О драцене мимоходом

Марина Войтецкая
О ДРАЦЕНЕ МИМОХОДОМ

У меня растут три пальмы. Настоящие, финиковые, из косточек. Я всегда была твердо убеждена, что их вполне достаточно, чтобы почувствовать себя «в песчаных степях аравийской земли», и никакие другие пальмы, тем более ложные, мне не нужны.
Драцены, юкки, кордилины моего интереса никогда не вызывали, и я не собиралась выстраивать с ними никаких отношений. Да и теперь все еще не собираюсь. Они, однако, придерживаются другого мнения.

Я принадлежу к пассивной половине человечества: я из тех, кого выбирают – друзья, мужчины, собаки, растения…
Нынешний четвероногий виновник активного пополнения моих подоконников тоже не спрашивал у меня ни согласия, ни разрешения на совместное проживание. Я встретила его в тот короткий промежуток, когда мой старый верный пес оставил этот мир, а новый еще не успел завестись.
Еду я как-то через знаменитую московскую Марьину Рощу и вижу: сидит на гребне высокого сугроба черный щенок в красном ошейнике, и вид у него, прямо скажем, победоносный. Торможу. Вокруг не видно никого, кто бы напоминал его хозяина.
– Ты что здесь делаешь, почему один? – спрашиваю.
– Я здесь живу, – говорит.
– Где это «здесь»?
– Пойдем, покажу.
И повел меня прямехонько в подвал, где обретались слесаря местного ЖЭКа. Кое с кем я там была знакома. Приходим.
– Ребята, откуда собака?
– А пес его знает! Пришел и поселился. Теперь вот гуляем с ним по очереди в выходные.
На стене и впрямь висел «График выгула Рекса». Могу представить, как потешалась в выходные дни Марьина Роща, когда мужики выгуливали псенка.
А псенок, по-видимому, был выходцем из местной собачьей стаи, добровольно охранявшей таможенный терминал. Уж очень совпадали его «породные признаки» с тамошней популяцией. Это ж какие надо иметь мозги, чтобы в возрасте примерно четырех-пяти месяцев самостоятельно принять такое судьбоносное решение и так радикально изменить образ жизни, променяв стайную вольницу на режим «подожди-пока-тебя-выведут-гулять»!
– Отдайте мне псенка!
– Ты у него самого спрашивай. Пойдет – забирай! Он сам решает.
Предложила я псенку прокатиться на машине. Он не возражал. Правда, трясся всю дорогу, как осиновый лист. Приехали. Несколько суток он отсыпался, отоспался и стал членом семьи.

Я это к тому рассказываю, что многие найденные мной растюхи тоже не очень-то спрашивают меня, где им жить, расти и колоситься. Первая моя драцена была куплена на предмет подарка кому-нибудь из одноклассников моей дочери, но почему-то никому подарена не была, а вымахала из десятисантиметрового росточка почти на метр в высоту и стала похожа на огромную метелку для стряхивания пыли. Как-то раз я ее узнала на фотографии в одной книжке по фитодизайну: моя метелка определенно выглядела краше.

Две душистые драцены я притащила из такой баснословной уценки, что оправданием мне может послужить только выражение «И не хочется, да нельзя упускать такой случай!». Одна из них была срезана с бревна, укоренена, посажена и благополучно кому-то отдана, а другая еще долго болталась на палке, пока ее тургор не начал вызывать у меня подозрения. Не долго думая, я и ее переукоренила, и теперь она, нагло пользуясь правами молодого растения, требует места в первом ярусе.

Да знаю я, что нечего посещать места дешевых распродаж! Но кто ж удержит! Случается какая-нибудь объективная надобность: то в подарок нужно кого-то прикупить, то время свободное вдруг образовалось, то маршрут нечаянно пролег как-то уж сильно близко от злачных мест…

…Не удержалась, купила я двух диковинных зверушек, двух малюсеньких маргинат – зелененькую и белесенькую. Ростом они были не больше пятнадцати сантиметров вместе с горшком. Крошечный пятисантиметровый горшок еще помещался в кашпо! Кашпо явно по замыслу были напольные – керамические с резиновыми ножками. Объем этих, с позволения сказать, кадок не превышал пятидесяти граммов, но без масштаба вся конструкция выглядела очень внушительно. Стволики были толстые, разветвленные на четыре рожка, кроны были компактные и очень пушистые. Этакие баобабы во дворце Дюймовочки. Растеньица были свежие, здоровые, при пересадке ничто не вызвало тревоги. Однако зелененькая драценка уже через две недели предъявила полный набор признаков залива и, несмотря на все принятые терапевтические, а потом и хирургические меры реанимации, приказала долго жить. Ее трехцветная напарница же благоденствует и до сих пор на удивление соблюдает габариты. И найденной впоследствии где-то просто на дорожке маленькой верхушечке маргинаты биколор служит хорошим примером.

Сандериану выбросили из окна. Кто-то ухаживал за ней вполне любовно. В прошлом она, по-видимому, была «Счастливым бамбуком», но потом ее пересадили в землю, она уже нарастила мочалку корней и начала заниматься вершками. Стволики заметно толстели по мере роста.
Чья-то злая рука отомстила растишке, и горшок полетел в окно. Сколько он пролежал за домом, не знаю. Двор этот я посещаю редко, чтоб туда попасть, надо переходить дорогу, поэтому он не включен в маршрут моих ежедневных собачьих прогулок.
Драценка оказалась изрядно засушена. При пересадке я разделила ее на два горшка, как будто предчувствовала, что скоро в один из них добавится еще один «бамбучий» ствол. Догадываетесь, откуда он взялся?

Очередной раз посетив распродажу, я купила сразу три драцены. Молоденькие и разноцветные. Просто потому, что стоили они опять-таки дешевле денег. Одна из них погибла почти сразу, а две другие – растут. Думаю, что скоро у меня будет уже три метелки для смахивания пыли.

Постепенно и неотвратимо превращается в настоящее деревце реанимированный прошлой зимой черенок от найденной на помойке огромной драцены. И уже брошено кем-то злое слово, мол, не коллекция ли это разве?

А знаете, почему я все это тут рассказываю? Я вчера притащила два пенька маргинат. Кто-то весьма варварски поотламывал им верхушки и выбросил. А пни-то живые, и у них такие прикольные корни!..