Магическое притяжение поэзии Александра Танцырева

Ольга Бугримова
«…Я сердцем окунусь в закат заречный,
И вздрогнет свет в прибрежном камыше.
Я просто улыбнусь тебе, мой встречный,
Пусть будет чуть светлей в твоей душе».

Прочитала строки своего земляка – пензенского поэта, члена Союза писателей России,  Александра Захаровича Танцырева и улыбнулась… Тому свету, который исходит от  поэзии настоящего русского талантливейшего самородка. К своему 70-летнему юбилею он издал собрание сочинений в трёх томах, как итог многолетних трудов. Читаю и перечитываю, вновь возвращаюсь  к строкам и впитываю, втягиваю в себя лучезарную энергию его слов, извлечённых на свет божий. И удивляюсь родниковой чистоте его души,  способной освежить чувства человека, заставить не только улыбаться, но и  заплакать от ощущения величия и красоты нашей неприкаянной России.

Он заставляет забыть читателя о суетности и греховности мира, неудачах, невзгодах, а погружает нас в мир красок природы, которую сам видит как истинный художник и расцвечивает их словом, словно палитрой.
Сейчас каждый более - менее умеющий слагать вирши, мнит себя поэтом, поэтому полки завалены макулатурой, а не поэтическими сборниками. Но раскрыв тома Александра Танцырева,  приходишь в изумление от свежести, яркости, образной мощи. Он умеет одним ему доступным способом соединить стихи о природе с актуальными проблемами  человеческого бытия. Например, в стихотворении «Осень – точно по календарю» автор замечает изменчивость природы: «лохмотья рассвета», замечает, как «нудный дождь сеет слёзы о лете»… Но заключительные строки пронизаны человеческой болью:

«…В продолжение серого дня
Гонит изморось шквалистый ветер.
Будто отняли что у меня,
Будто что-то исчезло на свете»

И становится понятно, что речь идёт о человеке, о дисгармонии не только в природе, но и его душе, как и впрочем, и в мире в целом. Такое включение себя в картину пейзажа относится к несомненному авторскому мастерству.
Много  стихов у автора о душе, исканиях смысла жизни, мучительного раскаивания, порой даже жестокого самобичевания:  «Очнись, Россия», «Осеннее», «Возвращение», «Как много мне в жизни не хватает», «О моём времени». И душевная напряжённость его строк звучит тем камертоном, о котором он пишет в предисловии к первому тому «По ступеням строф»:
 « Поэт в своём стихотворении чаще всего выражает свои собственные чувства, играет на струнах души. Но если ему удалось так передать словами свои мысли, что отозвались струны в душе читателя, то можно смело утверждать: стихотворение удалось! Об этом я мечтаю, к этому стремлюсь».

Можно только порадоваться тому, что мечта поэта сбылась! Нежнейшими отголосками его самобытного дарования, музыкой души романтика отзываются стихи в сердцах читателей.
Лирическое «Я» Александра Танцырева отличается ясностью и убеждённостью в своей правоте. Он не доверяет чужим призывам, полагается на собственное мнение, на собственный разум. Он гордо отстраняется от мелочности, остро чувствует малейшие нюансы человеческого отношения к себе и не опускается до бытовых разборок, что характеризует его как человека с твёрдым внутренним стержнем.

«А я шагал по жизни смело,
Отведал счастья, жил в нужде,
Но, под каким  бы ни был небом,
Я цену знал не только хлебу…»

Он не стремится удивить нас хлёсткостью, удалью, а читаешь строки произведений и видишь широту поля Дар,  необъятность рязанских и пензенских просторов, закат, вытканный на реке, таинственность Блиновского пруда, яркое солнце, луга в серебристых росах, торжество света и печаль вечереющих сумерек, словом, всё то, что радует человека, живущего на земле.

Он очень и очень земной, понятный, но со стремлением подняться вверх к прекрасному. Этим и отличается от множества пишущих. Ещё я бы отметила жадность до всего – до жизни, дружеского общения, знаний, стремлений повернуть время, которого так не хватает творческой личности. И рвутся, рвутся из души строки, в которых он торопится жить, бежит бегом по ухабам, которых слишком много было в жизни, но не сворачивает с верного курса.

«Мне ж ни с другом пообщаться,
Ни расправиться с врагом,
Потому что я по жизни
Всё бегом и бегом…»

С некоторой доли насмешливости и иронии поэт относится к себе, но для меня это как повод лишний раз убедиться в серьёзности его слов.
 Как видно из стихов, у него множество друзей, но, к сожалению, как и у каждого  талантливого человека, полно и критиков, которым он со свойственным юмором отвечает стихотворением «Критикану» во втором томе «Связь времён»:

«Мелко копаешь, - гнусавит мой критик,-
А ведь в писательский принят Союз».
Что ж, потешайтесь, шипите, орите,-
Я ведь нисколечко вас не боюсь».

Он не просто смел, он умён, а ум у настоящего художника нельзя отделить от таланта. Отсюда авторская убеждённость, что «каждому допуск к заветным словам» свой, и никто не займёт его творческую нишу.

Перечитав несколько раз три тома собрания сочинений, я увидела разные лики автора, почерпнула мудрость его слов, которой так и брызжет каждый стих, заполняет воображение, заставляет то печалиться, то смеяться. Разнообразие авторской тематики не утомляет читателя, а наоборот, раскрывая следующую страницу, ждёшь: а чем удивит он, о чём поведает?

Тонкий лирик с широким диапазоном тематики говорит о сокровенном: об отношении к родителям и родным. И с ностальгической болью проводит её сквозь всё творчество, ничуть не щадя своих чувств и больное сердце.
И он, забывая обо всём на свете, шёл, ехал, нёсся туда, «где в зыбке мать меня качала, где мой исток, моё начало…», в родимый дом, где царствовала доброта, любовь и звонкий родничок детства, омывающий его душу.

Он вспоминает, что пор ему слышится негромкий голос матери, на зов которого он спешил. А если она звала его не голосом, он всё равно улавливал малейшие колебания её сердца и бежал навстречу.
Очень трогательно пишет Танцырев о родителях, воспитавших шестерых детей - трёх сыновей и трёх дочерей.
И посвящает отцу, инвалиду Великой Отечественной войны, давшему сыновьям мужскую силу и характер, указавшему правильный путь в жизни, замечательные строки:

«Ты дал им в путь с собою, что имел:
Старшому – силу, чтоб не уставал,
Другому – книгу, чтоб был мудр и смел,
А третьему в дорогу песню дал».

По едва уловимым строкам можно прочитать биографию поэта: семилетним мальчишкой старший брат заменил отцу, вернувшемуся с войны без правой руки,   руку, делая работу по дому за двоих.
С огромной братской любовью и гордостью пишет он о старшем брате, не вникающем в большую политику, а который честно трудился и завоевал уважение людей.
Вглядываясь в его детство, видишь поле, школу, любимую учительницу по литературе, которая впервые открыла перед ним волшебную силу поэтического слова.

Но не только воспоминаниями о малой родине живёт поэт. Патриотичны его стихи о России, которую он боготворит, дышит благодатным воздухом и радеет за её будущее.
Замечая малейшие изменения, он много рассуждает о прошлом, настоящем и будущем  Отчизны. И утверждает: «нет России другой», и краше её не найти в целом мире.
Поэт сохранил  образ Родины в самом себе, рисуя его красочно и сочно, и это помогает нам очнуться от беспамятства и вспомнить, что мы – россияне.

Он самобытен. Но самобытности добивается не утверждением непохожести на других, а сочетанием естественности и сердечности слов, искренностью чувств. Поэзию Танцырева можно было бы назвать крестьянской, если бы в ней не присутствовали черты образованнейшего человека, кстати, окончившего факультет русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического института.

Нельзя обойти стороной его лирику, посвящённую женщине, любви, красоте.
Как истинный мужчина, автор не равнодушен к женской красоте и не скрывает этого, а наоборот, каждое его стихотворение – это гимн всепобеждающей любви. Но что замечательно:  нет в них ни капли пошлости, ни вульгарности. Завораживает, обольщает, кружит голову любовная лирика и …оставляет чувство возвышенности и притягательности.
Каждая строчка символизирует бьющую через край душевную красоту и силу женщины. Даже расставаясь с любимой, он призывает её оставить прошлое святым, не прикасаться к нему бранным словом. На такие высокие чувства способен только достойный мужчина, о котором мечтает любая из нас. Он живёт в своём мире, в котором чувство любви естественно, этично и эстетично. Для него любовь – вселенский поток.

Как современный человек, он держит руку на пульсе, назвав этим словосочетанием 3-й том трёхтомника. В третий  том сочинений «Рука на пульсе» вошли поэмы и песни. О поэмах нужно писать отдельно, поскольку они требуют вдумчивого исследования.
Поражает у Танцырева количество песен, которые он написал в содружестве с рязанским композитором Анатолием Борисовым. Здесь и патриотические, и лирические, и шуточные  - на любой вкус!
Если бы он не написал ничего, кроме этих песен, всё равно бы вошёл в число современных лириков.

Александр Танцырев всегда помнит, что Россия – страна удивительная, особенная по душевному состоянию и устройству. И он сохранил в себе полёт, достойный своей стране и мыслит как прозорливец.  И вряд ли сейчас мы сможем осознать космические масштабы его мыслей и магию притяжения его поэзии в целом, которая притягивает, завораживает, делает наши души чище.