Эдвард Мунк шагает по Европе

Койфман Валерий
Э. Мунк "Пепел". Национальная галерея, Осло

К выставке „Эдвард Мунк. Современный взгляд“ во Франкфурте на Майне (8 февраля - 13 мая 2012)

Сегодня взгляды многих любителей современного искусства направлены на банковскую столицу Германии Франкфурт на Майне. Именно сюда из парижского Центра Помпиду переехала большая выставка «Эдвард Мунк. Современный взгляд». В Париже выставку Мунка посетило около полумиллиона человек, а длинные очереди в Центр Помпиду тянулись по улице, огибая здания.

В знаменитой галерее Schirn Kunsthalle, находящейся в историческом центре Франкфурта на площади Рёмерберг, 8 февраля кронпринцесса Норвегии Метте-Марит в торжественной обстановке открыла выставку Мунка, которая продлится до 13 мая 2012 года.
Имя выдающегося норвежского художника Эдварда Мунка, пожалуй, не нуждается в представлении. Его работы стали не только олицетворением своей страны, но и достоянием всего мирового искусства. Мунка считают пионером экспрессионизма, но при этом в его работах можно усмотреть и таинственность символизма, и декоративность модерна, и цветовую стихию фовизма.
Творчество норвежского мастера – панорама самых глубоких явлений человеческого бытия, таких как жизнь и смерть, любовь и ревность, страх и безумие, показанных талантливо, убедительно и беспощадно.
Большая предъюбилейная  выставка (в 2013 году – 150-летний юбилей Мунка) прекрасный повод вновь вспомнить об этом замечательном мастере.

Эдвард Мунк родился в 1863 г. в семье военного врача.
В 1868 году от туберкулеза умирает мать, а 1877 году от той же болезни скончалась любимая сестра Эдварда, Софи.
Позднее Мунк скажет: «Болезнь, безумие и смерть – это черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь».
По настоянию отца Эдвард поступил сначала в Высшую техническую школу, однако уже в 1881 году он переходит в Академию искусств в Христиании (так до 1924 г. назывался Осло) и посвящает себя живописи.
Молодость его совпала с общим для молодых скандинавских художников увлечением современным французским искусством.
Ранние картины Мунка полны любви к людям и сострадания к их переживаниям. В приглушенной зеленовато-голубой гамме Мунк создает целый ряд изображений комнат больных и умирающих с одной-двумя крупными фигурами и скупыми деталями. В них нет ни напряжения, ни мрачности, лишь светлая печаль, овеянная грустной поэзией. Эти настроения проявились в тонком полупрозрачном профиле девочки, откинувшейся на подушку, и в поникшей у ее кресла матери («Больная девочка»,1886), в сидящей на постели полуодетой девушке («Утро», 1884), в изображении больной девушки в комнате с распахнутым окном («Весна», 1889). Важной для понимания будущего драматизма творчества художника является картина «Ночь в Сен-Клу» (1890), написанная Мунком после смерти отца.

В 1890-е и 1910-ые годы Мунк редкий гость в Норвегии, совершая длительные поездки по Франции и Италии, подолгу живет то в Париже, то в Берлине. Он изучает старых мастеров, знакомится с работами новых кумиров (Гоген, Ван Гог, Сера, Дени, Боннар и др.). Дань импрессионизму и неоимпрессионизму Мунк отдает в картинах «Английская набережная в Ницце» (1891), «Зрелость» (1893), «Тоска» (1894), «На следующий день» (1895).
В 1892 году в Берлине художник знакомится с рядом европейских интеллектуалов, в том числе со шведским писателем А. Стриндбергом. Они обсуждали философию Ницше, сексуальность человека, оккультизм и психологию. Тогда многие художники в Европы окунулись в мистику и символизм. Меняется и стиль Мунка: появляются черты гротеска, надрыва, страха, болезненная эротика. Появляются новые образы-символы, раскрывающие темы жизни и смерти, любви и ревности, тоску: женщина-вампир, девушка-цветок с льняными косами в белой одежде, скорбящая мать («Пепел», «Танец жизни», «Три возраста»). Появляется резко очерченный контур, как в серии «Мостов» с расходящимися линиями перил, взгляды стоящих на мосту людей прикованы к темной глади воды.

Самой знаменитой картиной Мунка, является «Крик» (1893). Маленький невзрачный человек кричит, зажав голову руками, и в крике сотрясается всё его тело. Спутники героя удаляются, не оборачиваясь, растворяясь в предзакатных лучах солнца. Ощущение крика передано напряжённой яркостью красок, ложащихся извивающимися полосами. Кстати, после последнего похищения «Крика», все 4 версии картины запрещено вывозить за пределы Норвегии.

Еще в 1893 году Мунк начинает цикл - «Мадонна», ставший вершиной его творчества. Над разными вариантами «Мадонны» Мунк работал семь лет. От канонического образа Мадонны осталось только подобие нимба вокруг головы. Один критик написал о «Мадонне» Мунка: «Это момент перед пиком любовного экстаза. Женщина приближается к своему высшему предназначению, и это делает ее воистину прекрасной».
В портретах Мунк применяет либо мелкий мазок импрессионистов («Портрет сестры», 1892), либо красочные вихри, напоминающие Ван-Гога («Автопортрет с папиросой», 1895). Важное место в живописных и графических работах Мунка занимают картины норвежского пейзажа («Скалы в море», «Дом на берегу моря»), ставшие образцом живописи северного символизма.
Творческий успех Мунка сопровождался неурядицами в личной жизни. В 1907 году он написал картину «Смерть Марата». Ее тема, по словам автора, «борьба между мужчиной и женщиной, называемая любовью». Проблемой для художника стал алкоголь, и вообще, психологический настрой, и Мунк даже решает пройти  курс лечения в Копенгагене.

Начиная с 1910-х годов, художник  создает галерею острых и запоминающихся образов современников. Как правило, Мунк писал тех, с кем находился в дружеских отношениях.
Большое место в творчестве Мунка занимает графика, он работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Многие его произведения были переведены им в офорт и литографию.
В 1916 году Мунк приобретает имение  в Экелю, пригороде Осло, где ведет замкнутый образ жизни,  окруженный лишь своими картинами. Здесь он писал много автопортретов, в которых был и юмор, и скептицизм, и гуманизм человека, прожившего сложную, яркую жизнь.
В годы оккупации 76-летний Мунк отверг все попытки немцев привлечь его к сотрудничеству с квислинговцами (норвежскими фашистами). Художник жил в одиночестве и все больше времени уделял мемуарным запискам. В декабре 1943 года  вблизи его дома взорвался немецкий склад боеприпасов. В доме художника вылетели рамы, он сильно простудился и слег. Не дожив до освобождения родины, Эдвард Мунк умирает 23 января 1944 года в кресле за чтением романа Ф. Достоевского «Бесы».
 
Еще в 1889 году в дневнике художник сформулировал свое кредо: "Я не хочу писать скучные интерьеры с читающими мужчинами и вяжущими женщинами. Я буду писать живых людей, которые дышат, страдают и любят». От этого правила он не отступал никогда.
В этом могут убедиться и посетители франкфуртской выставки. Особенность ее заключается в том, что организаторы этой необычайно богатой и всеобъемлющей экспозиции решили посмотреть на Мунка по-новому, и открыть почитателям все грани его творчества. Вопреки распространенному мнению, что художник был человеком скорее XIX века, он предстает перед зрителями в новом свете: это не измученный превратностями жизни и замкнутый человек, а всесторонне развитый мастер, идущий в ногу со временем.

В Schirn Kunsthalle представлено почти 140 работ мастера, созданных с 1900 по 1944 годы, в том числе около 60 живописных произведений (среди них такие известные полотна, как «Больной ребенок», «Вампир», «Пепел», «Девушки на мосту», «Автопортрет у окна»), 30 работ на бумаге, 50 винтажных фотографий, т. е. выполненных при жизни  автора и под его наблюдением, а также фильмы и скульптура. Мунк увлекался современными ему технологиями: фотографировал, делал записи на любительскую кинокамеру, экспериментировал в качестве театрального художника. Большой интерес представляет также исследование авторской привычки постоянно переосмысливать и возвращаться к старым темам и сюжетам.
Выставка организована в тесном сотрудничестве с Музеем Мунка в Осло. Представлены также произведения из Национального музея в Осло, Бергенского музея искусств и других музейных и частных собраний.
После Франкфурта творения Мунка переедут в Лондон, в Галерею Тейт Модерн, где выставка   будет проходить как раз во время Летних Олимпийских Игр 2012.

Картины художника можно посмотреть на сайте https://gallerix.ru/storeroom/1809742601/