Социальные сети как феномен Интернет

Татьяна Шамсетдинова
Многие могут сказать о себе: «Я живу в Интернете». Но чем же именно мы там все живем?
Интересную статистику можно посмотреть на сайте американской компании Alexa, специализирующейся на  изучении трафика наиболее популярные ресурсов Интернета.  Чем живет Интернет в России? Один из ответов - http://www.alexa.com/topsites/countries/RU

Top Sites in Russia

1. Яндекс - yandex.ru
2. Google.ru - google.ru
3. Портал Mail.Ru - mail.ru
4. Google.com - google.com
5. В Контакте - vk.com
6. YouTube - youtube.com
7. Одноклассники - odnoklassniki.ru
8. Facebook - facebook.com
9. Wikipedia - wikipedia.org
10. LiveJournal - livejournal.com

Что мы видим? Социальные сети занимают  прочное место в десятке наиболее посещаемых сайтов в российском сегменте Интернета (все данные на начало апреля 2012 года). Для сравнения – Рамблер - один из крупнейших в Рунете поисковых порталов – вынесен уже только на 12 место списка.

Сегодня количество популярных социальных сетей в мире исчисляется сотнями. Первая социальная сеть в Интернет появилась еще в 1995 году – это был сайт Classmates.com, и он помогал зарегистрированным пользователям находить и поддерживать связь с друзьями и знакомыми, с которыми пользователь общался в школе, вузе или на работе. Социальными сетями сейчас обрастают все крупнейшие Интернет-ресурсы (Mail.ru и другие). По данным независимых источников, в социалках зарегистрировано порядка 80% пользователей Интернет.

Социальные сети сыграли (и играют до сих пор) определенную просветительскую миссию. Многие «возрастные» люди приходят в Интернет именно для того, чтобы зарегистрироваться в социальной сети. С этого они начинают свое знакомство с коммуникационными возможностями Интернет.

Нередко «Одноклассники» или «Вконтакте» - это первый сайт, которым серьезно начинает пользоваться человек, впервые пришедший в Интернет. Его мотивирует любопытство. Его стимулирует радость встречи, игра в узнавание.

Получив первые навыки общения с веб-сервисами в социальных сетях такого типа, многие люди постепенно уходят оттуда и идут дальше - осваивать новые сайты. Они уже немного «подкованы» опытом общения с веб-интерфейсами. И они приходят в социальные сети по интересам, на блог-хостинги, пробуют использовать сайты, предоставляющие тот или иной веб-инструмент (типа фото и видео-хостингов). То есть осваиваются более основательно. Это своего рода «Интернет-ликбез».

Но рано или поздно «взрослая» аудитория Рунета (старше 30-40 лет) пройдет этот ликбез, а юное поколение уже сейчас в таком ликбезе не нуждается. Оно растет в Интернет, воспринимая его как естественную составляющую жизни. На сайте alexa.com приводится еще и интересная статистика о возрасте среднестатистических посетителях страниц:
Audience Demographics for Vk.com - 18-24 Age.
Audience Demographics for Odnoklassniki.ru – 25-34 Age.

Нельзя не сказать и о следующем. Одним из феноменов социальных сетей является «феномен малого мира». ICQ, блоги, "Одноклассники" и мэйл-агенты заменяют сегодня людям общение с семьей, встречи с друзьями и общественные собрания. Участники социальных сетей могут относиться к реальной жизни, занижая ее главные ценности. Это может выглядеть еще более удручающе, если принять во внимание, что дети, рожденные после 1990 года, не представляют мир без Интернета.

Многих привлекает и возможность анонимности в социальной сети. Все сети заполнены многочисленными фэйками и клонами страниц. Для кого-то это попытка уйти от собственных страхов и комплексов, для кого-то – возможность выступить в роли безнаказанного планетарного «обличителя зла».

Форумы социальных сетей засорены многочисленными жаргонными словами, полубранными выражениями. Как правило, нет особой модерации ни текстов на форумах, ни фотографий в альбомах сети. 

Психологи считают, что социальные сети вредны в больших количествах, а в небольших - даже полезны. Им видней. А в жизни – каждый решает сам. Что же выбрать – реальность или виртуальную жизнь.