Семейные тайны. Глава 7

Элиза Бет
                Глава 7.

                Рассказ Лизы.

 Когда князь Кирилл был сослан в Украину, он впал в уныние. Блестящий офицер, любитель женщин и кутежей. Первый год жизни в имении, для князя, были сущей каторгой. Но, потихоньку, князь вникает в дела, много читает, часто бывает, в Киеве посещая театры  и светские клубы, и, в конце концов, становится для окрестных жителей кладезем мудрости. Любитель не только женщин, а и всего изящного, знаток древности, искусства и литературы, он знал, понимал и любил историю Киевской Руси и  своего имения, и мог часами рассказывать удивительные вещи, от которых у слушателей замирало сердце. История о спрятанном золоте Великого князя  будоражило душу  князя Кирилла. И он начинает изучать историю Киевской Руси все походы Владимира и его родословную.

 У князя Владимира было двенадцать сыновей. И каждый из них имел свой город и свои земли. Придание говорит, что один из сыновей Владимира часто приезжал в Покровское и подолгу там  жил, устраивая гульбища с хозяином дома.
В Киевской Руси золото было редкостью, поэтому, очень ценилось. Даже, князья и их жёны носили украшения, не  из жёлтого метала, а из серебра. А вообще-то, первую русскую монету начали чеканить в княжение Владимира , вероятно, вскоре после принятия христианства на Руси. Об этом свидетельствуют изображения Иисуса Христа на одном из типов серебряных монет и на всех золотых. А также постоянное присутствие креста, как символа христианства в руках князя.

 Подавляющее большинство монет содержит надпись “Владимир”, значительно меньшее число - имена Святополка и Ярослава. И назывались они - златники и сребреники.
Однажды,  князь Владимир, вроде, приехал сам в Покровское и привёз сундук с золотыми  монетами, серебряными украшениями, крестами, иконами и оружием осыпанными драгоценными камнями.

 Веками бурные исторические события, войны, междоусобицы, набеги, стихии, а иногда и бытовые споры, заставляли прятать самые ценные вещи и деньги. Нестор летописец писал, что у князя Святослава «были горы золота и серебра». И он что бы досталось это богатство его брату Всеволоду, велел их спрятать. Хозяева кладов рассчитывали вернуться. Но, часто, судьба распоряжалась иначе.

В Киевской Руси немало рассказов ходило о спрятанных кладах. Один сосуд с золотом был обнаружен пещере Киево-Печерского монастыря. Упоминания о кладах встречаются уже на первых страницах древней истории . Главный торговый путь Древней Руси — «путь из варяг в греки» — на всем своем протяжении, от Балтийского моря до Черного, отмечен многочисленными кладами. Византийские и скандинавские источники говорят, что славяне «скрывали свое имение, как воры», зарывая драгоценности в землю, когда отправлялись на войну.

Об одном из самых ранних фактов кладоискательства на Руси сообщается в Киево-Печерском патерике, составленном в XI веке.

 Печерский монах Федор увидел во сне видение: в некоем месте зарыт большой клад. Придя в указанное в видении место — в одну из лаврских пещер, — он начал копать и наткнулся на клад «латинских сосудов», в которых хранилось «злата и серебра бесчисленное множество». Увидев сокровища, Федор счел, что это черт искушает его богатством, и снова зарыл клад, но уже в другом месте. О находке узнал великий князь Киевский Мстислав Святополкович, который приказал схватить монаха и доставить его к себе

— Верно, ли говорят, что ты нашел клад? — спросил князь монаха.

— Да, я нашел клад, и он спрятан мною в пещере, — отвечал Федор.

— А что это за пещера и много ли там, отче, золота, серебра и посуды? — допытывался князь.

— Эта пещера служила кладовой у варягов, и посуда там латинская. Поэтому пещера и ныне зовется варяжской. Золота же и серебра там неисчислимое множество.

Понятно, что простодушный ответ монаха только разжег в князе алчность. Он начал требовать от инока, чтобы тот указал местонахождение сокровищ. Но Федор утверждал, что забыл то место, где закопал клад.

— Вспомнишь! — зловеще пообещал князь и приказал сковать монаха по рукам и ногам, ввергнуть его в узилище и три дня держать там без хлеба и воды. Но монах упрямо твердил: «Не помню». По приказу князя монаха-кладоискателя жгли на костре, пытали дымом. Другого монаха, Василия, которому Федор открыл тайну клада, князь собственноручно «поразил» стрелой из лука. Оба монаха умерли в мучениях, так и не указав местонахождение клада.

 В свое время была высказана гипотеза, что на самом деле князь допытывался у монахов, где спрятана монастырская сокровищница, желая поправить за ее счет свои финансовые дела. Как бы то ни было, этот рассказ свидетельствует о том, что клады уже в XI веке вызывали на Руси неподдельный интерес в самых разных слоях общества.
 Эта вечная тема волновала, волнует и будет волновать человеческие умы во все времена. Это будет происходить до тех пор, пока есть что прятать, и есть что  искать.
 В Покровском всегда ходили легенды, что клад князей, спрятан в барском доме. Вот и искали  его  во все века и столетия хозяева имения.
 Однако легенды и предания не помогали  отыскать древний клад, после этого поневоле начинаешь верить в потусторонние силы, которые охраняют сокровища от человеческого взора.

Частенько у князя собирались «умные головы «любящие потолковать об искусстве, истории, тайнах, обсудить литературу или новую театральную премьеру. Обладая даром блефа,  князь Кирилл много рассказывал правдивых и не совсем историй, но  его слушали, заворожено впадая в полу - гипнотическое состояние.

 Разъезжая по окрестным усадьбам, он везде находили придких дам и скучающих девиц. Огромное значение имело человеческое обаяние князя.
И вот, однажды он попадает в семью Алексея Федоровича Коваленко, человека среднего достатка, но с блестящей родословной. Семья была провинциально простодушной и добросердечной.

 Взаимная симпатия их  дочки Вареньки и Кирилла развивалась по нарастающей. Отец и мать с умилением думали, что дочке повезло. Ведь в их  глуши очень сложно было найти Вареньке подходящего мужа. Они даже не удосужились справиться о женихе. Ничего не узнав о склонностях князя к карточной игре и дамам. Не говоря уже о том, что у Кирилла в Москве имеется жена и дочка. Кончилось тем, что Варенька отяжелела. Выросшая в добропорядочной семье, она сначала очень перепугалась и страдала. Потом стала заявлять о своих правах. Родители были в отчаяние, узнав, что князь уже был женат и имеет дочку. Начались бурные выяснения отношений, которые как известно, делу не помогают, а лишь намечают дорожку, к неотвратимому концу.

 И вот тут, робкая провинциалка, открылась совершенно в новом свете. Оказывается, что она умна, обладает даром убеждения, неплохо разбирается в человеческой психологии, а к тому же, поставив перед собой цель ,твердо, невзирая на неудачу ,следует к ней. Она почти убедила князя признать сына своим наследником.

 В сельской церкви был крещён мальчик по имени Андрей. Князь уже, было, хотел перевезти сына и Варю к себе в имение, но получив, гневное письмо от матери, так не решился. Таким образом, он так и не признал сына, а Варю не повёл под венец. После полного и окончательного разрыва с Варей в поместье явилась цыганка и напророчила:

  -Никто и никогда из твоего рода и особенно, кто тут будет жить, не узнает счастья. Все мужчины семьи прокляты! И так будет из поколения в поколение!

                ( продолжение следует )