Экология земли и духа

Олег Жиганков
Экология земли и духа:
Нравственность и духовность в контексте потребительской морали.

            
Предостерегающе грозно звучат слова Господа в Откр. 11:18 «Я приду погубить  губивших землю», настанет время, когда «люди будут издыхать от страха, грядущего на вселенную» (Лк.21:26).
Наше время отмечено зримым осуществлением библейских пророчеств о конце мира. С особенной очевидностью это видно в зловещих и трагических проявлениях экологического кризиса Духа и Земли
Последний сделался истинным бедствием для всего человечества. Этот кризис не способны сдержать ни границы государства, ни уровень их благополучия, ни личное средство защиты.
Когда Тур Хейердал (знаменитый путешественник) предпринял спустя 15 лет новую попытку  своего плавания по мировому океану, то был потрясен невероятной загрязненностью его вод. И действительно, на наших глазах совершается невероятное по своим масштабам и роковое по своим катастрофическим последствиям загрязнение окружающей нас среды.
Причиной этого стала греховная и губительная по своим  проявлениям позиция человека. Вместо того, чтобы с послушанием исполнять заповедь Бога о благоговейном, бережливом отношении и рачительном отношении к данному ему земному лону, человек стал своекорыстно и хищнически губить его.
Сегодня на наших глазах плодородные степи пожираются черными песками, мелеют реки, редеют и сводятся на нет леса, зловеще и неотвратимо расширяются озоновые дыры.
С каждым десятилетием и даже годом человеку все труднее становится жить и выживать на земле.
Казалось бы, еще недавно миллионы людей испытывали чувство своего торжества и господства над природой.  «Не будем ждать милости от природы, взять их у нее наша задача»,- так дерзновенно выражалось в 30-е годы чувство человеческого превосходства и господства над природой. И в итоге, в конце уходящего века мы, что называется, хватаемся за голову от великого множества проблем экологического характера.
Воистину сбываются слова Христа : «Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» (Лк. 21:26).
Но по мере приближения этого апокалиптического исхода приближается время неотвратимого Божьего суда над виновниками ожидаемой земной катастрофы. Господь придет не только для того, чтобы даровать вечную жизнь искупленным, но и «погубить губивших землю» (Откр.11:18).
Совершенно очевидно, что причиной глобального экологического кризиса стало Богоотступничество. Характер и масштабы его усугублялись и нарастали в течение времени.
Экологическая обеспокоенность на всех континентах обозначилась буквально 30-40 лет назад. До  этого времени деструктивное воздействие человека на окружающую среду носило локальный характер. Но 20-й век обнаружил повсеместное проявление губительных последствий греховной экспансии. Сейчас становится понятным, почему Господь 2000 лет назад сравнивал нравственное состояние современного нам человечества с тем духовным разложением, которым было отмечено допотопное человечество. В книге Бытие мы читаем поразительную по сходству с нашим временем характеристику: «Земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась злодеяниями…, ибо всякая плоть извратила путь свой,… и увидел Господь, что велико извращение человека…»
Зеркальным отражением нравственного кризиса допотопного человечества сделалась наша сегодняшняя жизнь.
Посмотрите на тотальную криминализацию и коррумпированность общества, на разящую подростков и молодежь косу наркомании, алкоголизма и преступности, на половую вседозволенность и непочитание родителей среди юной поросли. Невооруженному глазу открывается первопричина всего этого ужаса. Имя ей – богоборческая гордыня, ненасытный эгоцентризм падшего человека. Именно это привело человечество к роковому, но, вместе с тем, предсказанному Богом исходу,  «как в дни перед потопом» ( Мтф.24:38-41).
Не приходится далеко ходить за фактами и свидетельствами неотвратимого эсхатологического конца.
Запросы потребительского общества, его неумные аппетиты влекут за собой огромные «издержки». Слишком дорого платит природа за то «благополучие», которым окружил себя человек.
Из сырья, добываемого на нашей планете, используется ~1,5%, остальные 98%  в искаженном, чуждом природе виде становятся отходами. Или вот такой показательный факт: объем промышленной продукции ныне удваивается каждые 9-10 лет.  А  коэффициент экологически  полезного действия ныне составляет ~2%. Таким образом, снижение себестоимости всякой единицы производимой продукции достигается за счет резкого снижения количества жизненной среды обитания, а значит, ценой нашего здоровья,  жизни.
Если посмотреть на карту России как на живой организм, заметим, что в дореволюционные времена в России, которая в основном была аграрной, крестьянской страной, в хозяйстве действовал принцип безотходного производства. Иными словами, в крестьянском хозяйстве ничего не выбрасывалось и не пропадало без пользы, всё шло в дело. Поэтому и чадящих свалок, и эстетически неприглядных помоек вдоль рек, оврагов, лесов и полей как таковых не было.
Любая грязь заразна. Она оставляет следы. И вот постепенно, извне, она перетекает в нас, в наши души, мысли, сердца, действия, оставляя на всем свой «грязный» след разрушения.

2. Экология духа.
      Итак, в наши дни, которые по библейским знамениям являются последними, с нарастающей силой обнаруживает себя общепланетарный нравственный кризис. Его пытаются объяснить технологическим и информационным взрывом, межличностным отчуждением, профанирующим действием массовой культуры, гедонистической ориентацией интересов. И только приобщенные через веру в Бога к Слову Его истинную причину видят в удалении людей от вселюбящего Бога и дарованного им закона.  Господь говорит нам: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33:15).
          Нравственное совершенство на Земле не может быть достигнуто суммой усилий всего человечества, а оно проистекает только от следования заповедям Божиим каждого человека. Первой ступенькой в следовании заповедям является уклонение от зла, а второй – творение добра.
         Итак, духовное и физическое состояние человека целиком зависит от его отношения к Богоданной законосообразности бытия, именно от нравственности. Поэтому-то, устрашающим картинам нравственного упадка сопутствует безудержный рост СПИДа и других венерических болезней.
          Иногда случается, что мимоходом заглянув в правила пользования некоторого электроприбора, включаем вилку в сеть, и … прибор оказывается испорченным. Так обстоит дело с техникой. А как с нами, людьми? Ведь человек гораздо сложнее любого прибора.
        Наверное, большинство в наше время уже не хотят и слышать, что их пра-пра-прабабушки были обезьяны. Значит, у человека должен быть Создатель. И если Он создал человека, то Он же дал ему и Закон во спасение-заповеди, особого рода правила жизни, чтобы не «ломаться» и не повредить ничего вокруг. Но изначальная причина наших «поломок»  всегда одна – отступление от правил, нарушения Закона. Это и есть грех. По определению апостола Иоанна, грех – беззаконие. За нарушением Закона неизбежно следует «повреждение», которое проявляется на разных уровнях. Примеров пренебрежения законами механики и всемирного тяготения, открытых Ньютоном, в больницах наших немало.
        Еще тяжелее последствия нарушения нравственных Законов Божиих. И что самое удручающее, что в этих случаях, как правило, человек перестает понимать причину своего болезненного состояния. «Как болит душа!»-часто говорит человек, сделав что-то нехорошее. «За что мне все это, ведь я не заслужил?». Тогда как и угрызения совести, и телесные страдания ведь суть не что иное, как последствия неправильного греховного образа жизни. И мечется человек, не зная, к кому обратиться. А боль от чего? От разрыва духовно-нравственной и физической жизни, от желания обладать всеми дарами жизни вне зависимости от Бога и его заповедей.
          Уровень, на котором всего заметнее «повреждения» – это телесный. Мы сотворены таким образом, что мы не можем долго терпеть боль, употреблять в пищу испорченное, вредное – наш желудок и кишечник быстро оповестят нас об этом. Утратив зрение или слух, осязательные или обонятельные рецепторы, мы будем подвержены различным травмам.
        Уровень, на котором «повреждения» не столь явственны, и последствия увечий, ожогов, отравлений не столь очевидны – духовный. Это наши чувства, эмоции, нравственные оценки. Тут обязательно действуют идеалы и эталоны, которые возникают в сознании человека в процессе его воспитания, вхождения в данную культурную среду. А ведь привить и вживить в сознание можно что угодно. Вот сейчас упорно пытаются заставить нас принять понятие «новая модель семьи», и уже человек принимает ложь за истину, плод больного воображения за «взрыв изысканного вкуса», а гомосексуализм и другие половые извращения, как «вариант нормы». Именно этому разрушительному воздействию по перестройке нашего сознания подвергаются сегодня взрослые, наша молодежь, и что самое страшное, наши дети. Бесконечные повторы, примеры и давление авторитетов призваны заглушить в сознании чувство протеста. К примеру, в ток-шоу «Я сама», «Окна», «Большая стирка» - включаются и широко обсуждаются темы: «Брак и семья», «Добрачные отношения» и предлагаются новые модели  семьи и отношений в контексте брака и вне его. Модель патриархальной семьи, то есть, то , в чем человек искал и вдохновение, и нравственные силы, уходит, как пытаются утверждать современные психологи, в прошлое. И нужно быть готовым к тому, что, наряду с традиционно-патриархальной моделью, появится другая. Лейтмотив «не бойся своих желаний» -  законоутверждающий на сегодня.
       Мы с вами видим, что все очевиднее становится сегодня проблема утраты духовных ценнстней. В человеке сломлено понятие о нравственно-эстетическом ценностном ряде. Мы зомбированы грехом, поэтому временное, второстепенное считаем главной ценностью, а вечное и первостепенное, располагаем где-то там, в низу нашего ценностного ряда.
        Господь говорит: «Ищите прежде Царствия Божия…», важно для человека все, но важнее всего, в каком порядке по отношению к главной, вечной нравственно-этической ценности все это будет располагаться.
          Стремление к подмене Божьего Закона практически заземленными и нравственно-выхолощенными понятиями зримо являет себя в такой гуманной сфере как современные биомедицинские технологии.
        1.Трансплантация органов. Это область медицины очень молода, но уже имеет дело с тяжелыми социальными и духовно-нравственными проблемами. Во-первых, такими как приоритетность предоставления донорского органа по причине необходимости или возможности оплатить эту операцию, так как потом не менее астрономическая сумма может понадобиться  и на препараты, подавляющие процесс отторжения. Во-вторых, такой проблемой, как извлечение органов из тела еще живого человека для продажи. И мы видим, какой коммерческий размах и криминальную окраску приобретает сегодня торговля рожденными и еще не рожденными детьми (уголовное дело роддома г. Щекино). В-третьих, это умышленное прекращение оказания медицинской помощи, необходимой для поддержания жизни больного. В-четвертых, это и преступное использование безвыходного положения того или иного человека, так как больных, которым требуется пересадка органов, во много раз больше, чем случаев предоставления органов для пересадки. В-пятых, это то, что в душе больного, стоящего в очереди на пересадку органа, неизбежно формируется «ожидание, хотение» чьей-то смерти.
3. Клонирование. С транспланталогией тесно связаны эксперименты по клонированию животных и человека. Из клетки хотят создать жизнеспособные копии данного организма, которые будут использовать как банк органов для пересадки. Но и здесь возникает много вопросов нравственно-этического порядка. Во-первых, что за существо мы получим из пробирки?  Во-вторых, не воспользуются ли результатами открытия безнравственные люди? В-третьих, человеческие особи, вызванные к жизни путем массового генетического воспроизводства, могут заключать в себе любые индивидуальные характеристики, необходимые заказчикам, то есть клонирование ставит под угрозу «святое святых» в человеке – богоданную неповторимость и свободу выбора. Но самое главное, что человек посягает на прерогативу Бога Творца. Ибо Он единый Творец и жизнедатель всего сущего.
         3.Эвтаназия. Каково отношение сегодня человека к смерти и жизни? Воспринимаем ли мы сегодня смерть как конец предоставленного нам Богом срока пребывания на этой земле, или же мы склонны сегодня соотносить это с врачебной ошибкой, с несовершенством аппаратов и лекарственных препаратов и всевозможными средствами пытаемся преодолеть этот рубеж? Наверное, сегодня это чаще всего второе. Нам нужна жизнь.
     Но задумаемся вопросом : «сколь много зависит от врага, которому мы себя доверяем?». Важны ли только его знания и опыт, или же важно и то, какова эта личность в нравственно-духовном аспекте? Конечно, да. Ибо важна и молитва пациента, и молитва врача и еще более их вера и доверие Богу. Но что мы видим сегодня? В Голландии принят закон об эвтаназии. В России сегодня около 50% врачей считают эвтаназию гуманным средством избавления безнадежно больного человека от бессмысленных страданий. Ведь на самом деле  доводы о бессмысленности страданий не всегда основательны, так как нередко именно они побуждают умирающего к покаянию, сопровождаются душевным просветлением,               пробуждают желание примириться с Богом и ближними. А для родных и близких недели и месяцы по уходу за ним, могут благотворно сказаться на их душевном состоянии. Поэтому роль врача, как инициатора и исполнителя эвтаназии будь то по воле пациента или его родственников, не имеет ничего общего с его профессиональным долгом и должно расцениваться как самоубийство или убийство. Вот почему важна духовно-этическая сущность личности врача.
        4.Искусственное оплодотворение. Бездетность во все времена воспринималась супругами драматически. И лишь вера и христианское смирение позволяет супругам увидеть в этом Божие провидение, принять его м достойно нести свой жизненный крест.
        Но мы с вами видим, что сегодня обнаруживается человеком нетерпеливое настояние любой ценой и какими угодно средствами обрести желаемое. Благо, современные технологии способствуют этому. И человек бездумно идет на поводу возможностей и желаний. И многие женщины сегодня избирают для своего будущего ребенка в качестве отца донора, хотя решение нравственно-этических задач еще впереди, так как и донорское осеменение, и суррогатное материнство неизбежно сопровождаются психологическими и социальными коллизиями, как между самими супругами, так и потом во взаимоотношениях с детьми.
          В перспективе и донорское зачатие и сурогатное материнство может обернуться для ребенка тяжелым психологическим кризисом. Кроме того, дети, зачатые от анонимного  доктора-отца, могут в дальнейшем вступать между собой в браки и, в итоге, будут иметь неполноценное потомство.
          По Библейскому принципу рождение ребенка должно совершаться только в контексте семьи (мать и отец), поэтому если достижения современной медицины позволяют обрести ребёнка в контексте этого принципа, то мы можем воспользоваться этими достижениями, но если же они вступают в противоречие с Божественными постановлениями, то опять мы сталкиваемся с приоритетом ценностей, что важнее, приобрести весь мир, а душе своей повредить, или наоборот, выбор всегда за нами.
         Библия говорит, что любое зачатие вне брака, благословленного Богом, есть грех
          Сегодня медицине известно такое явление, как «телегония», то есть влияние на потомство первого самца. Современная медицина однозначно утверждает, что любой внебрачный половой контакт никогда не проходит бесследно, даже если он и не сопровождался зачатием.  В наследственном  аппарате остаются пожизненные изменения и они будут наследоваться всеми детьми женщины, в том числе и рожденными впоследствии от мужа.  Я думаю, что это поможет каждой девушке и женщине по-новому взглянуть на проблему сегодняшнего дня – добрачные или внебрачные связи. Ведь для многих, с легкой руки наших психологов и сексопатологов нет такой проблемы. Ибо в сексологии  допустимы, например,  при лечении некоторых сексуальных расстройств, использование «замещающих», то есть внебрачных партнеров. З. Фрейд писал: «Общество не знает более страшной угрозы для  своей культуры, чем высвобождение сексуальных влечений». ( Фрейд  З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989, с.12).
          Сегодня реальность этой угрозы мы видим и в легализации гомосексуализма, и в росте числа разводов, и в раннем начале половой жизни, где нет любви, ответственности,  долга, но где бал правит наслаждение, и в разрастающейся, как опухоль, эпидемии СПИДа, абортов, которых в России ежедневно совершается до 13 тысяч.
           Мы с вами видим, что вырождению нации, человека, цивилизации сопутствует бездуховность, аморальность, утрата нравственной опоры личности, размытость ценностного  ряда и ценностных приоритетов. Так вот тот питательный раствор (а именно: наркомания, беспорядочные половые связи, контрацепция, ранняя половая активность, аборты), что провоцирует накапливание от поколения к поколению вредных признаков (а большинство из них, заметьте, связано с высвобождением сексуальных влечений), которые способствуют вырождению нации. Только около 40% новорожденных появляются сегодня на свет здоровыми, а остальные с всевозможными патологиями. И не только экология виновата в том, виноваты и сами женщины, так как количество вступающих в добрачные связи сегодня составляет до 80%, количество курящих молодых женщин и девушек такое же, а зачатие совершаемое в «состоянии лёгкого алкогольного опьянения» составляет 90%.
          Господь говорит: «Вот пред тобой жизнь и смерть. Избери жизнь. И благословен будешь Ты и потомство Твоё». (          )
          А мы, зачастую, всё меняем местами и всё путаем. И избираем грех, то есть смерть. Так как грех – это не только нарушение законов и нравственных принципов, это всегда искажение данной нам Богом жизни.
           К. С. Хилдер отмечал: «Закон Божий – это единственная одежда, которая подходит миру».
            Человек 21-го века научился управлять сложными механизмами, изобрёл невообразимые орудия смерти, расширяя возможности поддержания и продления жизни. Но всё труднее человек справляется с самим собой. Он в плену одиночества, зависти, непримиримости, озлобленности, скуки, беспокойства и так далее.
              Господь предлагает нам путь освобождения: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс.33:15).  А что является сущностью добра для человека – «действовать справедливо, любить дело милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8).