Спрут в томатном соусе. Глава 36

Виталис Мерта
События в разделке набирали все более скандальный характер. Егоровна бывала в цехе ежедневно, и ежедневно кто-нибудь лишался премии. При появлении начальницы у многих рыбообработчиц начинали дрожать руки. Нервно стучали в мойке ящики. Как-то не-по доброму начинала выть закаточная машина. И сыпались налево и направо замечания с лишением квартальных премий. Побрела в курилку, нервно швырнув банку, моя соседка. Ее Егоровна выкинула когда-то из шкуроварни. А теперь ежедневно доставала здесь. Уже дважды находила повод придраться. Соседка ждала пенсии и очень боялась вылететь. Но, Егоровна все же вынудила ее уволиться... Полетела коту под хвост ожидаемая 120 рублевая пенсия вместе с непризнаваемым государством колхозным стажем.
Через пару дней после случая на проходной, Майя пригласила нас с Георгием в "аквариум". Вид у нее был расстроенный. В кабинетике уже сидела Егоровна:
- Мне нужны ваши объяснительные, молодые люди. Вы вчера раньше времени ушли с работы.
- А мы не согласны с такой формулировкой. Выдалась свободная минутка и мы отпросились у мастера сбегать в магазин.
- Мастер не вправе отпускать рабочих без моего ведома.
Мы дружно посмотрели на Майю. Та сидела растерянно и обиженно глядя то на нас, то на Егоровну.
- Раньше у нас не было таких категорических требований, - запротестовал Георгий.
- И никто не предупреждал нас о столь мудром нововведении. Надо полагать, оно резко увеличит количество банок кильки в томатном соусе...И пресервов, - активно поддержал я товарища.
- Я не намерена повторять очевидное. Немедленно пишите объяснительные !
- Ничего мы писать не будем. Сие есть пошлая месть..
- Дело ваше. У меня есть акт, составленный вчера на проходной.
- Пошли, Георгий ! Бабоньки рыбу требуют !

Эх, телега, рыба, ящики ! Один ноль в пользу прямоходящей трески ! Это Пчелкин ее так окрестил. Пенсионер- черный полковник.
Остается диву даваться, насколько злобна сия старушенция... Подлость так и прет из нее. Но мятежная вольная кровь моих предков уже ускорилась в непокорном организме. Но мятежные гены предков, замороженные и медлительные до поры - до времени, уже ускорили процесс сопротивления..."Остапа понесло"....
 Неделю спустя заводской парторг натянуто-вежливо пригласила меня на партийное бюро рыбозавода.
И занес же черт меня в эту партию. Бес попутал...
В назначенное время я прибыл на партбюро. Егоровны не было. Но зловещее молчание малознакомых мне партийных активистов явно демонстрировало уровень ее предварительного вмешательства в дела партийные. Вспомнилось мудрое высказывание водителя мусоровзки Марта : "Местные коммунисты опасны тем, что они дебильные московские законы претворяют в жизнь с немецкой пунктуальностью.." Март всегда говорил очень мудрые вещи...
Нервно дергаясь от предвкушения неприятной процедуры, секретарь сухо изложила суть дела. О "раннем уходе" - ни слова. Но, оказалось, у меня уже был устный выговор за пропуски партсобраний...Ловко. Швырнуть бы им билет на стол, да ведь всю жизнь на буксире работать не хочется... Хотя, ну побывал во многих европейских портах... Хватит. На буксир хочу. Отдам билет... Впрочем, сами-то коммунисты нашлись.. Только взносы собирают. Не могут Егоровну на место поставить.. Да что они могут..Тоже запуганы... Секретарь что-то говорила, а я с трудом сдерживался, чтобы удержаться от просьбы отпустить меня из партии. Мол, не достоин. Вон, Егоровну примите. Но и мореходку закончить хотелось, и в загранку тянуло. Партбилет я зажал.
И узнал много интересного. Оказалось, я третий год числюсь членом группы контроля экономии энергоресурсов и посему, бьющий из неисправных фланцев пар, неработающие на закрытие краны, текущие гнилые трубы и сияющий в цехе во время обеденного перерыва свет - на моей партсовести.
Я, в порядке самообороны, тут же отрапортовал, что экономия в цехе все же имеется: два года уже не работает автомат с газировкой, а это - существенная экономия. Правда, теперь в магазин за газировкой не сбегать и придется этот источник экономии ввести в эксплуатацию.
Мое отношение к бюро не серьезно ? Так ведь это бюро - составная часть расправы, которую Егоровна затеяла в отношении меня и некоторых других рабочих. Бюро, надеюсь, все же имеет представление о порядочности и не пойдет на поводу у маразмирующей старушенции.
- Но Вы действительно пропустили три собрания !
- Да, я работал в ночную смену, а днем отдыхал. В двух других случаях жена лежала в больнице и я должен был забрать ребенка из садика. Я уже объяснялся по этому поводу.
И бюро молчало, пока я молчал на собраниях. Стоило на собрании выступить и покритиковать колхозную показуху - я попал в опалу.
- В чем Вы усматриваете у нас показуху ? Вам известно, что наш колхоз- один из лучших в стране. Где вы еще зарабатывали 300 рублей ?
- В Карелии. В пароходстве. И это - не очень большие деньги. Кооперативную квартиру на них не купишь, дом -не построишь.
- Зачем же из Карелии Вы приехали сюда ?
- Действительно, про этот колхоз много наслышан. Надеялся здесь устроиться на добывающее суденышко и купить квартиру, либо построить дом. И потом, там, в Карелии, мне казалось, что общесоюзного масштаба культурное одичание не коснулось Прибалтики. Бывал во многих портах: и в Риге, и В Таллинне, и в Вентспилсе, и в Клайпеде. Очень похоже на Европу.
Увы, в городке, где моя семья поселилась, все, как и в Карелии: загаженные подвалы, захарканные подъезды, ядреный мат и тотальное озлобление судостроителей.
- Ваш городок состоит из таких же, как Вы, приезжих. Поэтому и грязный такой.
- Я не считаю себя грязнулей.
- Я не это имела в виду. Я хотела сказать, что в городке живут люди иной, чем наша культуры.
Про культуру мне более диспутировать не хотелось:
- Что касается показухи, то она в колхозе повсеместно. Колхоз принимает на работу людей, требуя справку о наличии минимума жилплощади. И посему, не ставит рабочих на очередь по улучшению жилищных условий.
- Всю Россию жильем у нас не обеспечишь. Мы берем на работу только тех, у кого жены или мужья работают на баржестроительном и жильем обеспечены там, - важно фыркнунула одна из партактивисток, недобро сверкнув элегантными очками.
- Раз вы берете нас на работу, значит - нуждаетесь в нас. И не надо нас "обеспечивать". Платите нам достойно. Мы сами будем строить жилье. Здесь, в сельской местности особнячки предпочтительнее клоповников-пятиэтажек, которые строит баржестроительный.
И второе: вам напомнить адреса, откуда колхоз получает ежемесячно сотни тонн кильки, ставриды, скумбрии, сардин ? Шкуры для шкуроварни ? Вам известны эти адреса ? Они на 90 процентов - не местные. Черное море. Дальний Восток. Та же Карелия..
Тюлькин флот этого колхоза не вылавливает и сотой доли перерабатываемой здесь рыбы..
Откуда у вас такая ненависть к простым людям из-за пределов республики. Да, тот образ жизни, что несут с собой пришельцы с востока не есть признак европейскости. Но разве виноват народ, что живет грязновато. И разве ваши вожди очень отличаются от тех, кто правит бал в белокаменной ?
- А Вы, оказывается, антисоветчик ! Вас за границу больше не пустили, вот Вы и пришли в колхоз !
- За страну обидно. А предки мои позападнее вас жили. И коли дело дошло до ярлыков, нам говорить более не о чем. До свидания !
Я вылетел в коридор. За дверьми на эстакаду гремел в бетонную стенку стылый февральский шторм.