84. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. Кредит

Василий Иванович Агошков
84. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.


ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И КРЕДИТ
 

 
Задолженость крестьянского населения Орловского уезда слагалась из недоимок государственных, земских, страховых и общественных платежей, ссуды из имперского и губернского продовольственного капиталов, долгов в общественный продо-вольственный капитал, долгов кредитным учреждениям и част-ным лицам.

Всей недоимки за крестьянами в 1894г числилось 335340р, в среднем на десятину надельной земли приходилось недоимки 2р.22к. и на наличное надельное хозяйство – 15р.78к. Наиболее были обременены долгами по продовольственной ссу-де крестьяне –собственники и государственные из помещиков.

Всемилостивейшим Манифестом 14 ноября 1894г (види-мо, в честь вступления в должность Императора Николая II) сло-жена, или как теперь говорят: списана половина остававшегося к тому времени продовольственного долга, но, тем не менее, долг всё равно составлял большую сумму.

КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

Авторы отметили, что в 4-х во-лостях – Богословской, Богдановской, Лавровской и Покровской – уцелели так называемые вспомогательные и сберегательные кассы, которые были учреждены ещё в 40-х годах тогдашним Министерством государственных имуществ для государственных  крестьян.

В Покровской волости всего капитала – основного и оборотного числилось 6656р 24к., из этого в ссудах за крестья-нами 4530р 38к., в Лавровской – 16962р, выдано ссуд – 1627р, общая годовая прибыль 645р. К 1 января 1894 на лицо капита-ла 4720р, остальной в ссудах.
 
Также в уезде функционировали при волостных правлени-ях 3 сберегательных товарищества – одно в селе Солнцево Стре-лецкой волости, другое – в селе Змиёве Яковлевской волости и третье в сельце Хорошилове Шеншинской волости.

Авторы от-метили также, что современная деревня познакомилась с век-селем, с нотариусом, с закладом движимости и залогом земли. Если крестьянин не отдал вовремя долги, то его землю продают на аукционном торге. Но всё-таки существовало правило, когда «один ручался за всех, а все за одного». Работала неустойка. Беспроцентные займы были между родственниками.

Деревня Мостки Покровской волости. Занимают под рабо-ту, взяли хлебом 3 хозяина 77 пудов. Ржаного хлеба (зерно), счи-тая по 65 коп. пуд (осенью), и за это обязались убрать (скосить, связать и сложить в копны) 12 десятин ржи (30 р.), 7 десятин ов-са (13р. 30к.), 8 десятин клевера (10р.). Это стоит 53р.30к.

Рожь была ценой 50 коп, а не 65, как считал кредитор. Другие кредиторы клали за хлеб цену при кредитовании ещё больше – до 1 рубля. Авторы  посчитали, что кредит, который был в уезде, не мог служить для поддержки крестьян, наоборот, он являлся одним из факторов, вносящих ещё большее рас-стройство.

Иными словами, заметим, что на смену феодализму приходил капитализм с его дикими нравами.

Этому радовались большевики во главе со своими лиде-рами. Им капитализм нужен был для того, чтобы совершить со-циалистическую революцию.

Сейчас мы вновь строим капитализм в ещё худшем вари-анте, оглушая народ сценами насилия и беспредела.