Невозможно представить историю человечества без книги
книг, без Библии. Проходят века, но Библия остается самой чи-
таемой, желанной и любимой книгой на Земле.
Но когда и как она возникла? Кто ее автор или авторы?
Такова ли она сегодня, какой была тысячи лет назад, в момент
ее написания? Не изменилось ли ее содержание?
Само разделение Библии на две, далеко не равные по объему части,
обусловлено их отношением к главному предмету Библии, т.е. к
личности Мессии. Те книги, которые были написаны до пришествия
Христа и лишь пророчески Его предизображали, вошли в состав
Ветхого Завета, а те, которые возникли уже после пришествия в
мир Спасителя и посвящены истории Его искупительного служения
и изложению основ учрежденной Иисусом Христом и Его апостолами
Церкви образовали собой Новый Завет или Евангелие .
В Евангелии находится 27 священных книг: 4 евангелия,
книга Деяний апостолов, 7 соборных посланий, 14 посланий
апостола Павла и Апокалипсис ( Откровение ) Иоанна Богослова.
Два евангелия принадлежат двоим апостолам из числа двенадцати
- Матфею и Иоанну; два - сотрудникам апостолов - Марку и Луке.
Петр, Иоанн и два брата Господа по плоти Иаков и Иуда - также
в числе авторов-евангелистов.
Более всех потрудился в составлении писаний великий учи-
тель язычников апостол Павел, который основал много церквей,
требовавших от него письменного наставления, которое он и пре-
подавал в своих посланиях.
Довольно долго сказания о жизни Господа Иисуса Христа
передавались только изустно. Сам Господь не оставил никаких
записей Своих речей и дел. И для большинства верующих того
времени гораздо большее значение имели устные сказания о
Христе, чем письменные ( хотя бы потому, что большинство из
них не умело читать ). Таким образом апостолы и проповедники
" передавали " сказания о делах и речах Христа, а верующие
" принимали ". И это было в согласии с духом и традициями того
времени. У иудеев издревле существовал обычай запоминать наи-
зусть большие тексты из Священного Писания, даже был целый
класс " масоретов ", хранителей Писания, которые заучивали
Библию и корректировали переписчиков. Но скоро период устного
предания должен был закончиться. С одной стороны христиане
должны были почувствовать необходимость письменного изложения
Евангелия , чтобы иметь веский аргумент в своих спорах с иуде-
ями, которые, как известно, отрицали действительность чудес
Христовых и даже утверждали, что Христос и не объявлял Себя
Мессией. Нужно было показать иудеям, что у христиан имеются
подлинные свидетельства о Христе тех, кто был рядом с Ним во
время Его земного служения, и тех, кто стал приемником очевид-
цев дел Христовых.
С другой стороны нужда в письменном изложении истории
Христа стала чувствоваться потому, что поколение первых учени-
ков постепенно вымирало, и ряды прямых свидетелей чудес
Христовых редели. Требовалось поэтому письменно закрепить от-
дельные изречения Господа и целые Его речи, а также и рассказы
о Нем апостолов. Тогда-то и стали появляться то там, то здесь
отдельные записи того, что сообщалось до сих пор из уст в уста
о Христе, о Его служении. Период появления этих записей, прак-
тически, уже евангелий, можно определить примерно лет в трид-
цать - от 60-го года до 90-го ( последним было евангелие от
Иоанна ).
Но вначале все труды новозаветных авторов были разрозне-
ны, обращены к различным людям, к разным церквам ( например, к
церкви в Коринфе ( некоторые послания ап. Павла ) или к Феофи-
лу ( евангелие от Луки ) ). Но уже в то время, при апостолах,
несомненно, существовало собрание священных богодухновенных
писаний, или канон. Это можно подтвердить ссылкой ап. Павла на
существование собрания слов Христа ( 1 Кор. 8:25 ) и указание
ап. Петра на собрание Павловых посланий ( 2 Петр. 3:15-16 ).
Таким образом, в том или ином виде канон существовал уже в 1
веке н.э. В документах, датированных концом 2 века, мы находим
тот список евангелий и посланий, входящих в канон, какой мы
имеем на сегодняшний день. В 367 году Афанасий Александрийский
писал, что только в этих книгах возвещается учение благочестия
и что от этого собрания книг ничего нельзя отнимать, как нель-
зя что-либо и прибавлять к нему.
Теперь что касается оригиналов Евангелия. Есть ли в
распоряжении ученых евангелие, написанное, к примеру, самим
Матфеем, или Лукой? И если нет, то можем ли мы доверять нашему
нынешнему Новому Завету? Не рознится ли его текст с текстом
оригинала?
Да, действительно, оригиналы евангелий не сохранены, но
это не является основанием для недоверия к тому тексту, кото-
рый можно встретить сегодня почти в каждом доме. Никому не
приходит в голову отрицать достоверность книг, написанных,
скажем, Платоном, Эсхилом, Сенекой, Тацитом и другими древними
авторами только потому, что подлинников их трудов не существу-
ет. Но если бы кто-то и сомневался в достоверности этих книг,
то рукописи Евангелия во всех отношениях выгодно отличаются от
остальной древней литературы. Если существует, например, 11
манускриптов сочинений Платона, 50 - Эсхила, 2 - Еврипида
( все это, разумеется, списки, а не подлинники ), то новоза-
ветная письменность представлена греческими манускриптами в
количестве, превышающем 2 500 экземпляров.
Но особенно показательным станет преимущество Евангелия,
если вспомнить о сроке, прошедшем с момента написания книг до
самого раннего из сохранившихся манускриптов. Подлинники Вер-
гилия отстоят от наиболее древних списков его произведений на
400 лет, Горация - на 700 лет, Юлия Цезаря - на 900 лет, Пла-
тона - на 1 300 лет, Эсхила - на 1 500 лет, евангельские же
манускрипты отделены от подлинника лишь несколькими десятиле-
тиями.
Известно, в частности, что самым поздним евангелием было
евангелие от Иоанна ( время его написания относится к 90 го-
дам); а наиболее древний отрывок из этого Евангелия, найденный
в Египте, относится к 120-125 годам.
У писателей 1-2 веков можно обнаружить многие ссылки на
евангелия. К примеру:
Св. Климент Римский около 95 года пишет послание, в кото-
ром приводит слова из евангелий Матфея и Марка.
Св. Игнатий Антиохийский, казненный в 107 году, цитирует
евангелие от Матфея. По-видимому, из среды близкой к Игнатию
вышло произведение Дидахе или Учение Двенадцати апостолов (ок.
100 г. ). В нем есть фразы из Матфея и Луки, а в одном месте
дана прямая ссылка на " Благовествования ", т.е. на Евангелие.
Христианский писатель Аристид в своей " Апологии " (ок.
120 г. ) уже называет Евангелие Священным Писанием.
В Египте среди вещей одного солдата ( 120 г. н.э. ) был
найден папирус с евангелием от Иоанна.
Около 170 года сириец Титиан составил компиляцию уже из
всех четырех евангелий, показав тем самым, что считает их об-
щепризнанными, каноническими.
В 1740 году итальянский ученый Муратори открыл перечень
новозаветных книг, относящийся ко второй половине 1 века.
Список примеров можно было бы продолжать и продолжать, но
даже из вышеприведенных видно, что уже в конце 1-го столетия
евангелия были хорошо известны и пользовались очень высоким
авторитетом.
Что же касается соответствия текста нашего Евангелия
древнейшим манускриптам, то оно, можно сказать, абсолютное. В
частности, рукописи Мертвого моря ( или кумранские ), обнару-
женные учеными удивительно недавно и оказавшиеся самым древним
манускриптом, в точности соответствуют имеющемуся у нас
тексту. Слава Богу за то, что Он так чудно позаботился о сох-
ранности Священного Писания!
Итак, у нас нет оснований сомневаться в достоверности Но-
вого Завета. Читая евангельские строки, мы можем быть уверены,
что перед нами слова Иисуса Христа, что перед нами именно то,
что хотели донести до нас ученики Христа - Божественное спаси-
тельное откровение.