Города, где бывал. рождение жанра

Андрей Козлов Кослоп
       Свердловск (Екатеринбург).
 Родился  здесь и живу до сих пор. Сначала я жил в доме, который сейчас гостиница «Исеть». Раньше, где сейчас ресторана «Уральские пельмени», был спортивный магазин «Динамо», мы (я, мама, папа, брат, сестра)  жили на 11-этаже. Поднимались на лифте с лифтершей. Я бегал по длинному коридору. На том же этаже жил Олежка и Голендухины,  папины «коллеги». Потом переехали на Первомайскую 70, возле бани с колоннами.  Олежка тоже переехал на Первомайскую, мы жили в одном подъезде, учились в одной школе:  я -  в «Б», он – в «А». Потом  мы переехали на Щорса. Потом  жили с Ольгой на Попова, сейчас живем на Бажова: я, Ольга, сын Данил, его жена Оля-маленькая, их сын Ваня, коты Вася и Кузя. (сем «я» получается)  Перед новым годом приходил дед Мороз.  Вчера ходил на Первомайскую, чтобы зафотать для ЖЖ эту самую баню, которая, говорят, очень удивила и даже рассердила Хрущёва, сказавшего: «У вас баня как театр, а театр как баня».
       Алапаевск.
Пил квас за 2 копейки, несладкий, окрошечный. Музей Чайковского  на берегу реки Нейвы, почти что Невы. Ходили в кино  на фильм «Верная рука,  друг  индейцев».  «Ничего себе змеиный супчик…»
       Артемьевский. 
Ходили с папой на завод. Подарили «ширпотреб» (шпингалеты для дверей, всё в масле). На заводе всё гремело.  Папа занимался историей уральских заводов.
       Киев (проездом).
Купили юмористический журнал. Папа не хотел покупать: «Не по-русски».  «Да всё понятно, одна буква не такая», - спорю. Уговорил.
       Москва.
В мавзолее не был. Папа ходил с палочкой (ранение), тяжело долго стоять в очереди. Царь-пушка, царь-колокол, эскалатор, эскимо за 28 копеек. Негры!! 
       Кишинев. 
Комсомольское озеро. В саду у Ступиных виноград. Жарили кукурузу в початках. Ещё был пару раз потом. Игорь жил в мазанке, пили красное, аж черно-сине вино на похоронах Макарыча, все, включая вдову, гоготали – такое вино пьяное, для соседа водой не стали разводить, от души принесли помянуть хорошего человека.  В 1989 в очереди за квасом русские и молдаване ругались. Видел демонстрацию националистов со злыми лицами. Митинг на Комсомольском озере. Все выступления - «по-румынски», одно выступление – на русском («Рух» из Киева). 
      Севастополь.
Херсонес.  Раскопки. Крабики на берегу.  По стенам раскопов ползут улитки. Панорама «Оборона Севастополя».  Диорама  «Сапун гора». Корабли гудят. Моряки. Много роз. Ночи очень тёмные.
      Псков.
Кремль на берегу реки Великая. Много церквушек. Ездили на автобусе в Псковско-Печерскую лавру, мимо Изборска.  Запомнил Паганкины палаты.
      Ленинград.
Нева. Эрмитаж. Медный всадник. Зимний сад. Невский проспект. В 1984 году пошёл к Гребенщикову (имел адрес), но не встретились. Открыла очень странная бабушка.
      (Великий)  Новгород.
Кремль с памятником тысячелетию России.  Ездили на пароходике в Юрьев монастырь. Церквей не так много,  как во Пскове.
       Рига.
Домский собор. Пиво «Санчу». Лаб диен. Латышские стрелки. Сыр с тмином.  Улица Крышеня  Бароня. Даугава. Лудзу.  Лаб вакар.
       Юрмала.
Взморье. Янтарь. Сосны.
      Друскининкай. 
Нямунас (Неман -  по-местному) . Музей Чюрлёниса. Кафе «Воверайте». Очередь на фильм «Фантомас против Скотланд-Ярда» (детям до 16, но всё равно пропустили).  Докман вьена  рублес.  В парке -  скульптуры голых девушек.  Жили на квартире в комнатке у литовцев, я спал на раскладушке. Мама с папой проходили процедуры по курсовке.  В свободное время я читал «Молодую гвардию» Фадеева. За лето нужно было прочитать по программе.  Сергей Тюленин, Любовь Шевцова. «Мама, мама, я помню руки твои…».  Пили минералку из стаканчика с носиком.  Весь городок, как куда пройти, запомнил моментально, но мама с папой всегда путались, куда идти,  а когда я подсказывал, мне не верили, что я знаю, и спрашивали у прохожих.
       Вильнюс (проездом).
Крепость на горе. Чуть не отстал от поезда.
       Краслава. 
Маленький уютный латвийский городишко. Живут русские ещё с  дореволюционных времен.  Остановился у Юры, с которым жили вместе в рижской общаге.  Русские на латышском -«криеви».  Недалеко  от Краславы на поле у рощи  видел аиста.
       Гродно. 
Старая крепость.  Музей. Ездили на автобусе из Друскининкая.  Папа – историк, и он очень дисциплинировано водил меня по краеведческим музеям.
Минск. Был дважды. Останавливался в райончике со своими домами.
       Одесса.
Жил почти год в 1980. Сначала учился в УКК на паркетчика. Улица Котовского. Пляж Аркадия. Море. На Соборке спорят за футбол и наши их вооружения.  Ходил в оперный, на что, не помню.  В букинистическом купил Шопенгауэра и Кама-сутру на английском. Потемкинская лестница.  Ходил на футбол «Черноморец» - «Динамо-Киев». «Черноморец» - не команда, одесситка – не жена. Осенью очень противно и  грязно.
        Ворошиловград.
Не долго. Серый город. Здания похожи на площадь первых пятилеток на Уралмаше.
        Бахчисарай.
После раскопок на Бакле заезжали в Бахчисарай посмотреть Бахчисарайский фонтан, про который Пушкин написал стихи.  Капает.
        Ялта.
Пальмы. Люля-кебаб. Один раз ездил с Разумовским. Когда шли по набережной он восклицал: «Сбылась мечта идиота!».  Второй раз приезжали с парнями из 70-ой школы (потом я в эту школу ходил на курсы по английскому для взрослых, преподавал  Рогальский русский еврей из Шанхая или Харбина).  Ночевали в парке на травке.  Дешево, но, конечно, не выспались. 
        Симферополь (проездом).
На вокзале ожидали поезд. Розы.
        Туапсе.
Был в 2009-м. Удивила скульптура  «Данила Мастер».  Шикарный салют в честь Дня города. Отдыхающая с автобуса воскликнула: «Я даже у нас в Петербурге такого не видела!».  Не удержался и добавил: «Я тоже даже у нас в Екатеринбурге такого не видел». Во время автобусной экскурсии на купальню с голубой глиной гидша повторяла : "У нас всё как в СССР осталось". 
        Казань. 
Был два или три раза. Ходили с Игорем в ресторан. Игорь заказал стерлядь, но официантка сказала: «Если будет зеленая,  возвращать не буду». Стерлядь заказывать не стали. В университете -  музей Ленина. 
        Ульяновск.
Гимназия, где учился Ленин.
        Самара.
Памятник тачанке. Волга. Купеческие домики. Игорь говорит, что в одном из них жила его бабушка до революции. Когда Игорь поехал в Казань, поступать в университет, бабушка посоветовала нанять извозчика, когда приедет.  У  Игоря и папа и мама немцы. Потом он жил в Кишиневе, а оттуда эмигрировал в ФРГ, сейчас в Берлине.
        Новокуйбышевск.
На вокзале в 1979-м пока ждал утреннего автобуса, старушенция с блатным и умным видом глубокомысленно сказала, покачивая пальцем: "Самара!". В городке пахло газом, форточки всегда почти закрыты. Книги в шкафу обвёрнуты дешевой обёрточной бумагой. Графинчик, как оказалось,  с  техническим спиртом.  Как бы юмор. За год до этого в городке было хулиганское восстание, хулиганы полууголовные разгромили милицейский участок за то, что милиционеры кого-то убили. 
        Курган.
Был три или четыре раза. Обратил внимание, что на газонах растёт ковыль.
Челябинск. Проезжал через. В центре есть одна «сталинская высотка». Пригороды выглядят очень угрюмо.  Заводы, заборы, трубы.
        Уфа.
Забыли ключ от квартиры. Залазил на балкон (второй этаж). Памятник Салавату Юлаеву видел с поезда. Был недолго.
        Каменск-Уральский.
Когда едешь с вокзала на троллейбусе,  где-то посредине  города едешь минут  десять  по лесу, потом  - снова город с домами.
        Невьянск. 
Башня, конечно. Но в школе ездили туда на юношеский чемпионат области по классической борьбе (сейчас называется греко-римской). Наша команда, «СКА-Свердловск», все поединки кроме одного в тяжелом весе проиграли. Перед турниром нечего не ели, чтобы не выйти из своей весовой категории. Потом с Дудей напились изрядно.
        Пермь.
Кама. Картинная галерея с деревянными скульптурами.  Компросс.  В какой-то многотиражке опубликовали моё стихотворение про ручей.   
        Кунгур. 
Кунгурская пещера. Гостиный двор. Газировка с этикеточками  советского  фасона – полумесяцами.
        Миасс  (проездом).
Озеро  Тургояк.  Очень солидный вокзал. Заночевали за плату у полузнакомой  Саши Кузнецова женщины. На полке в шкафу несколько книжек из Серии ЖЗЛ (Роза Люксембург и так далее). Утром поехали в Златоуст.
       Златоуст (проездом).
Ничего особенного не помню.  Зашли к знакомому, попили чаю и пошли на Таганай.
       Карабаш (проездом).
Поклонная гора. Забирались. Вид  обалденный. Но внизу ещё обалденней: терриконы черного кокса, реки с желто-оранжевыми  берегами. Как на Марсе.
       Красноуфимск.
Небольшой малоэтажный городок с множеством изб. В колхоз на уборку через него ездили. Достопримечательностью считалось КГБ -  Крская городская баня.
       Краснотурьинск.
Очень уютный городок. Даже есть трамвай. Много этнических немцев.
       Серов.
Был на металлургическом заводе.  Себя серовчане называют северянами. Раньше  назывался Надеждинск. Серов – это героический летчик , кажется, 30-х годов. Из Серова Костя Дзю, Баков.
       Североуральск.
Видел северное сияние. Очень уютный городок. Жил в двухэтажной гостинице.
       Карпинск.
Ничего особенного не помню. Знаю  лишь,  что там жил замечательный художник Райшев. Когда в Свердловске попал почти случайно на его выставку впервые,  обалдел.   Народу было совсем немного,  Райшев вышел из служебного помещения, я как-то догадался, что это Райшев,  и начал , его нахваливать несколько неуклюже.
       Нижняя Салда.
На первом  курсе ездил туда в фольклорную экспедицию.  До сих пор большая часть города деревянные дома. Свои улицы зовут рядами.  Кое-что от этой экспедиции сохранилось в  Женькином архиве. Как-нибудь набью и выложу.  Под Нижней Салдой ездили в деревню Акинфьево, где жили первые Демидовские крестьяне.   Старики остались в паре домов.  Виталий Каменский  (на самом деле просто Егоров, фамилию взял у первой жены), мой  хороший знакомый,  родился в этой деревне.  Акинфьевцы до сих пор якают  как в Тульской области.   
      Новоуральск.
Закрытый город возле Верх-Нейвинска. Много «сталинского ампира». В 2011 году был там на открытии памятника букве «Н» в художественной гимназии.  Это был второй раз.
      Озерск.
Озеро есть. Но всё радиоактивное. Очень аккуратный, тихий, малолюдный какой-то даже  город. Говорят, что его построил Берия. Я сострил: «Бериозерск». Много «сталинского ампира».
      Асбест.
Почему-то показался крепеньким, даже более солидным,  чем Каменск, городом. Но троллейбуса нет.
      Нижняя Тура.
Останавливался в гостинице. Рядом номерной закрытый город. Кажется, сейчас называется   
Лесной. Там теперь Сашка Трифонов  из «А» класса живёт.
      Нижние Серги.
Там были с мамой и папой в санатории. Минералка. Воняет. На горе скульптура Лося. Играли в карты (в марьяж): я, папа и папин товарищ,  который был партизаном в Белоруссии.  Рассказывал как взрывали рельсы. Фотографировал на цветную пленку и даже проявил. Очень плохое качество, но зато всё-таки сделал.
      Нижний Тагил.
Когда подъезжаешь, над городом облака дыма. Ольга там училась на худграфе.  Не такой холеный как Курган. Но чувствуется, что какая-то своя аура.  Люди с хваткой, хотя и простые. Своеобораные трамвая с покатыми стенками местного производства.
      Верхний Тагил.
В детсве был на поминках паиного товарища, погибшего в аварии в Армении. Голендухин  фамилия. Помню платину. Был видимо март. Тепло, снег, яркое солнце. Голендухин был наш сосед в городке чекистов (жилой комплекс в центре Свердловска). Мы ходили к ним, Голендухиным, в гости.
      Кировоград.
Был, но почти ничего не помню.
      Дегтярск.
Во-первых,  подрался, зуб выбили и поставили фингал. А потом на автовокзале какой-то пьяный парень шарахался, я молчал, молчал, потом как рявкул  на него, он вытянулся по стойке смирно, испугался, сломался и тихонечко свалил. 
      Ревда.
Был на кирпичном заводе.
      Первоуральск.
Был. Помню Дворец Культуры.
      Качканар.
Озеро или пруд. За ним живописная гора. Все говорят: Канада.  На этой горе, говорят, какой-то чудак построил буддийский монастырь.  На строительстве этого завода работал  Сергей Григорьевич Мочалов, есть такой художник в  Екатеринбурге , пишет портреты Романовых, всё очень реалистично, но одевается экстравагантно.
      Арти.
Есть там игольный завод. В смысле был. Сейчас не знаю. Небольшой городок.
      Полевской.
Был, но ничего не помню, кроме Дворца Культуры.
      Бийск. 
Был на всесоюзном конкурсе поэтов. Кажется в 1989-м. Там были поэты из Свердловска, Перми, Барнаула, кажется,   Новосибирска, кто-то из Москвы, ещё откуда-то. «Махатмой» русской поэзии стал Юра Беликов. Я был в жюри.  Из Свердловска были Букашкин, Антиподов, Тягунов, Ройзман. Из  барнаульских запомнил Виолету , но фамилию забыл. Перед отъездом съездили в Сростки, где дом Шукшина. Беликов с Дрожащим ходили с лозой экстрасенсорили (у них в Перми завелись летающие тарелики, у них многое об этом, Дрожащих сам видел).   
      Новосибирск.
Серьёзный «сталинский ампир». Ехали с Бийска. Ели с Дрожащих, Беликовым  и Асланьяном  манты.  Асланьян - по папе армянин, а по матери  - коми-пермяк. Но ни армянского, ни пермяцкого не знает. 
       Омск. 
В центре города квартал с одноэтажными домами. Был на конференции «Россия и Восток».  В начале выступал Казанник, потом культуролог с еврейской  фамилией. Говорили о титульных нациях. Женщина из Киева рассказывала, что иные ученые полагают, что украинцы произошли от «укров».  Один ученый из Москвы с русской фамилией рассказывал, что евразийство – разновидность западничества.  В целом интересно. Свой доклад что-то даже и забыл о чём.
       Сургут.
Почти месяц жил, даже больше. В начале весны, то есть, практически зимой.  Мерзлота, но зарабатывают хорошо. 
      Пыть-Ях.
Город, через который высаживаются с поезда, чтобы ехать в Нефтеюганск. Но город. Там сейчас живёт Серега Позин, одноклассник мой, шахматист, друг детства.  Недавно приезжал,  собирались у Цветковой.  Были  Копосова, Назарова, Дудя, Оля Дормидонтова, сама Ира Цветкова  с мужем. Потом муж и дочка ушли.  Дудя наливал нам молочный ликёр (сам не пьёт).  Позин   хвали Каспарова немножко, а я немножко критиковал.
      Нефтеюганск.
Помню, что ехал туда на автобусе.
      Нижневартовск.
Помню ДК.
      Ханты-Мансийск (пролётом).
      Нефтекамск.
Завод пластмасс помню. На поезде до станции Амзя, отуда на автобусе.
      Сарапул.
Пересаживался, чтобы доехать до Ижевска автобусом, чтобы не делать крук через Агрыз.
      Ижевск. 
Серьезный город. Большая река. Какая, честно говоря, не помню. Останавливался у приятеля в деревянном доме на окраине. Обливались водой из колодца. Зимой.  Удмуртской речи не слышал.
      Владимир. 
Недолго был. По-моему, что-то вроде кремля видел. Ночевал у знакомых на полу.
      Дубаи  (пролётом в аэропорту).
Вышли из самолёта. В киосках какие-то дорогущие сувениры их хрусталя, ещё чего-то. В туалете и чистейше. Уборщик просит чаевые. Конечно, не дал.
      Дели.
Несколько дней был. Самолёт не улетал в Россию из-за какой-то забастовки, и наши авиалинии подбирали нерусских, а нас тормозили. Ночью видел огромную крысу, больше средней кошки.  Моторикши.  Очень много машин. Двигаются медленно, так что переходить дорогу можно в любом месте, в любое время.  Был зимой, там это что- то вроде нашего дождливого сентября на юге. Странное  впечатление производил  мужчина в европейском костюме в сандалиях на босу ногу. Другой натянул шарфик на голову как косынку. Остановились в дешевой гостинице, деревянные кровати без белья, но туалет ест.  Душ есть.
      Пури.
Уже на подъезде раздают визитки с  адресами гостиниц, на которых предупреждают, что рикши - жулики, так что рикшу не взяли, пошли пешечком. На большой базарной площади возле знаменитого храма Джаганатхи (город им кормится, я так  понимаю)  смотрели, что продаётся. Настырный парень, крутился вокруг нас, предлагал купить  альбом.  Ребята из Киева уже хотели ему в рожу дать, но я собирался всё равно  что-то купить  из сувениров. Очень уставший был, не разглядел, что за альбом. Думал какая-то местная графика на религиозную тему. Оказалась «Кама-сутра».  Матка боска  камадоска! Ближе к морю  (практически это океан) встретили русского, он объяснил, где нормально можно остановиться. У моря баркас. В общем-то тепло.  Искупнулись даже. Чем-то напомнило Зурбаган Грина.  Вечером на празднике Шиваратри  масса народу, видели, как полицейский поймал карманника.  В храм Джаганатхи европейцев не пускают, так что хозяин ашрама (гостиницы) принёс нам из храма горшочки с прасадом. Хотя и дорого, но очень вкусно и много и всякого. Возвращались в Калькутту вдвоем с Сашей. Он сидел на нижней полке (народу полный вагон).  Я спал на третьей полке.  Какой-то нагловатый индус пытался меня выдавить. Поначалу я говорил с ним по-английски, чтобы не наглел: занято. Но потом понял, что он английского не понимает и отматерил его,  как того парня в Дегтярске – больше не лез. Я  поспал. Саша принял аскезу,  именуемую в индуизме «богатством брахмана».
      Калькутта.
Нужно  было ехать на такси, чтобы было дешевле, нужно было добрать ещё двух пассажиров. Нас было двое русских. Подсели двое немцев.  Шофер индус  базарил с другими шоферами. Наконец, это уже стало неприлично и немец, как заорёт, как фашист в советских фильмах про войну. Нам подмигнул, мол, знаю, как с ними надо, не в первой.  Про Калькутту  у немцев  однозначное мнение:  помойка. . .
      Маяпур. 
Райский уголок. Считается, что это копия духовного мира. Вечером  квакают лягушки, сверчки. В ашрамы заползают ящерки. В Ганге видел дельфинов.  Праздник со слонами. Рикши. Рис на банановых листьях.
      Вриндаван.
Обезьяны воруют у паломников очки, а могут и купленные только что бананы. Кричат павлины. Иногда проскальзывают белочки, похожие на бурундуков.  Свиньи -
 - грязные как свиньи. Лой-базар – всякая яркая всячина. Возле кого-то странного серьёзного храма, куда европейцев не пускают увидел чёртово колесо (или «колесо обозрения», как правильно?) .  Мальчишки всюду клянчат: «Ван рупи. Ванн рупи!» .На берегу Ямуны в песке большие черепахи.
      Варанаси (проездом).
Подхватил дизер.  Может это был Аллахобад?  Везде много людей. Тут раз в 12 лет совершается Кумбхамела, съезжается почти миллион паломников, всяких йогов со всей страны.
      Бишкек (пролётом).
Горы. 1996 год. Потом летели над Гималаями. Обалдеть. Восхитительный вид. Самолёт старый, потрескивал. Киригизы по лицу люди монголоидной расы, но чувствуется, что всё же наши. Всё как-то по-советски.
      Волгоград, Краснодар, Ростов-на-Дону, Саратов, Вологда, Ярославль, Горький, Керчь  (проезжал поездом). 
 Статуя «Родина-мать».  Волга. Дон. Железнодорожный  плацкарт - это отдельная история.  Скажем, от Свердловска до Севастополя – трое суток.  Чего только по дороге не продают: и мочалки, и картошку варёную с огурчиком, в августе - арбузы, возле керченского пролива рыбу, особенно популярен бычок.  Поезд  в Крым переправляют на пароме  "Кавказ-Крым" . Пассажиры на палубе, попробовал попить воды – солёная. Когда в 2009 году ехали до Туапсе, в Самаре ещё отзвонились  домой, Олю маленькую (Данилову жену)  привезли из роддома с Ваней. Нас предупредили , что лучше звонить со станции (была Самара) , набрали - маленький уже дома, Ольга большая расплакалась. 
_______________
Не считая  тех, которые проезжал и пролетал,  70 городов. Так что вот вам родился жанр - «Города, где бывал».