О Новом Завете - общие сведения

Олег Жиганков
Невозможно представить историю  человечества  без  книги
книг, без Библии.  Проходят века, но Библия остается самой чи-
таемой, желанной и любимой книгой на Земле.
      Но когда  и  как она возникла?  Кто ее автор или авторы?
Такова ли она сегодня,  какой была тысячи лет назад,  в момент
ее написания?  Не изменилось ли ее содержание?
Само разделение Библии на две,  далеко не равные по  объему  части,
обусловлено их отношением к главному предмету Библии,  т.е.  к
личности Мессии. Те книги, которые были написаны до пришествия
Христа  и  лишь пророчески Его предизображали,  вошли в состав
Ветхого Завета,  а те, которые возникли уже после пришествия в
мир  Спасителя и посвящены истории Его искупительного служения
и изложению основ учрежденной Иисусом Христом и Его апостолами
Церкви образовали собой Новый Завет или Евангелие .
      В Евангелии  находится  27 священных книг:  4 евангелия,
книга Деяний  апостолов,  7  соборных  посланий,  14  посланий
апостола Павла  и Апокалипсис ( Откровение ) Иоанна Богослова.
Два евангелия принадлежат двоим апостолам из числа  двенадцати
- Матфею и Иоанну; два - сотрудникам апостолов - Марку и Луке.
Петр, Иоанн и два брата Господа по плоти Иаков и Иуда -  также
в числе авторов-евангелистов.
      Более всех потрудился в составлении писаний великий учи-
тель язычников  апостол Павел,  который основал много церквей,
требовавших от него письменного наставления, которое он и пре-
подавал в своих посланиях.
      Довольно долго сказания о жизни  Господа  Иисуса  Христа
передавались только  изустно.  Сам  Господь не оставил никаких
записей Своих речей и дел.  И для  большинства  верующих  того
времени гораздо  большее  значение  имели  устные  сказания  о
Христе, чем письменные ( хотя бы потому,  что  большинство  из
них не  умело читать ).  Таким образом апостолы и проповедники
" передавали " сказания о делах и  речах  Христа,  а  верующие
" принимали ". И это было в согласии с духом и традициями того
времени. У иудеев издревле существовал обычай запоминать  наи-
зусть большие  тексты  из  Священного Писания,  даже был целый
класс " масоретов ",  хранителей  Писания,  которые  заучивали
Библию и корректировали переписчиков.  Но скоро период устного
предания должен был закончиться.  С  одной  стороны  христиане
должны были  почувствовать необходимость письменного изложения
Евангелия , чтобы иметь веский аргумент в своих спорах с иуде-
ями, которые,  как  известно, отрицали  действительность чудес
Христовых и даже утверждали,  что Христос и не  объявлял  Себя
Мессией. Нужно  было  показать иудеям,  что у христиан имеются
подлинные свидетельства о Христе тех,  кто был рядом с Ним  во
время Его земного служения, и тех, кто стал приемником очевид-
цев дел Христовых.
     С другой  стороны  нужда  в  письменном изложении истории
Христа стала чувствоваться потому, что поколение первых учени-
ков постепенно   вымирало,  и  ряды  прямых  свидетелей  чудес
Христовых редели.  Требовалось поэтому письменно закрепить от-
дельные изречения Господа и целые Его речи, а также и рассказы
о Нем апостолов.  Тогда-то и стали появляться то там, то здесь
отдельные записи того, что сообщалось до сих пор из уст в уста
о Христе, о Его служении. Период появления этих записей, прак-
тически,  уже евангелий, можно определить примерно лет в трид-
цать - от 60-го года до 90-го ( последним  было  евангелие  от
Иоанна ).
     Но вначале все труды новозаветных авторов были  разрозне-
ны, обращены к различным людям, к разным церквам ( например, к
церкви в Коринфе ( некоторые послания ап. Павла ) или к Феофи-
лу ( евангелие от Луки ) ).  Но уже в то время, при апостолах,
несомненно, существовало  собрание  священных  богодухновенных
писаний, или канон. Это можно подтвердить ссылкой ап. Павла на
существование собрания слов Христа ( 1 Кор.  8:25 ) и указание
ап. Петра  на собрание Павловых посланий ( 2 Петр.  3:15-16 ).
Таким образом,  в том или ином виде канон существовал уже в  1
веке н.э. В документах, датированных концом 2 века, мы находим
тот список евангелий и посланий,  входящих в канон,  какой  мы
имеем на сегодняшний день. В 367 году Афанасий Александрийский
писал, что только в этих книгах возвещается учение благочестия
и что от этого собрания книг ничего нельзя отнимать, как нель-
зя что-либо и прибавлять к нему.
     Теперь что  касается  оригиналов  Евангелия.  Есть  ли  в
распоряжении ученых евангелие,  написанное,  к примеру,  самим
Матфеем, или Лукой? И если нет, то можем ли мы доверять нашему
нынешнему Новому Завету?  Не рознится ли его текст  с  текстом
оригинала?
     Да, действительно,  оригиналы евангелий не сохранены,  но
это не является основанием для недоверия к тому тексту,  кото-
рый можно встретить сегодня почти в  каждом  доме.  Никому  не
приходит в  голову  отрицать  достоверность книг,  написанных,
скажем, Платоном, Эсхилом, Сенекой, Тацитом и другими древними
авторами только потому, что подлинников их трудов не существу-
ет. Но если бы кто-то и сомневался в достоверности этих  книг,
то рукописи Евангелия во всех отношениях выгодно отличаются от
остальной древней литературы.  Если существует,  например,  11
манускриптов сочинений  Платона,  50 - Эсхила,  2 - Еврипида
( все это,  разумеется,  списки, а не подлинники ), то новоза-
ветная письменность  представлена  греческими  манускриптами в
количестве, превышающем 2 500 экземпляров.
     Но особенно  показательным станет преимущество Евангелия,
если вспомнить о сроке,  прошедшем с момента написания книг до
самого раннего из сохранившихся манускриптов.  Подлинники Вер-
гилия отстоят от наиболее древних списков его произведений  на
400 лет,  Горация - на 700 лет, Юлия Цезаря - на 900 лет, Пла-
тона - на 1 300 лет,  Эсхила - на 1 500 лет,  евангельские  же
манускрипты отделены  от подлинника лишь несколькими десятиле-
тиями.
     Известно, в частности,  что самым поздним евангелием было
евангелие от  Иоанна  ( время его написания относится к 90 го-
дам); а наиболее древний отрывок из этого Евангелия, найденный
в Египте, относится к 120-125 годам.
     У писателей 1-2 веков можно обнаружить многие  ссылки  на
евангелия. К примеру:
     Св. Климент Римский около 95 года пишет послание, в кото-
ром приводит слова из евангелий Матфея и Марка.
     Св. Игнатий Антиохийский,  казненный в 107 году, цитирует
евангелие от Матфея.  По-видимому,  из среды близкой к Игнатию
вышло произведение Дидахе или Учение Двенадцати апостолов (ок.
100 г.  ).  В нем есть фразы из Матфея и Луки, а в одном месте
дана прямая ссылка на " Благовествования ", т.е. на Евангелие.
     Христианский писатель  Аристид  в своей " Апологии " (ок.
120 г. ) уже называет Евангелие Священным Писанием.
     В Египте среди вещей одного солдата ( 120 г.  н.э.  ) был
найден папирус с евангелием от Иоанна.
     Около 170  года  сириец Титиан составил компиляцию уже из
всех четырех евангелий,  показав тем самым, что считает их об-
щепризнанными, каноническими.
     В 1740 году итальянский ученый Муратори  открыл  перечень
новозаветных книг, относящийся ко второй половине 1 века.
     Список примеров можно было бы продолжать и продолжать, но
даже из  вышеприведенных видно,  что уже в конце 1-го столетия
евангелия  были  хорошо известны и пользовались очень высоким
авторитетом.
     Что же  касается  соответствия  текста  нашего  Евангелия
древнейшим манускриптам,  то оно, можно сказать, абсолютное. В
частности,  рукописи Мертвого моря ( или кумранские ), обнару-
женные учеными удивительно недавно и оказавшиеся самым древним
манускриптом, в   точности   соответствуют  имеющемуся  у  нас
тексту.  Слава Богу за то, что Он так чудно позаботился о сох-
ранности Священного Писания!
     Итак, у нас нет оснований сомневаться в достоверности Но-
вого Завета. Читая евангельские строки, мы можем быть уверены,
что перед нами слова Иисуса Христа,  что перед нами именно то,
что хотели донести до нас ученики Христа - Божественное спаси-
тельное откровение.