галерки.

Ангел А (продолжает записывать). ... плакать и смеяться... замирать и петь... вроде я это уже где-то слышал... Чудеса!.. Ничего не понимаю.
Создатель. Что ты там все записываешь?
Ангел А (мнется). Э-э-э...
Ангел Б. Да, он... (смотрит на Ангела А, Ангел А делает ему знаки замолчать) ... мемуары Станиславского  хочет опубликовать, надеется ими старость себе обеспечить.
Создатель (садится за стол). Ну, вот для начала неплохо. Сцена... Зал...
(со значением) И сказал Я, что это хорошо.
Свет: затемнение
 
                Картина вторая
Реквизит: чертеж, карандаш, блокнот, ручка.
Подготовка: Создатель сидит. Ангел Б за его спиной. Ангел А пишет.

Голос. Картина вторая. Создатель за столом изучает чертеж. Ангел Б подглядывает. Ангел А пишет что-то в блокнот.

Ангел Б (с интересом). Что, еще чего-нибудь будем создавать?
Создатель (в задумчивости кладет карандаш за ухо, потом достает его, опять кладет и опять достает). Обязательно. Кулисы.
Ангел А (недоверчиво). А зачем кулисы?
Создатель (не переставая изучать чертеж, как само собой разумеещееся). Без кулис – никак нельзя. Все самое интересное в театре будет происходить закулисами.
Ангел Б (подходит к Ангелу А и отводит его в сторону).  А я, знаю один закулисный анекдот. Сексуальный.
 Ангел А (прикладывает палец к губам). В нашем высшем бесполом обществе – секса нет и не может быть.
Ангел Б (отмахивается). Слушай. Захотела королева провести ночь с Казановой. Ну, позвали из королевского театра самого опытного актера сыграть эту роль. Королева осталась довольна и даже наградила его. Ну, возвращается он в театр, и молодые актеры спрашивают:
- Как вам удалось? Вы же говорили, что уже 10 лет как не можете ... это ... с женщинами.
- Да, это правда. Но, ... Казанова... Королева... Знаете, джентельмены, а Станиславский прав - актер должен по-настоящему брать... предлагаемые обстоятельства.
Ангел А (неуверенно смеется). Что-то я не понял в чем суть. Что брать?
Ангел Б. А ты записывай, записывай, для мемуаров пригодится. Потом поймешь.
Ангел А (записывает) ... обстоятельства. Потом пойму.
Создатель (кладет карандаш на стол, устало выходит из-за стола). Готово. Приступим.

Голос. Создает кулисы.
Создатель взмахивает рукой в сторону каждой кулисы как бы поглаживая висящую ткань. Ангелы поправляют кулисы. 

Ангел Б. Стирать, пылесосить будем?
Создатель (отряхивая руки). Обойдутся. Не гостиница.
Ангел А (с досадой). Вот теперь начнется ... эта духота ... теснота ... этот запах пыли...
Создатель (мечтательно). ... этот запах кулис...
Ангел А (продолжая свое). ... эта суета... беготня... «Хорошо, хорошо, милочка, жемчуг будет настоящим»...
Создатель (продолжая свое). ... эта театральная атмосфера!!!! (все громко чихают, далее мимоходом) На правду. (значительно) И почувствовал я, что это хорошо.
Свет: затемнение
 
                Картина третья
Реквизит: калькулятор, 2 пелефона, кейс, пачки денег.
Подготовка: кейс около Ангела Б. Создатель и ангелы садятся на стулья.
Голос. Картина третья. Создатель за столом считает на большом калькуляторе, ангелы А и Б играют на пелефонах.

Создатель (озабочено) Что-то баланс не сходится.
Ангел А. А у нас разве есть ... ?
Ангел Б. Нет.
Ангел А. Да я же еще не сказал. Ты ведь еще не знаешь, чего у нас нет.
Ангел Б (беспощадно). Я знаю чего у нас нет. У нас этого никогда нет. И до конца света не будет.
Создатель. Чего?
Ангел Б. Денег на театр!
Все обреченно кивают.
Ангел Б (доверительно). А хотите, я вам достану.
Создатель (с сомнением).  Хочу.
Ангел Б (возбуждаясь). Сколько?
Создатель (подсчитывает на калькуляторе). Двести тысяч.
Ангел Б (небрежно). Нет! Я говорю, сколько комиссионных дадите?
Создатель. Побойся Б-га!
Ангел Б (с обидой). Как хотите… (интригуя) А у меня связи в небесной бухгалтерии.
Создатель (показывает Ангелу А на Ангела Б). Вот, учись, как работать надо. (Ангелу Б). Ладно, договоримся. Давай.
Ангел Б (довольный, неторопясь достает кейс, открывает и показывает пачки денег). Вот пожалуйста, небесное финансирование, отдельной строкой прописано в годовом бюджете.
Создатель. Ого, молодец. Удивил.
(Ангелу А) Посмотри, там из конкурентов никого нет?
Ангел А (порывается встать, останавливается). Каких конкурентов? Вы ж еще их не создали...
Ангел Б. Конкуренты сами появятся.
Создатель  (перебирает деньги, отдает несколько пачек Ангелу Б). Держи, заработал!
Ангел А (со страхом). Коррупция в высших сферах с использованием служебного положения... (примирительно под гневным вглядом Создателя) в интересах культурного развития общества
Создатель. Цыц! И понял я, как это хорошо. (Ангелам.) Хорошо?
Ангел Б (уклончиво). Я, откровенно говоря, ожидал большего.
Ангел А (вздыхает). Будет хорошо,... если финансовый инспектор не докопается.
Свет: затемнение
 
                Картина четвертая
Реквизит: книга, посуда, фломастер.
Подготовка: Создатель уносит стул, достает и расставляет посуду. Актер и актриса выносят стулья вперед, уносят с них накидки и набрасывают их на левую стойку, снимают хитоны и тоже набрасывают их на стойку, потом прячутся под стол.
Голос (размышляет в творческом процессе). Плакать... и смеяться... Любить... и через несколько минут ненавидеть... Как это?.. Как это возможно?.. Картина четвертая. Создатель один за столом, заставленным посудой. Он листает Поваренную книгу.

Создатель (приподнимает книгу, на обложке – Станиславский, читает рецепт и наполняет большую кастрюлю) ... 100 г весенней радости  ... и 100 г осенней печали...  300 г неразделенной любви... да, без любви никак нельзя, жалко что разделённой не осталось ... хотя это даже хорошо – неразделенная больше будет способствовать творческому процессу... 300 г терпения... а, еще добавлю - этого никогда не бывает много...  300 г таланта – Б-же, мой, где ж столько взять - это же дефицит... щепотку счастья... маловато, правда, на всех ... дальше что? ... юмор по вкусу... (задумался) ... поди знай, какой у этих зрителей будет вкус?... (трогает большую емкость)... вот для массового зрителя... обхохочутся... посещаемость опять же будет высокая... а может это? (берет красивую солонку) ... тонко, интеллигентно, в меру, как я люблю... мой театр будет для умного зрителя... 2 горошины черного перца... для остроты ощущений... стакан спелой клубники... ну, это для эротических сцен...7 с половиной капель валерианки – это успокоит ... перед премьерой (капает из пузырька) ... Что бы еще? ... Удачу? А вообще-то, нет - это не от меня. Это уж как получится... А-а, вот - 50 г конъяка – это для кайфа... (застеснялся) иначе говоря, для вдохновения...

Голос. Начинает месить тесто
Создатель переворачивает кастрюлю, выкладывая тесто на стол, начитает месить.

Создатель. Хорошая закваска ... (раскатывает скалкой)
... Ну, посмотрим что получилось ... (извлекает на свет, держа двумя руками за шиворот, Актера и Актрису в обычной одежде, глаза их закрыты, он выводит их из-за стола, сажает на стулья друг напротив друга на некотором расстоянии)
... Да, из одного теста, а такие разные...
Создатель (обращаясь к залу). Ну вот, сейчас я в них вдохну душу. Однако раньше, чем они начнут жить на сцене, я хочу вас предупредить. Мы создали актеров. Дело это новое. Чем оно кончится - неизвестно. Тут нужно быть готовым к самым большим неожиданностям. Это вам только на первый взгляд кажется, что они похожи на ангелов. (Доверительно) Скажу по секрету из своего личного опыта...  Особенно я беспокоюсь за нее (показывает на актрису). Знаете ли, она такая непредсказуемая. По-моему, у нее, извините за выражение, просто дъявольский характер. Поэтому прошу вас обращаться с ними осторожно. Не обижать. Но и не баловать. Помните, что они не обычные люди, а как говорится, артистичекие натуры.
Создатель приближается к актерам, дует на актёра и нежно на актрису, они открывают широко глаза, при этом остаются неподвижны. Тогда он ставит у каждого на лбу фломастером V.
Голос. Отмечены Б-гом.

Создатель . И будет это - хорошо (уходит).
Свет: затемнение

                Картина пятая
Реквизит: ключи, табуретка.
Подготовка: Драматург отодвигает занавеску. Режисер снимает хитон.

Голос. Картина пятая. Режисер - за костюмерной стойкой. Драматург - за своим столиком. Актеры на стульях в прежних позах.
Актеры застыли в прежних позах.
Актеры медленно начинают выполнять упражнение «Зеркало», во время которого появляется Режисер. У него на шее шарф Создателя. Он останавливается поотдаль и внимательно наблюдает за актерами, заглядывая им в лица. Актриса – в гримерной перед зеркалом, актер  – зеркало. Они долго внимательно смотрят в глаза друг друга.
Актер и актриса (продолжая глядеть друг на друга одновременно переходят к упражнению «Скороговорка», сначала медленно, с преувеличенной мимикой, но без эмоций) (быстрее, придвигаясь друг к другу) Актриса (неожиданно переходит к упражению «Конфликт»). Отдай.
Актер (мнгновенно, не задумываясь). Не отдам.
Актриса. Отдай.
Актер. Не отдам.
Режисер. Стоп, стоп, стоп... (подходит к Актрисе, с пристрастием) Что ты от него хочешь?
Актриса (в сомнении). Чего-то хочу, но не знаю чего.
Режисер (поворачивается к актеру). А ты что от нее хочешь?
Актер (безразлично). Я? Ничего не хочу. У меня-то все есть.
Режисер. А надо знать! И хотеть! Актер должен обязательно чего-то хотеть. Хоть в туалет. И добиваться этого любыми способами - тогда и кнопочки заработают (отходит).
Актриса (требовательно). Отдай!
Актер (независимо). Не отдам!
Актриса (еще требовательней). Отдай ключи!
Актер (непокорно). Не отдам! Я имею право остаться переночевать у своего лучшего друга!
Актриса (с издевкой). У друга? (кричит) Так безнаказанно мучить женщину нельзя!
Актер (с раздражением). Ёперный бабай! Опять началось!
Актриса. Уходи!
Актер поражен, но молчит.
Актриса. Уходи!
Актер молчит, но закипает.
Актриса. Уходи!
Актер. И уйду! Вот.. вот.. (в бешенстве вынимает из кармана ключи и бросает их на стул). Вот тебе твои ключи! (с облегчением поднимая глаза к небу). Ну, слава тебе, Г-споди, больше не придется... есть эту ее... пуатвинскую запеканку!
Режисер. Хорошо, хорошо. Нет ничего лучше, чем два живых человека, между которыми происходит настоящий конфликт.
С дебютом вас! (пожимает актерам руки)
И помните, на сцене мы всегда говорим только настоящую правду, которую чувствуем внутри. Кроме, конечно, тех случаев, когда получается настоящая правда, которую мы тоже чувствуем внутри.
Актер (к публике). И сейчас мы рассказали вам настоящую правду о том, как появился театр – Божественное  создание. И как мы его полюбили...
Актриса. ... и любим сейчас. И всегда будем любить. И от этой любви у нас родились ученики...
Актер. ...а у них свои ученики...
Актриса. ...а у них свои...
Актер. И пошло, и пошло, и остановить это было уже невозможно.
Актриса. И в конце концов родились вы.
Актер. И великий Режисер вновь и вновь ставит этот спектакль...
Актриса. ... и приглашает нас на все новые и новые роли.
Режисер. И Я считаю, что это хо-ро-шо.
Актер. И пусть кто-нибудь попробует высказать хоть какое-либо сомнение в том, что ...
Актер, Актриса и Режисер (хором). ... он делает это как Б-г
Драматург. Все замирают.
Все замирают в театральных позах.
Драматург (выключает настольную лампу, выходит к зрителям).

На небесах иль площадях радушных -
Ведь достоверных фактов нет -
Среди людей неравнодушных
Искусство театра родилось на свет.

И чудаки - такие есть покуда-
Они творят на сцене это чудо,
И ни наград не ждут, ни наказанья, -
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.

А сцена избранных пьянит...
Но бережно хранят актер и зритель
Волшебную невидимую нить,
Что в душу их вселил Спаситель.

Драматург. Занавес.

Занавес.