Рефреска

Надежда Калугина
В моих руках фотографии моего детства, они черно-белые. Как и любимые фильмы, про золушку, например, или Штирлица. Как многие картинки в книжках. А я помню, как воображение раскрашивало фильмы на черно-белом телевизоре «Чайка» (все два канала на котором переключались исключительно плоскогубцами) и в любимых книжках. Так ярко раскрашивало, что почему-то удивляюсь, понимая, что все фильмы были черно-белыми, а в моих любимых книжках, оказывается, не всегда были картинки. И все-таки детство было разноцветным и ярким, не всегда конечно, но цвета было много…
Сейчас почему-то трудно раскрашивать даже мои детские фотографии, но если представить, то…
Вот здесь – мне пять. В общем, взрослый уже человек. В панаме, она ведь была белая с маленькими желтыми цветочками и оранжевой каймой… 
Забыла свою панамку у подружки – пришлось вернуться за ней. Стою у двери. Золотыми витиеватыми буквами на ней написано «СОЛОНАРЬ». Тут живет Наташа Солонарь. Подружка моя. Так красиво написано, везет же Наташе – у нее такая дверь! С золотыми гвоздиками на обивке, мягкой обивке из красного кожзама. Ни с чьей ее дверь не спутаешь. И фамилия такая золотая – красиво. Нажимаю на ручку и врываюсь к Наташке. «Наташа! Пошли со мной за рефреской!».
-За чем? - выкатив глаза спрашивает Наташа.
-За рефреской! – уверенно отвечаю я
-А что это?
-Ты что, Наташ? Никогда не пила рефрески? – тут уже моя очередь удивляться.
- Нет. У нас такого не продается.
Я очень удивляюсь и тащу ее с собой в магазин.
На магазине большими красными буквами написано «АЛИМЕНТАРА». Совершенно загадочное для меня слово просто означало в Молдавии магазин. Но у меня были дела поважнее, чем разбираться в значении слов.
Высыпаю на прилавок монеты и радостно говорю: «Две рефрески, пожалуйста». Сама же просто гипнотизирую глазами бутылки с золотой жидкостью.
Тут пришла очередь выкатывать глаза у продавщицы:
- Что тебе, девочка?
-Рефреску! Две рефрески!
- Девочка у нас нет рефрески, купи что-нибудь другое.
Такое заявление вызвало у меня искреннее удивление. Как нет? Вот же она – строем выставлена в бутылочках за спиной у продавщицы.
- Дайте мне рефреску. Она у вас есть… - почти со слезами на глазах повторяю я.
Наташка под тяжелым и строгим взглядом продавщицы  уже совсем к тому времени расхотела узнавать что такое рефреска, но не сдаваясь смело сказала:
- Не обижайте маленьких, это не хорошо. Дайте нам рефрески!
Наташка ведь уже заканчивала первый класс и чему-чему, а защищать маленьких ее научили.
- Девочки! - как-то протяжно взвыла продавщица – Идите домой и не мешайте работать.
Толи от страха, толи от обиды, что нам не захотели продавать рефреску, у меня покатились слезы. Наташка тоже разревелась, но почему именно уже не знаю. Может просто за компанию.
Продавщица в полном недоумении и не понимая что с нами делать, как-то беспомощно стала оглядываться по сторонам. Положение спас наш сосед вовремя решивший зайти в магазин. Увидев эту картину он поспешил к нам на помощь. «Что случилось, девченки?»
Всхлипывая и глотая слезы мы рассказали, что нам очень хочется попить рефрески, а нам не продают. Продавщица оправдываясь что-то начала было говорить… «Отставить» - как-то по деловому и добро сказал наш сосед.
- Во-первых, что вы хотели купить? – спросил сосед, обращаясь к нам.
- Рефрескуууууу – подвываем мы в один голос.
- Вот видите, - пытаясь найти защиту от нас у мужчины– запричитала продавщица - Они даже не знают, что хотят! Только людей от работы отвлекают!
- Девочки, милые – став перед нами на колени и вытирая слезы, просил наш защитник – ну скажите толком, что вы хотите? Тетя не понимает и я не очень… А лучше просто -покажите.
И тут я  указываю пальцем на ряд бутылок с наклейкой «Буратино»: «Вот эту рефрескуууу».
Почему-то помню, как в этот момент на меня уставились три пары глаз. Наташкины, продавщицы и соседа. «Это же Л ИМОНАД!» - Хором сказали они. «Что это?» - теперь удивляться была моя очередь – Это же рефреска!».
Извинившись перед продавщицей и вручив нам бутылки с красивым и новым названием для меня «ЛИМОНАД» сосед повел нас домой.
Помню, как первым, что он сказал моей маме было: «Таня, что такое рефреска???!!».
Тогда мама спросила, что случилось и долго смеялась.  Слову «рефреска» меня научила моя мама. Это означает «лимонад». Так его называли на Кубе, где моя семья прожила несколько лет.  Я, почему – то с детства знала именно это слово и когда подросла, чтобы ходить в магазин самостоятельно, пошла именно за ней.
Но тогда, успокоившись и высушив слезы, мы с Наташкой попивали золотистый лимонад и заедали булочками.
- А какие еще ты знаешь слова? – спросила Наташка.