Тот, кто умеет, делает, тот, кто не умеет, учит

Сергей Федченко 2
   
  Глава 8. На новом поприще
Тверь, ТвеПи, ТГТУ,1989–2009 г.г.

    1. ТвеПи. Тот, кто умеет, делает, тот, кто не умеет, учит

     Впервые эту фразу я услышал на вступительной лекции по дисциплине “Контрольные приборы и автоматы авиадвигателей” подполковника  Красильникова ВП в своей академии и, записав её, подумал: “Надо же, какой эрудированный преподаватель, Бернарда Шоу знает; наверно, и других классиков почитывает. Интересно, а как он будет себя вести на экзаменах по отношению к таким же эрудированным и классиков почитывающим слушателям?”.

     Подумал, нескромно имея в виду в 1-ю очередь свою особу: ”Не испортит ли он тогда столь лестное о себе мнение?” И как в воду глядел. Он оказался единственным из полсотни преподавателей, учивших нас, кто отстранил меня от экзамена, заставил пересдавать и в итоге поставил тройку, почти единственную за 5 лет обучения.

      А дело обстояло так. Достался на экзамене мне билет сложный, как раз такой, какой бы мне не хотелось вытащить. Отвечая на него, надо было привести формулу длиной в 2 строчки, которую я при подготовке дома выписал на листочек, хотя никогда до этого шпаргалками не пользовался. Вот я и достал из кармана эту злополучную формулу.

      “И надо же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк. Ягнёнка видит он, на добычу стремится”. Понятно, что крыловским ягнёнком был я, а волком– эрудированный преподаватель Красильников. В отличие от сюжета басни он не стал давать делу законный вид и толк, а поступил, как зубной врач из шуточной песни об обманутой Маруське–стомотологе, отмстившей за измену: “он схватил меня грубо за горло, скрутил мои руки назад, 4 здоровые зуба он вырвал мне тотчас подряд”.

       В переводе с эзоповского и фольклорного языка на обычный русский он вкрадчиво произнёс: “Ага, попались? И что же у вас в шпаргалке? Так я и знал. Тот, кто хочет, учит, тот, кто не хочет, делает шпаргалки. Учите и приходите сдавать экзамен, когда закончится сессия”. С рассказа об этом курьёзном случае в годы моей учёбы я и начал свою первую лекцию, чем вызвал оживление в аудитории, и, как мне показалось, симпатии студентов.

       Вообще, со студентами у меня были всегда хорошие отношения. Это, вероятно, передалось от мамы, которая всегда находила общий язык со школьниками, и те её уважали и любили. За 20 лет работы в Политехе, затем после его аттестования – в техническом университете (ТГТУ), всего попадалось 5 или 6 “продвинутых” студентов, которые то ли перед девушками хотели  покрасоваться, то ли самоутвердиться в своих собственных глазах, но начинали “выступать” с полупровокационными вопросами или комментариями.

       В таких случаях я старался не “заводиться”, а перевести разговор в необидную для них шутку, чтобы все посмеялись, и они вместе со всеми, а может быть, и над собой. Иногда “срабатывала” вместо ожидаемого “продвинутым” студентом преподавательского недовольства, а то и возмущения, сказанная с улыбкой фраза “И ты туда же?”, вызывающая сначала недоумение, а затем становящаяся понятной после прочтения басни "Фауст, Мефистофель и Колобок" следующего содержания.

      В кафе, где сидят Фауст и Мефистофель, вкатывается Колобок. Происходит диалог между ним и Мефистофелем.
К:–О вечная загадка бытия,
Сей дуализм материи и духа!
Скажи-ка, чёрт, существовал ли я,
Пока я не был испечён старухой?
Конечно, дух был мёртв, но всё же плоть моя
Существовала где-то по сусекам?
М:–Пока не жил ты, не было тебя.
К:–Ответ, вполне достойный человека,
Посредственности плоской торжество,
По-человечьи куцая мыслишка!
М:–Послушай, Фауст, надо съесть его,
 А то он что-то умничает слишком.
К:–Вот заяц тоже собирался съесть,
Но совестью нисколько не терзаясь,
Я обманул его, и вот я здесь.
М:–Ну, чёрт–совсем особый зверь,
 Он не чета собаке или кошке.
Мефистофель разрезает Колобок, намазывает его маслом и съедает.
Ф:–Послушай, чёрт, а где же он теперь,
Когда он съеден до последней крошки?
М:–И ты туда же?

Другой раз “срабатывало” сказанное с серьёзно-сочувственным видом: “Да, ты прав, пожалуй. И зачем я тут наплёл вам всякой математики?” и прочитанное потом неожиданное, не знакомое студентам стихотворение неизвестного автора 50-тых годов 20-го века.

Слова мимо несутся со свистом,
Лектор на кафедре брызжет слюною,
А я безмятежен, в уме моём чистом
Мысль не затянешь наук пеленою.

Зачем засорять мусором формул
Законы природы, знакомые с детства:
Ведь вскормлены волком Рэм и Ромул,
А были умны, сильны и известны.

Я не считаю их вздорнее  многих,–
Ведь смог же Рэм столицу построить,
И древние предки, одетые в тоги,
Стали, как бога его славословить.

Долой же знания, вбитые в голову,
Долой лекторов- докторов и доцентов!
Сам познавай,  - это здорово!
Будь человеком на 100 процентов.

      Когда-то пришлось даже вспомнить цитату из неведомого для студентов “Краткого курса истории ВКП (б)”: “В это трудное для партии и правительства время троцкисты навязали дискуссию о профсоюзах”. Выручали иногда Есенин и Омар Хайям, упомянутые к месту и с подтекстом, с озвучиванием их четверостиший типа приведенных ниже:

Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе.
           ***
Лицом к лицу – лица не увидать:
Большое видится на расстоянии
           ***
Издалека видать наверняка.
Издалека мы видим дурака,
И умного порою шлём подальше,
Чтоб разглядеть его издалека.
           ***
Под утро ветры буйные проснулись,
Дома стояли, горестно сутулясь.
О гибкости и стройности своей
Шумел камыш, когда деревья гнулись.
               
           ***
О звёзды, мы песчинки среди вас,
Для глаза неприметные подчас,
Но и песчинку тоже замечают,
Когда она влетает в чей-то глаз.
           ***
Дурной, как пробка, буйный, как вино,
Мы знаем эту истину давно,
И каждый раз её мы забываем,
И затыкаем пробкою вино.

       А одного “говоруна”, который, видимо, не со мной одним любил вести разговоры на щекотливые темы и всем надоел, девчонки сами зашикали, и мне даже пришлось его “выгораживать”, говоря, что в чём-то он, может быть, и прав.

       Иногда я видел, что студенты к концу лекции устают и плохо воспринимают то, что я до них пытаюсь донести, перестают записывать, начинают шептаться. Это обычно случалось, когда моя лекция была последней, по счёту–3-й, 4-й, а то и 5-й. Тогда я для разрядки рассказывал что-нибудь постороннее, не относящееся к изучаемой дисциплине. С интересом воспринимались и приводили в рабочее состояние мозги студентов выдержки из рассказов Марка Твена, из “Бравого солдата Швейка” Ярослава Гашека, из известных романов Ильфа и Петрова.

       А если и это не помогало, то, "идя навстречу пожеланиям трудящихся",  позволял себе закончить занятия на 5, а то и 10 минут раньше. Немного перефразируя название известного кинофильма, можно было считать себя в студенческой среде своим среди своих. То же можно сказать и о взаимоотношениях с преподавателями: свой среди своих. Но здесь всё было несколько сложнее в связи с развернувшейся вакханалией во всех сферах общественной жизни в сознании людей в разгар перестройки, как раз пришедшийся на 89-й 90-й годы, когда я, придя в новый коллектив, пытался в нём акклиматизироваться.

       Начну с того, что я пришёл на место своего бывшего начальника в НИИ–2МО Журилова В.С., который проработал доцентом в течение 10 лет. Уходил он на работу в ТГУ, из-за чего-то недовольный руководством кафедры Политеха, но своё недовольство перенёс почему-то на меня, как будто, если бы я не пришёл ему на замену, он был бы незаменимым, и его умоляли бы не уходить, а оставаться в Политехе. Но “таких зверей не бывает”, как сказал один Фома Неверующий, увидев в вольере с надписью “Индийский слон” африканского бегемота.

      Не приди я, пришёл бы кто-то другой, свято место пусто не бывает. Но В.С. не мог в это поверить и потому, наверно, не оставил мне никаких ни конспектов лекций, ни лабораторных работ. И мне пришлось весь курс, доставшийся мне по наследству, готовить самому,– не повторять же чужие учебники, которые не очень соответствовали новой дисциплине. А помощи ждать было неоткуда, потому как в соответствии с новыми  горбачёвскими веяниями, “новым  мышлением и общечеловеческими ценностями” во все коллективы, в том числе и в наш, стали проникать метастазы эгоцентризма и отрицания коллективистских начал, бескорыстной дружбы и взаимопомощи: каждый сам за себя, твои проблемы–ты и парься сам.

      Появились “демократы” местного разлива, хулившие всё старое и радующиеся нарождающимся процессам нового миропорядка во всём, и прежде всего в идеологии. К таким относили себя Ю.А. Вегера, Е.Ф. Васильев и особенно младший Юрченко, сын нашего помощника ректора – старшего Юрченко.  Я не любил трёп на политические темы, который больше всех любил заводить  этот младший. Но, может быть, именно поэтому он избрал меня объектом своего воздействия на мою политическую неактивность и активно пытался доказать все блага от грядущих перемен.

       При этом была у него примитивная, но  действующая безотказно на многих тактика. Он забрасывал не вызывающий особых возражений тезис, и если согласишься с ним, начинал понемногу добавлять к нему уже более сомнительные утверждения, заставляя путём ловких словесных ухищрений с ними соглашаться, а затем уже 1-й тезис обрастал такими довесками, безобидными каждый в отдельности, что превращался в ярую антисоветчину и гимн буржуинству и буржуинской демократии.

       Другой приём обработки им собеседника состоял в том, что он, как некогда китайцы в разгар идеологической борьбы с нами, выдвигал замаскированный под праведность абсолютно неверный вредный посыл или тезис, и если ты с ним согласишься, то путём в общем–то правдоподобных логических построений он подводил тебя к тому, что ты вынужден был признать его правоту, а соответственно новых прогрессивных на его взгляд идей и практических шагов Горбачёва и его камарильи.

       Я это понял сразу, когда он пытался завлечь в свою веру других наших преподавателей, как заманивают в свои секты порядочных верующих людей и атеистов. Поэтому на любой забрасываемый им крючок, для примера, “но ведь демократия–это хорошо?”, или “но ведь с гласностью лучше, чем без неё?”, или “но ведь нам не достаёт свободы, хотя бы в выборах органов власти?”, я всегда отвечал твёрдым несогласием с ним, даже в тех случаях, когда по логике честного спора должен был с ним соглашаться: демократия–плохо, гласность–ничего хорошего, свобода–иллюзия, всё плохо.

       Этим я выбивал у него почву из-под ног, не давая возможности ему упражняться в своей изощрённой казуистике, повергал его в беспомощное состояние или даже в глупое положение. Намного позже, в 2000–е  годы под влиянием этих “дискуссий” я упомянул его (младшего)  в стихотворении Гаврилиада, которое само вызрело и просилось на бумагу из-за массы накопившихся к тому времени фактов, подтверждавших правильность моих тогдашних взглядов и позиций. Приведу его  здесь  в сокращённом виде,затрагивающем только Гаврил местного разлива и не самого высокого федеративного уровня.

         Гаврилиада
               
              Служил Гаврила хлебопеком,
              Гаврила булку испекал…
                Ильф и Петров

Гаврила был рецидивистом.
Любил он грабить, воровать
И потому стал ельцинистом,
Мечтая буржуином стать.

Министром пенсий был Зурабов
И он как все не оплошал
Хотя и не был он завлабом,
Но миллионы стасовал
               
Служил наш Платов демократом,
А раньше коммунистом был,
Но был обижен он когда-то
И коммунистов не простил,
Но жил не на одну зарплату
И срок за это получил.
 
 Служил наш Лебедь демократом,
Он главным в мэрии cлужил
И был хорошим бюрократом,
Но срок он тоже получил.

Служил  Юрченкин  ельцинистом,
 Когда ещё доцентом был.
Он ненавидел коммунистов,
Поскольку дед помещик был.

Служил наш Язов генералом
И пост министра занимал.
Но нерешительным был  малым
И потому в тюрьму попал.

Служил Зюганов коммунистом,
Зюганов партию создал.
Он был хорошим конформистом
И тем буржуям помогал.

Слыл Жириновский демагогом,
И был вождём ЛДПР.
Себя считал он полубогом
И клал на всех с пробором хер.

       Вообще-то в это смутное время многие не только в институте “сходили с ума”, вели себя, как зомбированные, наивно полагая, что всё, что ни делается в политике и общественной жизни, делается для них, и они-то сумеют ухватить жар-птицу за хвост. Мне в те годы, особенно когда на сцену политической жизни кукловоды вытолкнули Ельцина, противно было стоять в очередях и слушать разглагольствования его  сторонников и последователей Горбачёва о том, кто из них прав и почему.

      “Каждый мнил себя стратегом, видя бой издалека”. Почти никто не понимал, что истинными целями перестройки является не замена, как утверждали её архитекторы, политической надстройки–авторитаризма на демократию, а ликвидация базиса– замена государственной собственности на средства производства на частную собственность, то есть сокрушение социализма и реставрация капитализма мирным путём, организацией революции сверху, а вернее–контрреволюции.

      Все спорили, кто лучше, Ельцин или Горбачёв, но никто не задавался вопросом, кто из них хуже, а были они, как говорил 40 лет назад один усатый человек, оба хуже. Об этом  стихотворения, написанные уже после развала великой страны.

 Что ж вы, старцы, наделали,
Неужель ничего,
Что творили, не ведали?
Как же после всего
         Вы живёте, не чувствуя
Тяжелейший свой грех,
Фарисейски напутствуя
На лишения тех,
         Кто бандитом, грабителем
В лихолетье не стал
И, как горе–правители,
Честь свою не попрал?
         Как могли вы, уродины,
Власть без боя отдать?
Что тем предали родину,
Не могли вы не знать.
          И народ на заклание
Вы отдали врагам.
Нет для вас оправдания,
Нет прощения вам.
       Пережили культ личности,
И застой миновал,
Но теперь культ наличности
Нас совсем доконал.
         И за все преступления
Вам пощады не знать,
Не одно поколение
Будет вас презирать.
       Позже, как внутренний протест против такого политического идиотизма населения само собой  сложилось стихотворение:
               
          Про несбывшиеся надежды наивных, доверчивых и безмозглых

                Кто за Ленина, за Сталина,
                А я за всех российских баб.
                Из песни

         Предложили как–то дельце нам:
Власть всем скопом выбирать.
Кто за Мишку, кто за Ельцина
Стали люди глотку драть.
………………………………….
 ………………………………………………..
       А ведь  было б поучительно–
Зло в зародыше убить,
Беспощадно и решительно
Перевёртышей судить.
      Не пришли б тогда, наверное,
Мы к тому, к чему пришли,
И была бы жизнь примерная
На одной шестой земли.
     Ну а нынче те, кто пасть порвал,
Не жалея льстивых слов,
Гастарбайтеров без паспорта
Держат в шкуре батраков.
      Но не лучше незавидная
Доля и у россиян.
И, что самое обидное,
Виноват в том каждый сам.
      И теперь лишь остаётся им
Охать, ахать и стенать,
Что когда–то аукнётся тем,
Кто не дал богатым стать.
       А ведь было как заманчиво
Хапнуть сразу на всю жизнь.
 Ах, насколько жизнь обманчива,
И не тот капитализм.
       А случись вновь горлопанствовать,
Снова будут глотку драть
Кто за дурня, кто за пьяницу.
Что с калек безмозглых взять?

   Вот так, не хотел затрагивать политику в этой книге, но она тогда неизбежно вошла в жизнь любого учреждения, любого человека, и делать вид, что в то время я только читал лекции, проводил лабораторные занятия, бесстрастно присутствовал на заседаниях кафедры и партийных собраниях, пока ещё не запрещённых ничьей заскорузлой рукой, было бы по крайней мере не честно перед самим собой и, возможно, перед немногими моими читателями.