Букет белых лилий

Ушакова Татьяна Александровна
- Я не могу понять, почему вы решили покончить жизнь самоубийством. Это просто безрассудно, вы понимаете, что если вы покончите жизнь таким способом, то вас никто не поймет, это не выход, поймите!
- Во- первых, это не самоубийство. И я не отступлюсь.
- Может вы расскажите о своих причинах?
- Думаю, что вы все равно не поймете, и я вообще не пойму, почему меня направили к вам, почему я здесь?
- Это моя работа, я не могу не предпринять каких-либо действий, если человек решил уйти из жизни.
- А чем вы можете мне помочь, кроме своих книжек, кабинетов, что вы видели в жизни?
- Книги- источники знаний!
- Ну и что, разве вы всегда согласны с тем, что там написано? В жизни все совсем по-другому, уверяю вас.
- Нет, в этом я, несомненно, с вами согласен. Книги это в большей мере предположения, теории, доказательства, для этого и пишутся книги, что бы воспитывать человека, а как вы знаете, воспитание основано на создании идеала. Вот и в книгах создается идеал.
- Кому он нужен? Детям? Студентам? А вот только они и живут, пока о них заботятся, а из остальных только часть живет, а остальная, так, существует. Вот и я существую.
- Как вы пришли к такому выводу?
- Вся моя жизнь была направлена по этому руслу.
- Скажите мне, пожалуйста, почему вы не хотите больше жить?
- Я очень хочу жить, но я существую, и мне не подняться уже, увы, мне просто противно будет существовать и далее. И поэтому я принял решение больше не топтать эту землю.
- Что вас заставило принять такое решение?
- Я сам,
- Давайте, тогда вы мне расскажите о своей жизни?
- Ну, хорошо, может, своим рассказом я вас огражу от ошибок,
- Тогда начните сначала
- Если говорить о детстве, то оно у меня было наилучшее. Папа инженер, мама повар. Меня растили и воспитывали как всех, немного прикрикивали, баловали. Но у меня всегда было все самое лучшее, я один в семье, лучшие игрушки, лучшие подарки, все, о чем я мог мечтать, все было у меня в детстве, и за это огромный поклон моим родителям. Воспитание моё подавало большие надежды в будущем. Умный, смышленый парень с четверками в аттестате и с головой на плечах, это знаете ли цель каждого юноши. Хоть и жил я не так давно, но пропустил тот момент, когда нравы изменились до неузнаваемости. Где рвение к светлому будущему? Где? Вот вы психолог, скажите мне, куда подевалась совесть у людей? Да что уж совесть, если даже принципиальный человек со временем, не с годами, а за каких- то пару месяцев, в лучшем случае, переступает через себя, и не что бы кому-то помочь, брату, матери, отцу, а только что бы остаться в людях. Да только где он остаётся? В людях ли? Твари! Вот и кончилась на этом моя человеческая жизнь, и я стал тварью. Сначала думал, что никогда не буду такими как они, и не был! Но только быстро переступил через себя, очень быстро, а потом когда остановился, и оглянулся, страшно стало, и тогда я просто понял, что все, стоп, нет больше путей, нельзя ничего поменять, что увяз я в трясине мирской по уши, да и признаюсь, сам не заметил как. Вот и получилось, что сам себя потерял.
- А что вы потеряли? Может, совершили преступление?
- Да, только не то, что вы можете подумать, я не нарушал законов. Только если не считать незримых. Знакомы ли вы с ними?
- Вы говорите о совести? Может быть о заповедях Библии?
- Да, да. Обо всем этом. Так я продолжу с вашего позволения, значит, как я говорил родители дали мне все, что нужно, что бы быть человеком. Выполнив свой долг, они отправили меня во взрослую жизнь. И тут начались не то что бы проблемы, но неприятные события в моей жизни. Сначала любовь, потом друзья, следом идут работа и подобие учебы. А через год ещё ко всему этому погибают родители. Бешеный ритм заставлял меня бросаться на все с аппетитом. Как на все хорошее, так на все и плохое. Я долго не мог отойти от потери, беспробудные пьянства, непонятные драки, незнакомые девушки. Всё. Меня понесло. И в этот момент во мне заговорило второе Я, и так громко, что я вмиг бросил все. Работа, дом, учеба. Я доделал все, что начал ещё при жизни моих родителей, я был доволен собой. Я не позволял себе ни пьянок, ни девок, ни тусовок. Я, можно сказать, поднялся с колен, но сейчас понимаю что не высоко. Я влюбился, девушка была самой прекрасной из тех, которых я встречал, она была похожа на мою мать. Умная, красивая и застенчивая она даже боялась смотреть мне глаза, не знаю отчего, может быть я был слишком суров, а может быть она была слишком робка. Самое нежное и беззащитное создание, но в то же время самая сильная девушка на земле. И я влюбленный как мальчишка, никогда не позволял себе обидеть её даже хмурым взглядом. И она старалась прятать все проблемы от меня, но потом, прижавшись к моей груди, на всхлип рассказывала о том, что её тревожит. Я с ней стал романтиком, она любила звезды, и я понемногу увлёкся и ими, потому что видеть её взгляд, устремленный в звездное небо, не был похож даже на тот, каким смотрит она на меня. И, признаюсь, я порой даже ревновал её к какой-нибудь жалкой звездочке. Да, все в ней, было прекрасно, и даже то, что некоторые посчитали бы недостатками. Она всегда хотела прочитать мои мысли, она подолгу могла смотреть на мой задумчивый взгляд, и читать в нем то, о чем даже мне трудно было подумать. Вот, я предложил ей сразу же руку и сердце, но она не торопилась. Да и я не стал её торопить, потому что знал, что она всегда рядом со мной, она в моем сердце. Я думал, что если она соберется оставить меня, то я её отпущу, даже не буду просить объяснений, а просто извинюсь.
- Простите, а за что?
- За то, что отнял у неё годы жизни, за то, что появился в её жизни, за то, что просил взаимности, и просто за то, что она захотела уйти. Понимаешь, любовь это не привилегия, не дар, это - ответственность, и если ты соглашаешься на любовь, если ты чувствуешь, что готов, то ты отказываешься от всего, но взамен ты приобретаешь все. Запомни, в любви нет прав, в ней только обязанности, которые ты должен исполнять. Есть право лишь одно, на взаимность, но и его ты требовать не в праве.
- Она вас оставила?
- Напротив, нас считали настоящей влюбленной парой, все у нас складывалось прекрасно, мы никогда не ссорились, не спорили. Потому что я очень дорожил ею, я боялся даже подумать, что она может огорчиться из-за меня. Она была моим солнцем, только моим, одним. Единственное, что меня поражало в ней, так это её неуверенность, не во мне, не в себе, а просто неуверенность. Она однажды мне сказала, что от неё ничего не зависит в этом мире, все меняется: люди, мир, ценности, и только душа не сможет исказиться под влиянием времени. И я согласен, все меняется, кроме того, что ты не захочешь поменять. Вот так и жили мы, как говорится душа в душу. Все сделалось как нельзя лучше, работа, дом, любовь всей жизни, друзья. Ах да, друзья. И друзей я обрел настоящих, с одним познакомился в командировке в Стокгольме. Его звали Алексей. Человек, с большой буквы, примерный семьянин, талантливый руководитель и успешный бизнесмен. Познакомились случайно, то есть были, друг другу представлены, а потом выяснилось, что судьбы наши похожи, и радостей, и бед мы понахватались примерно одинаково, но у нас всегда была парочка советов друг для друга, тех, которые были совершенно необходимы. Вот так и окрепла наша дружба. Ещё один ценнейший человек в моей жизни был друг Владимир. Он не связывал себя обязательствами и клятвами, он жил в своё удовольствие, но никто, поверь, никто не мог сказать, что Вовка хоть раз не выполнил обещание, или обманул, или даже просто не помог в трудную минуту. С ним мы были знакомы ещё со студенческих времен, когда я чуть не загубил свою жизнь. И это, наверное, он подал мне пример человека. И последняя, точнее первая подруга, это Варвара. Я помню её ещё совсем маленькой, мы учились вместе, вместе сидели за одной партой, но как не странно мы никогда не нравились друг другу, именно как бывает в таких случаях. Наша дружба не переросла в любовь, она превратилась в крепкую опору на всю жизнь. Варварка у меня умница, она получила образование бухгалтера, и со временем потихоньку - помаленьку открыла свой бизнес. Словом, все в моей жизни сложилось наилучшим образом.
- Извините, что перебью, а кем вы работаете?
- Я по профессии инженер, как отец.
- Судя по вашему рассказу причин для беспокойства, и тем более самоубийства нет.
- Доктор, вы слишком внимательно читаете книги, но совсем не умеете понять элементарного. Я вам рассказал о своей прекрасной жизни не для того, что бы вы сказали, что тут нет причин, а для того, что бы вы, дослушав рассказ, поняли насколько я прав.
Тут воцарилось молчание. Рассказчик, глубоко вздохнув, устремил свой взгляд в окно, стараясь разглядеть в нем свое отражение. Он был совершенно спокоен. На лице его невозможно было что-то прочитать, даже глаза его молчали.
Доктор же, ждал продолжения поучительного рассказа своего пациента. Он изучал его взглядом больше похожим на детский. В его интересе к рассказчику больше читалось что-то из разряда любопытства, нежели научного интереса. На лице психолога пылало желание узнать историю до конца. И это отнюдь не от того, что это его долг, а потому что он хотел бы прославить свое имя в молодые годы великой книгой по психологии. Ради того что бы отец, узнав о самостоятельности сына, о его успехах, все таки поделился с ним семейным капиталом. Думаю, что и в психиатрической больнице он оказался случайно, молодой психолог не светился счастьем от того, что находился в подобном месте. Но знания, приобретенные им в университете, придавали ему очень степенный и серьезный вид умного и опытного психолога. Доктор наклонился над столом и, приставив сплетенье рук к губам, не сводил глаз с рассказчика.
Рассказчик шумно выдохнул и, закинув ногу на ногу, скрестил кисти рук на колене. Его взгляд, брошенный куда-то далеко, вернулся в бледный кабинет, глаза рассеянно искали предмет для изучения, им стала ваза с засыхающим букетом белых лилий, её зеленые листки вяло свисали с длинного стебля, а белоснежные бутоны и раскрывшиеся огромные цветки, обращенные к нему, оставались свежими. Рассказчик снова принял расслабленную позу и, набрав как можно больше воздуха в легкие, продолжил свой рассказ.
- Я никогда не уставал, постоянно ставил и достигал целей, двигался вперед. И мне некогда было задуматься о том, зачем я нужен и кому, да и ответ я знал наверняка, любимая всегда поддерживала, подбадривала, друзья всегда хлопали по плечу, обращались ко мне за советом, на работе начальство гордилось мною, я не сходил с доски почета. Мечта, а не жизнь. Да? И я так думал, да так и было. Пока я не остановился. Интересно получается, мир крутился вокруг меня, пока я вертелся, а когда остановился я, то все встало мертвым караваном. И это было бы даже хорошо, но я не устал, я горел желанием изменить мир, был полон идей и новых взглядов на привычный мир. А сейчас, скажу вам, если бы мне тогда дали власть, я бы запустил механизм жизни, но, увы, в другую сторону, и тогда бы он просто сорвался бы с колеи и упал в бездну. А так, он продолжает здравствовать, я рад, конечно, но теперь это не мой мир, точнее я больше не его обитатель. «Жить – значит непрерывно двигаться вперёд» - говорил Паскаль. А что я? Я встал как баран, и всех заставил ждать моего решения.
Впервые за весь разговор, на лице рассказчика проявилось что-то живое. Его лоб покрылся морщинами; ноздри сделались широкими, и теперь каждый вдох и выдох его можно было услышать; дыхание с редкого перешло на частое, губы поджались, веки опустились, а глаза, поблескивая, все чаще и чаще стали моргать. Он достал из кармана платок и отер слезу, проступившую от нахлынувших на него воспоминаний. Кабинет снова охватила тишина. Доктор, было, позволил себе иронично улыбнуться, но через секунду её не было и следа, он, может быть, первый раз в своей жизни принимает такой задумчивый и серьезный вид, и теперь не от того, что ему чересчур любопытно, а от того, что он действительно захотел понять своего пациента. Дыхание рассказчика вновь стало бесшумным, выражение лица вновь стало безжизненным, и только глаза выдавали бурю эмоций, которые сейчас бушевали в нем.
- Что остановило вашу жизнь? И почему вы так посчитали?
- Я перестал отдавать. Я начал брать, брать, брать. Сначала только свое, потом мне стало мало, я начал брать чужое. Я был страшен тем, что никогда не чувствовал себя виноватым.
- А что вас заставило так измениться? Ведь вы не глупы, что бы списать все на глупость и невнимательность.
- В одно прекрасное утро я проснулся с мыслью, что надо что-то поменять, я не знал что, я не знал зачем, но я точно знал, что мне просто необходимо что-то изменить. Я стал думать, вспоминать – ничего. Я стал фантазировать и представлять – ничего. Тогда я оглянулся вокруг. Я вспомнил мудрость «Каждый из нас может изменить мир вокруг себя». И тут я ошибся, но тогда, я просто был счастлив, я с лёгкостью начал перекраивать то, что сплетал, как паук, несколько лет. И все поменялось, но я даже не представлял насколько.
Его взгляд вновь поймал образ вазы с лилиями. Он быстро встал с места и кинулся к столику, где стоял букет. Это произошло так быстро и неожиданно, что доктор, вздрогнул. Рассказчик обвил пальцами бутон белого цветка, нежно прикасаясь к его нераспустившимся лепесткам, уголки его губ растянулись в улыбке. Может от того, что он вспомнил что-то приятное, или от того, что все потерял. Тем не менее, он повернул голову в сторону доктора, но на лице его больше не было приятной улыбки.
- Вот цветы, сначала сеют маленькое семечко. Идут дни, его поливают, оно растет себе, растет, пробивается сквозь землю к солнцу. Тянется к нему, крепчает, потом расцветает. Только недолго его цветение длится. То солнце, к которому он так тянулся и губит его. Был цветок, и нет цветочка. А кто скажет, что он хуже был, чем остальные, никто.
Его рука сжала бутон, и, оторвав его от стебля, он кинул его на стол к доктору. Скрестив руки за спиной, рассказчик стал медленно ходить взад вперед перед доктором.
- Я почему - то решил, что мне непременно нужен новый дом. Большой, красивый, дорогой, построенный где-нибудь в лесу, подальше от любопытных глаз. Немедлив ни дня, я нашел подходящий домик. Все как я хотел: огромный дом, толстые стены, большой сад, а вокруг деревья, отдаленно напоминающие лес. В пустой дом я не торопился перебираться. Несколько раз в неделю я приезжал в него, что бы побыть одному. Я долго мог ходить по пустому дому, увлеченный своими мыслями. Всегда они бывали разными, становились все выше и выше, все громче и громче. И именно тут я выяснил, что мне пора бы думать о себе, что всю прожитую жизнь я жил для кого-то. Мне стало жаль себя. Я подумал, что в этом мире я один, мои сомнения подтвердили какие- то кричащие мысли, и в тот момент я поверил себе, но усомнился в тех, кто мне был дорог. Я купил толщу книг, начал жадно искать ответ на дикие вопросы моего сознания. И, наверное, нашел бы, если бы в одной из книг не прочел бы одну из строк: « Ваши друзья вам никогда не были друзьями, ваша любовь всегда была не у вас в руках, ваши хорошие начала подавлялись злом, но только оно вас спасет. Научитесь быть недосягаемым для всех, и тогда, для вас откроются новые двери в настоящую жизнь. Забудьте про родных и близких, ведь как только вы упадете, они пойдут по вам дальше. Посмотрите вокруг, все улыбки скрывают не искренность, а подлость, прикрытую мишурой! Будьте осторожны!». Я не придал сначала этому никакого значения, я продолжал жить как раньше. Но потом стал замечать, что возвращаюсь к этой мысли все чаще. В мою память вонзились эти строки и не давали покоя. Я стал бредить предательством, во всем я видел подвох, и верил только себе.
- «Нашему уму свойственно верить, а воле — хотеть; и если у них нет достойных предметов для веры и желания, они устремляются к недостойным», – так говорил Паскаль.
- Он был совершенно прав. Я стал ненавидеть всех, кто хоть раз позволил себе сказать, что я не прав. Я яростно захотел быть выше всех. Во что бы то ни стало занять верх. Я стал выше, чем думал, и оттуда увидел, как живут другие, как они счастливы. Увидел со своей высоты любовь, друзей, и мне показалось, что моя Вера и Варвара, и Алексей, и Вовка, все, не такие, каких я заслуживаю. Я захотел проверить их на честность, узнать насколько я им дорог. Не знал как. Я долго носил в себе коварные замыслы, пока не придумал окончательно план. Но осуществить мне его помогла сама жизнь, в один прекрасный момент я просто упал вниз со своего трона. А кто столкнул меня? Я непременно захотел это узнать и вернуться на свое место. Я стал карабкаться вверх по лестнице, льстя, обманывая, предавая других. Я прогибался как пластилин. Мне давали пощечину, я подставлял вторую щеку. И мне все это не казалось противным, тогда, а сейчас мне даже вспоминать об этом мерзко.
- Простите, что значит, упал с лестницы?
- Я не справился с заданием, и меня уволили. Я перевелся намного ниже и стал обычным инженером, то есть пришел к тому с чего начал. Я был очень зол, но нет, не на себя. Я винил во всем друзей и Веру. Чтобы подняться на работе, я выслуживался перед начальством, был тихим и покорным. Стал собачкой, мальчиком на побегушках. Приходя домой, я становился снова твердым в своем слове. Я стал зверем, животным.
- Паскаль однажды сказал: «Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное», - это закономерность, и вы будете ошибаться, если посчитаете себя единственным мучеником на земле. Люди были рождены, чтобы ошибаться и исправляться.
- В одном только я не согласен, я никогда не хотел уподобиться ангелу. Да я ошибался, но понял, что оставлял за собой ошибки только сейчас. А тогда, для меня не существовало такого слова как ошибаться. Я не терпел не профессиональности, я готов был убить всех, кто мешал мне в исполнении задуманного. Все называли меня сильной личностью, а я, а я был никем.
- Человек всегда остается личностью, что бы он ни совершил, что бы он ни сказал, даже злодеи – личности.
- Я был хуже злодеев. Пока я свирепствовал, рвал и метал, мои друзья, и любимая девушка все терпели молча. Когда я падал, они поднимали меня, а я вырывался из их рук и летел вперед. Проклиная их за то, что именно они отобрали у меня столько времени. Все бы ничего, но когда меня окончательно закинули за борт, я просто замкнулся в себе. Ничего. Пустота в голове, пустота в сердце. Я днями напролет сидел в пустом доме и все боялся сказать себе, что я все погубил. Но просветленье мое длилось недолго, примерно столько же, сколько длиться цветение этих лилий.
Рассказчик подошел к столу взял с него сорванный им бутон, приблизил его к лицу и просто разжал пальцы. Бутон тихо упал на пол и был раздавлен ногой рассказчика.
- Вот и я так же, раздавил в себе все человеческое. Я перестал чувствовать сострадание и жалость. К тем, кто просил помощи, я относился с настороженностью, в то время как сам просил помощи у друзей. А Вера, бедная Вера, она любила и прощала мне все мои выходки. А я даже забыл, какое она мне подарила счастье – быть рядом с ней. Однажды она приехала в тот дом, в надежде найти меня там. Я был подавлен, и поэтому два дня не давал о себе знать. Бедная Верочка, в пустую гостиную она вошла робко, растрепанные волосы, заплаканные глаза, пальто, накинутое просто на плечи было все мокрое. На улице шел дождь. Обычный осенний ливень, громкий и холодный. Продрогшая, она отбросила зонт в сторону и медленно приближалась ко мне. Её нежные, заботливые руки обвили мою шею. От прикосновения её холодных пальцев мне стало не по себе. Я вырвался и подошел к окну. Она, минуту погодя, встала рядом со мной, прислонила голову к стене и устремила свой грустный взгляд на меня.
Рассказчик опустился вниз по стене, и закрыл лицо руками. В его голосе начали проскальзывать нотки подступающих слез. Он тяжело выдохнул и, наклонив голову, опустил руки на колени.
- Я спросил ее, зачем она пришла сюда, она ответила, что волновалась и хотела узнать все ли со мной в порядке. Я сказал, что она может быть довольна, что я жив. Она ничего не ответила, а просто продолжала смотреть на меня. Тогда я сказал ей, что она может идти, что она мне мешает. Она повернула мое лицо и, поцеловав, медленно пошла к выходу. И тут я почувствовал, что она больше никогда не вернется, если уйдет сейчас. А потерять её я боялся больше всего. Я окрикнул её, она остановилась, но не повернулась. Но вместо слов признаний, я сказал ей, что она просто не может меня оставить, потому, что я слишком дорог ей. Сказал, что она будет мне вечно благодарна за то, что я для неё сделал. Сказал, что она всегда будет рядом со мной. Она повернулась, из глаз её градом катились слезы, но голос не дрогнул, она спросила - люблю ли её я. Я ответил, что мне не обязательно её любить, потому, что итак я много для неё сделал, потратил на неё столько лет, и что рядом с ней я утопаю. Она молча повернулась и ушла. А я остался один, и не понял даже, что она не вернется. Я продолжал стоять у окна с ощущением, что я все сделал правильно. Потом сорвался, побежал, догнал её, упал к её ногам, просил прощения, осыпал поцелуями, а она продолжала плакать. Горечь её слез я чувствую до сих пор. Я посмотрел в её глаза, и в их глубине можно было прочитать отчаяние, отвергнутую любовь и боль, невыносимую боль. Я не знаю, как посмел спросить её, любит ли она меня. Она подняла глаза и прошептала: « Моя любовь не достойна твоего внимания». Слезы покатились градом, я вновь упал в её ноги, она отошла. Я спросил, будет ли она со мной, она покачала головой, что означало отказ. Тогда я сотворил немыслимую вещь, я встал с колен, подошел к ней и ударил по лицу. Во вспышки ярости я схватил её за шею и с отчаянными
криками « нет, ты не можешь уйти» отпустил. Она упала, я бешено смотрел на неё, она встала и побежала куда-то вдоль дороги. Я долго стоял на одном месте, не двигаясь, все во мне замерло. Сердце рвалось на части, кровь застыла в венах. Я не выдержал, упал на землю, цеплялся за неё, вырывал с корнями траву, корчился от боли, но она не могла заглушить во мне боль потери любимой. Я больше не сдерживал слезы, крик. Со стороны я мог напоминать умалишенного, но мне было все равно. С того момента прошло примерно две недели, я продолжал жить. Работа отвлекала меня, но как только я переступал порог пустой квартиры, я забивался в угол и попросту сидел, все, думая и думая, задавая себе вопрос « зачем?». В один из таких дней ко мне пришел Вовка. Он молча прошел в квартиру мимо меня и занял место возле зеркала. Я догадался, зачем он пришел и, склонив голову, оперся на входную дверь. Тут на меня нашло просветление, а почему страдаю я, почему жалеют все её, ведь это она ушла, и друг предатель, вместо того, чтобы поддержать меня, он приезжает для того, чтобы читать мне нотации. Мой помятый вид вызвал у него сострадание, он молчал, видно не знал с чего начать. Я вспомнил строку «Ваши друзья вам никогда не были друзьями,…». И неожиданно для него я первым начал разговор. «Ты, верно, приехал сказать мне, что я не прав?» - сказал я. Он ответил, что это не так. Меня почему-то это насторожило, ведь я ожидал другого ответа. Я занервничал. Тогда он встал, подошел ко мне и, положив руку мне на плечо, сказал: « Ты упал, но поднялся один раз, но почему ты не торопишься встать с колен на этот раз?». Я поднял голову, мы встретились глазами. Мне показалось, что его глаза смеялись надо мной. Мне стало противно. Я отдернул его руку. И сказал: « Какое ты имеешь право мне указывать, я сам знаю, что и как мне нужно делать, я никогда не падал и не упаду не перед кем. Я человек. Мир прогнется подо мной, но не я. А ты если смеешь так даже подумать, то какой ты мне после этого друг. Ничтожество. Что ты сделал за свою жизнь? Кто ты такой, чтобы жалеть её, а не меня, она тебе никто, а я друг. И такого друга ты сейчас потерял». Я открыл дверь и жестом показал, что больше не хочу его видеть. Но поступил умнее, он покорно вышел, и я захлопнул дверь. С этого момента я просто перечеркнул все, что было раньше. Для меня перестали больше существовать родные мне люди. Я был совершенно один. Я наслаждался этим. Я думал: наконец-то я стал жить! Опять со мной повторилась та же история, что и семь лет назад: беспробудное пьянство, незнакомые девушки и непонятные драки. Находясь в таком состоянии, я успел покончить с приличием и нравственностью. Я говорил, что думал – думал, что хотел. Варвара и Алексей со всех сил пытались вытащить меня из западни, но ловушка была слишком коварна и они попросту не смогли меня выпутать. И так длилось примерно полгода, иллюзия жизни, которая была создана в моей голове: быстро рухнула. Передо мной предстали руины моей судьбы. И самое страшное, что я сам её и разрушил. Всё разрушил. Сам.
Рассказчик обхватил голову руками и вцепился пальцами в волосы. Доктор продолжал сидеть неподвижно. Но тут он очнулся, опустил руки на стол, отодвинул стул и встал. Он быстро подошел к окну, будто его кто-то окрикнул. Но облокотившись на выступ, он стал подбирать слова.
- Вашу жизнь нельзя назвать однотонной, белые и черные цвета меняются в ней с высокой скоростью. Да, вы наделали много ошибок, но вы осознали их. А величие человека тем и велико, что он сознает свое ничтожество. Я посоветовал бы вам просто перевернуть страницу и начать все с чистого листа.
- Доктор, даже если я закрою старую книгу и начну все с чистого листа, то это ничего не даст мне. Я забуду все, что сделал. Но люди, люди, которые меня знали, слышали обо мне. Они- то не забудут, всю ту боль, что я им причинил.
- Любой человек поймет вас, если вы скажите, что хотите измениться. Он пойдет вам на встречу.
- Да? А как же я, я последний год был неуверен во всех людях, а теперь я неуверен в себе. Кто мне даст гарантию, что я, начав новую жизнь, не совершу тех же ошибок, что и сейчас?
- На ошибках учатся, вы сами просто не захотите повторить тот опыт, что уже приобрели!? Наступить на одни и те же грабли будет просто глупо.
- Но и в этот раз я имел представления о последствиях, но продолжал идти по стеклам. А глупо ли это, не глупо, ваше дело. Мне был предоставлен шанс измениться раз, я им воспользовался - меня наградили. Но награда оказалась слишком большой, и я просто не смог правильно ею распределиться.
- Но если вы сейчас бросите жизнь, то это будет самый легкий способ. Конечно, перестать жить легко. А кто по- вашему будет возрождать руины? Если вы осознали то, что совершили, не лучше ли будет сделать так чтобы ваши друзья и любимая девушка, хотя бы узнали о том, что вы сожалеете?!
- Возможно, вы и правы, но разве вы думаете, что перед тем как покончить с жизнью я не пытался встретиться, созвониться с дорогими мне людьми? Я сразу же начал узнавать, что случилось за эти страшные шесть месяцев с друзьями, я начал со всех сил искать Веру. Но, то, что я узнал, заставило меня ускорить претворение своих планов в жизнь.
- Что же такого могло случиться с ними?
- Я начал с Алексея. Леша разорился, потому что покрывал мои долги. На руках у него остались маленькая дочка и жена. Вова, видно приняв мои слова так близко к сердцу, женился и растит сына.
Варвара тоже потерпела крах своей компании и вышла замуж за богатого. Если я не ошибаюсь, она уехала куда-то за границу. А Вера.
Доктор внимательно слушал рассказчика, но именно с этого момента его внимание было полностью во власти пациента. Его очень тронула история их любви, и поэтому ему хотелось непременно узнать о дальнейшей судьбе Веры.
Рассказчик отпустил голову, встал с пола и медленно вернулся в кресло. Его волосы были взъерошены, глаза туманные, и казалось, что губы его дрожали.
Доктора бросило в холод, неужели она погибла? Не знав дальнейшей судьбы Веры, доктору не хотелось услышать плачевного конца истории этой бедной девушки.
- Не медлите, пожалуйста, продолжайте!
Со слезами на глазах пациент продолжил рассказ, но очень медленно и переходя на шепот.
- Однажды я случайно встретил старую знакомую Верочки, она была не в курсе о последних событиях, и рассказала мне о том, что произошло с Верой. Глаза её стали печальными, и заблестели. Оказалось, что после того как она убежала от меня, Вера уехала к сестре в другой город. Она постоянно плакала, замкнулась в себе. И никто даже не знал причин её депрессии. Месяц она ни с кем не разговаривала и никого не хотела видеть. Во сне говорила обо мне и звездах. Её направили к психиатру. Она прошла курс лечения, вернулась домой. Стала улыбчивой и общительной, а по ночам плакала. Все уже думали, что беда обошла Веру стороной, но через полтора месяца в январе она пропала. Её искали все и везде. Но так её и не нашли.
Рассказчик больше не сдерживал слезы, закрывая лицо дрожащими руками. Доктору было искренне жаль своего пациента, он хотел, было, подойти, положить руку на плечо, успокоить. Но продолжал стоять у окна. Лицо его выражало сострадание, но в то же время, он хотел узнать: что случилось с Верой, где она, жива ли.
- Почему ради Веры вы не хотите остаться жить? Вы бы могли найти её, раскаяться и, может быть, она даст вам шанс, и у вас будет все по-прежнему.
- Она не простит меня…
- Почему?
- Я назвал её своей собственностью, я отверг её чувства, я ударил её, она страдала из-за меня. Она должна желать мне смерти. Мне так будет спокойней…
- Она вас любила, а любящий человек все прощает.
- Да, но только я сам себя не прощу. Я обманул её однажды, и теперь я даже не хочу, что бы она меня видела. Даже если она меня простит, пусть лучше она меня забудет.
- Вы знаете, когда я услышал, что Вера пропала, у меня возникло чувство, что мне нужно её отыскать. Привести к вам. Я пожелал бы, чтобы вы были снова вместе. Я уверен, что если вы останетесь жить, то вы станете настоящим человеком, вы прошли через все и останавливаться сейчас и навсегда будет просто немыслимо.
- Доктор поймите, я был рожден человеком, я был человеком, потом я стал существом, поняв, что это не выход я снова стал человеком. Но мое подсознание решило, что существом быть легче, и я между человеком и существом выбрал последнее. Теперь я здесь, я рассказал вам о себе. Вы называете меня человеком, но я сам никогда больше не решусь назвать себя так. И это мое последнее слово. Доктор прощайте.
Рассказчик посмотрел доктору в глаза, пожал его руку и ушел. В его взгляде была полная обреченность. Красные распухшие глаза были затуманены. Хмурые веки нависали над ними тяжелым грузом.
В душе у доктора остался горький осадок после этой беседы. Он чувствовал, что сделал не все, что мог. Но там же, глубоко в душе, он был совершенно согласен со своим пациентом. Он поднял с пола раздавленный бутон, поднес его ближе к глазам и начал его внимательно изучать.
- Как не просто вырастить такой цветок, но с какой же легкостью, его можно раздавить.
Доктор сел за стол и задумался. О чем он задумался, нельзя было точно сказать. В его мыслях было много пустого, несерьезного. Но редко, незаметно для него самого, в голове его проскальзывало что-нибудь умное, больше похожее на философское.
Через три дня в его доме раздался звонок. Он собрался и уехал. По пути доктор заехал в цветочный магазин и купил букет белых лилий.
Машину он оставил недалеко от кладбища. Он задумчиво шел между могил и искал неизвестного пациента. На глаза ему попались четыре человека, молча стоявшие над свежей могилой. Доктор, не задумываясь, пошел к ним. Дышать было трудно, зонт цеплялся за ветки, нависших, старых деревьев, июльский дождь бил холодно, резко и больно. Не нарушая молчания, доктор подошел к могиле. Возле неё стояли две девушки и два парня. Один молодой, другой постарше. Одна из девушек дрожащими руками держала ажурные перчатки. Лицо её было в слезах. Другая стояла на коленях прямо на расквашенной земле. Ни зонта над ней, ни плаща не было. Она пристально смотрела на могильную плиту и изредка вытирала капли дождя с фотографии. Доктор подошел к девушке и раскрыл над ней свой зонт. Никто даже не обратил на это внимание. Полное молчание давалось доктору с трудом. Но он не знал, что говорить. Тогда он начал рассматривать плиту. Это была могила того самого пациента, который поведал ему историю своей жизни. Доктор узнал в девушке, стоявшей на коленях, Веру. Он был рад, что с ней все в порядке, что она жива и здорова. Доктор перевел свой взгляд на девушку с ажурными перчатками и подумал, что это Варвара, первая подруга рассказчика. Немного дальше стояли Алексей и Владимир. Выражения их лиц выдавало сожаление и чувство вины. Видно они считали, что именно из-за них ушел из жизни их друг.
Дождь становился все сильнее. Но никто даже не собирался уходить. За все то время, что доктор подошел к ним, никто не проронил ни слова. Букет белых лилий доктор держал в руках. Белые бутоны роняли капли дождя на землю. Букет становился все тяжелее и тяжелее. Видно от того, что доктор терял силы. По лицу его текли капли дождя. Плащ уже давно промок, но и это не заставило его уйти. Его охватили вновь размышления, воспоминания. После встречи с пациентом он многое понял, о многом задумался. Он был благодарен ему за ценный рассказ. И сейчас он считал своим долгом несмотря ни на что остаться с рассказчиком наедине. Доктор пришел в себя, когда его благодарили за зонт. Он проводил взглядом уходящих и опять повернулся к могиле.
- Константин Евгеньевич Дель, родился 13 июля 1979 года, умер 12 июля 2010 года. « Навеки любимый родными и близкими». Ну вот Константин, ты достиг свою последнюю цель, а доволен ли ты? Все друзья пришли к тебе, и Вера. Они до сих пор любят тебя, и теперь винят себя в твоей смерти. Но я пришел к тебе не за этим.
Доктор положил букет лилий на могилу. И снова встал на свое место.
- Я пришел сказать тебе спасибо. Ты подал мне пример. Я многое понял после твоего рассказа. И я хочу тебе сказать, что ты перед смертью снова стал человеком. И главную ошибку ты совершил - отказавшись от жизни. Мне жаль, что я не смог переубедить тебя. Но оправдываю себя тем, что ты был очень целеустремленным и тверд в своих решениях.
Доктор хотел было уйти, но, сделав шаг, повернулся.
- Спасибо, Константин, пусть земля тебе будет пухом.
Насквозь промокший и дрожавший доктор сел в машину и включил дворники. То появлялся, то исчезал образ кладбища. Машина тронулась с места и через несколько секунд исчезла из виду.
Сильный ливень накрыл город. Длинные острые струи били по лилиям, и, в конце концов, букет распался на цветки. Белые лилии расползлись и покрыли собою всю могилу. А ливень лил и лил.