18. Донна - заказчик, Штирлиц - подзаказный

Эмилия Назаренко
«В этих отношениях есть две невозможности: о просьбе передатчика-     забыть, о просьбе приемника – вспомнить»    Г.Шульман

ШТИРЛИЦ  - ЛОГИКО-СЕНСОРНЫЙ ЭКСТРАВЕРТ.
     «Nosce te ipsum» (лат.) -  познай себя, - призывали древние мудрецы, и в     этом призыве есть много смысла. Человек наделен не только сознанием, но и самосознанием. Живя в обществе, мы по необходимости познаем окружающих людей и, в сравнении с ними, познаем себя. А через себя снова обращаем свой взгляд на людей – идет диалектика социального познания.

     Каков Штирлиц в действительности? Соционики называют его еще Администратором, Управителем. Он строгий, очень трезво мыслящий  р а ц и о н а л.  Мышление ЛСЭ имеет активную практически-деловую направленность. Программу деятельности он составляет, начиная с проработки информации, где вычленяет логику фактов, событий, поступков. При этом стремится привлечь максимум других источников информации по интересующему его вопросу и из всей суммы данных выделяет то, что может быть полезным для дела,  а остальное отбрасывается как ненужное.  Он систематически мысленно  занимается совершенствованием своей системы подходов к решению проблем. И будущую деловую активность всегда детально прорабатывает, анализируя и планируя строгую последовательность шагов. По каждому вопросу составляет собственное мнение. Не позволяет ни себе, ни другим малейшего расхождения между словом и делом.

     Всякое дело Администратор начинает с четкой постановки цели. Заранее обдумывает, планирует и тщательно готовит рабочее место. Выполняет его с максимальным эффектом и завершает «с блеском». Это потому, что рядом с  д е л о в о й  л о г и к о й  у этого социотипа функционирует с е н с о р и к а, включающая эстетическое отношение к объектам. «Ему подвластны все профессии, кроме психологии и педагогики» (Ю.Иванов).  Сам всегда подтянут, аккуратен, предпочитает классический стиль одежды. Инициативен и напорист, умеет организовать работу в оптимальной последовательности. Верит в то, что только честная игра и кропотливая работа может принести успех. Он консервативен, требователен к себе и окружающим.  Очень трудоспособен: если дело требует, может работать без отдыха столько, сколько нужно. Умеет мобилизовать к делу партнера, доходя при этом до эмоциональной вспышки и даже ярости, но тотчас успокаивается, как только дело продвигается в желаемом направлении.
      Его слабым местом, является слабая ориентировка во времени, поэтому некоторые намерения и обещания не успевает выполнить в срок. Это вызывает у него тревогу,  озабоченность и негативное восприятие критики по поводу несвоевременности его поступков. Поэтому он лучше всего ориентируется «здесь и сейчас», а долгосрочного планирования старается избежать. Не любит неожиданных, непродуманных ситуаций. Явный лидер в деловой команде, не любит, когда его кто-то подгоняет или сдерживает. Хотя он неважно воспринимает динамику развития событий и слаб в прогнозах на будущее, но важно то, что его никогда не покидают ощущения деловой выгоды, эффективности и целесообразности. Другая слабость: предпочитает иметь дело с людьми менее способными, по его мнению, чем он. В позиционной борьбе склонен умалять достоинства других, что приводит к ошибкам и нежелательным исходам.
      Штирлиц – н е г а т и в и с т. «Негативное отношение к совершенно новому, неизвестному, незнакомому требует как бы ограждения от этого нового. Став формальным лидером, негативист… начинает «диктовать». Все, что извне, требует его тщательной личной проверки. Позитивисты же любят приходящие извне новые идеи: старое уже наскучило» (А.Аугустинавичюте). Если он совершает ошибку, то не стоит требовать от него признания вины. Он сам замечает свои просчеты и корректирует их. Среди разных описанных в литературе видов менеджмента он (как и социотип Максим) относится к представителям «классической школы управления»:  опирается на систематическое планирование, пристально наблюдает  за отклонениями от плана и строго следит за поддержанием установленного порядка.
     Его девиз – «управляй по правилам». Выстраивает иерархию, используя управленческие технологии, устанавливая четкие правила, которым подчиняется и сам. В отношениях с деловыми партнерами придерживается кодекса чести и не терпит обмана и двуличия. Самостоятельно вырабатывает стратегическую линию жизни, жестко следует ей и дает советы другим по этому аспекту.
     Любит искать системные решения. Он лучший лидер в условиях эволюционного развития. В экстремальных же условиях, где совершаются быстрые изменения ситуации (например, трейдинг) – он может растеряться, где-то вспылить и уступить лидерство представителю другого социотипа, например Гексли - ИЭЭ(интуитивно-этическому экстраверту). А в целом ЛСЭ инициативен, решителен, настойчив. Уверенно себя чувствует в условиях конкуренции. «Конкурентная борьба является родной стихией для него» (И.Молодцов).
      Жесткий рационал Штирлиц нуждается в психологической чуткости и отзывчивости партнера общения. Если у одного что-то плохо получается, то его  д у а л (Психолог) берет на себя инициативу и без особых затруднений помогает сотруднику. И, что очень важно, помощь воспринимается при этом естественно, без напряжения.
      Каков ЛСЭ в любви? Как трезвомыслящий человек, Штирлиц относится к любви как к жизненно важному переживанию, связанному с последующим созданием семьи. Он не скрывает своего сексуального влечения, считая его достоинством. В близких отношениях становится мягким, нежным, умеет доставить настоящее наслаждение. Ему приятно проявление женской слабости, беззащитности, именно такую девушку он готов оcчастливить. Труднее ему с независимой, самостоятельной особой: отношения будут складываться очень неровно
В данном случае наша задача – раскрыть отношения Штирлица-ЛСЭ с нашей постоянной героиней Донной-ИЛЭ.
      Эти отношения относятся к   н е с и м м е т р и ч н ы м.
Это отношения з а к а з н ы е, где Донна оказывается  з а к а з ч и к о м(Передатчиком)  по отношению к партнеру – п о д з а к а з н о м у (приемнику заказа). 
      ЗАКАЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ещё более трудные, чем  к о н ф л и к т н ы е. Особенно в супружестве. Здесь партнёры неравноправны изначально. Первый партнер относится ко второму совсем не так, как второй к первому.  Один из них как бы диктует поведение другому,  психологически зависимому от него. В такие отношения вступают известные нам Дюма и Максим, Робеспьер и Есенин и другие. Асимметрия состоит в том, что заказчик смотрит на партнёра как бы сверху вниз, недооценивая его при этом.
      Подзаказный же, наоборот, поначалу относится к первому как к интересной, значительной личности, иногда даже переоценивая его. Начинается невольное заискивание и попытки угождать сначала по мелочам, а потом всё больше. Приемника может восхищать в заказчике его поведение, манера держаться, умение легко сделать то, к чему стремится приемник, а также стиль изложения его мыслей, его творческий почерк. Приемник в присутствии заказчика невольно начинает заискивать перед ним, угождать ему по каким-то для себя непонятным причинам. Начинается это с мелочей, а потом делается больше и больше, пока приемник сам не начинает сдерживать себя. Причем со стороны это воспринимается так, как будто приемник почему-то оправдывается перед заказчиком. Вместе с тем для приемника есть в поведении заказчика и неприятные, раздражающие моменты.
     И сам заказчик может испытывать неприятные чувства и раздражение. Он подсознательно  начинает страдать от непонятности ситуации. А дело-то в том, что сам заказ является не индивидуальным, а социальным: тут оказывают влияние проблемы того окружения или социальной группы, в которую включены партнёры. Приемнику всегда непонятно, что же надо конкретно делать.
     Со стороны отношения социального заказа воспринимаются как ровные, бесконфликтные. Изнутри же, чтобы выровнять отношения, заказчик обычно первым проявляет инициативу, стремясь создать приемнику душевный комфорт и расположить к себе. Однако отклик бывает обычно только на первых порах. Обратная связь не налаживается, поскольку заказчик, увы, «не слышит» своего приемника. Последний старается удалиться либо задеть за живое партнёра.
      Такие отношения можно назвать отношениями покровительства при отсутствии обратной связи. Они могут привести и к игнорированию подзаказным заказчика. Их ещё называют пульсирующими отношениями.
==================