104. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. Воины и пахар

Василий Иванович Агошков
104. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.

Воины и пахари


По правую сторону дороги Москва-Курск находился хутор ЛУПЛЕНЫЙ Покровской волости. Следовательно, моя мать тоже родилась, как и отец, в Покровской волости (?).

Хутор казённый, при колодцах, помещиков не было, поэтому никто крестьян «не лупил». От Орла в 21 км, от станового квартального – 18 км. Чис-лилось в 1866г здесь 29 дворов, в них проживали 39 муж. и 79 женщин (может, 39?-В.А.).

Был ещё хутор ХАТЕТОВСКИЙ (Хатетов), владельческий, при пруде, от Орла в 25 км, от станового квартального – в 20 км. Был 1 двор: 6 мужчин и 5 женщин.

Кроме того, видим хутор РЕПКИНСКИЙ?, владельческий, от Орла в 27 км, от станового квартального – в 18 км. В 1 дворе – 5 муж. и 3 жен. М.б., не Репкинский, а Реткинский, т.е. сюда пе-еселилась семья из хутора Редкин?!
 
 
СТАНОВОКОЛОДЕЗЬЦЫ – ВОИНЫ, ПАХАРИ
 
Вокруг города Орла до 1928 года находились три волости – Покровская (с востока), Лавровская (с юга) и Стрелецкая (с се-вера и запада). И во всех этих трёх волостях жили однодворцы и государственные душевые крестьяне, грудью стоявшие на за-щите Орла и Москвы от врагов Дикого Поля.

Крымские татары, промышлявшие грабежами и насилием населения Верхнего По-очья, постоянно появлялись на Орловских землях, уводили боль-шие полоны. Продавали людей в рабство.

Город-крепость Становой Колодезь был главным на пути врагов, и потому приходилось людям несладко. Но снова и снова край возрождался, зеленели поля, слышались детские голоса. Наши предки не только берегли Орёл от неприятеля, но и снаб-жали население города продуктами питания.
 
Стан=Станица=Станция=Становой (центральный, главный).
Стать (глагол)=Стать (туловище человека).
Стабильность, ставни, стадо, стаж, (в)стал, старый…

Как видим, корень СТА- означает следующее: основной, уверенный в себе, опытный, со стажем, мудрый, твёрдо стоящий на ногах, крепко запертый, находящийся здесь с древних вре-мён, дружно, все, как один, способные быстро встать и упорно стоять до последнего, первостатейный, диктующий волю другим.