Рассказы дедушки Альберта

Альберт Орсичев
ДВА  КАПИТАНА

/рассказы дедушки Альберта/

Когда я был еще молодой, мы часто со своим другом ходили на зимнюю рыбалку с ночевкой в рыбацкой избе. Рано утром , когда еще было темно, мы ехали на автобусе в Маймаксу, переходили реку на ту сторону и шли пешком до Конвейера, а там спускались в Корабельный рукав и целый день шли в сторону моря. По пути останавливались, сверлили лунки и ловили рыбу. К избе в Кежемени или в Солокоцкой протоке мы добирались только к вечеру. Дело было в декабре или в январе или в феврале – короче говоря, зимой, когда ночь наступала уже в четыре или в пять часов вечера.
Долгой ночью   в избе, где собиралось много таких же , как мы заядлых рыбаков, можно было наслушаться много всяких  рассказов. Эти рассказы запоминались потому, что рыбаки рассказывали их откровенно, иногда подсмеиваясь сами над собой, и ничего не придумывая.
Если бы их все запомнить и записать, получилась бы большая книга про нашу северную жизнь. Отдельные рассказы запомнились и попробую их записать на память.
 Этот рассказ запомнился потому, что капитанов этих я хорошо знал и верю, что такой случай действительно был в их жизни.
Оба эти капитана работали на пассажирских судах, плавающих в Архангельском порту. Не буду точно называть их фамилии, назову одного из них Александром, а другого Виктором. Интерес составляет для меня не их фамилии, а их поведение в том рассказе, о котором я услышал.
Виктор был высокого роста , стройный, красивый, подтянутый. Любил носить белый китель, фуражку с большой кокардой. Одним словом, настоящий передовой капитан, как о нем  всегда отзывалось начальство.
Александр тоже считался хорошим капитаном, но по своему виду никак не мог соперничать с Виктором. Он был маленького роста, скромно одевался, носил речную форму только потому, что это требовало начальство.
Оба они заочно учились в институте, считались хорошими специалистами и у начальства всегда вставал вопрос, кого из них поощрять и продвигать дальше по службе. Как иногда бывает, какой нибудь случай, иногда нелепый, иногда трагический, решает что- то в судьбе человека независимо от его воли и поведения. Такой случай и произошел с этими капитанами. Решался вопрос, кого из капитанов – Александра или Виктора  назначить на новый современный теплоход. Начальство решило – проведем совещание, заслушаем их доклады о работе и потом решим.
Случилось так, что они оба шли на совещание, которое проходило в пассажирском управлении, со стороны Макаровской бани.
Рядом с баней у берега была устроена полоскалка – деревянный понтон, с которого женщины полоскали белье. Для этого выбирался момент во время прилива, когда к берегу подходила чистая вода. Во время отлива вокруг понтона скапливалась грязная мыльная вода , вытекающая из бани. Было как раз время отлива. Александр именно это повторил несколько раз во время своего рассказа и не случайно, ибо это повлияло в дальнейшем на решение начальства не в его пользу. Вдруг они услышали крики ребят, игравших на этих мостках
- Тонет! Тонет – кричала девочка. И показывала на воду у мостков. Оба капитана подбежали к мосткам . Из воды, примерно в двух метрах от мостков показывались из воды и вновь пропадали волосы ребенка.
Медлить было нельзя. – Надо багор – крикнул Виктор и побежал на берег искать что – нибудь, чтобы вытащить ребенка.
На этом рассказчик замолчал, видимо он вновь переживал то состояние.
-Скажите, - продолжал он – что мне было делать? Я был одет, как на праздник, в чистый китель, белая рубашка, а надо было прыгать в эту мыльную грязную воду. Ведь пока он бегал бы и искал багор, ребенок бы утонул. И я прыгнул, нащупал под водой ребенка и вытащил его на берег. Изо рта ребенка лилась грязная вода, но он был жив. Виктор предложил мне сходить к родителям ребенка, чтобы мне дали медаль за спасение утопающих.
Какая медаль? За что? Ведь я не рисковал жизнью, спасая ребенка.
И на совещание я тоже не пошел. Я был весь в грязной мыльной воде. Какие тут могут быть отчеты? Пришлось идти домой, чтобы отмыться и переодеться.
Когда Виктора спросили, почему я не пришел на совещание, он ответил:
Александр упал с мостков и пошел домой переодеться.
Начальство , видимо, решило, что я был пьян и вопрос решился быстро.
Виктор был назначен на новый теплоход, а я остался при своих интересах.
А про спасение ребенка никто не сказал мне даже обыкновенное спасибо.
Когда Александр закончил свой рассказ , рыбаки помолчали немного, потом начались рассказы о случаях спасения людей на воде, но это были уже другие рассказы. Среди Архангельских моряков, речников и рыбаков, кто плавал или рыбачил, редко встретишь человека, который в своей жизни ни разу не спасал других людей. Нас этим не удивишь.