Радость

Юлия Комарова
     Малышки приболели. Я с ними сидела дома, а папа с утра поехал на службу в храм. К двенадцати должен был вернуться, как вдруг – звонок в дверь. У меня на плите обед доваривается. Бегу открывать. На пороге полный такой мужчина в рабочей одежде. Оказывается, электрик. Отключать электричество. Я начинаю тихо паниковать: у нас и котёл на электричестве, и машинку я только загрузила, и обед не готов. Прошу его не отключать, подождать мужа хотя бы. Звоню нашему папе. Он говорит, что не может сейчас – едет на молебен. Мужик тихо звереет, услышав ответ: «Ах, он не может? Он на молебне, а я по миру пойду, если наряд не закрою!»  Поворачивается к шоферу и кричит: «Загоняй под столб!» Я чувствую, что надо что-то делать – ну не бросаться же грудью на столб.  А ветер дует совсем не весенний – холод жуткий, солнце спряталось. Начинаю уговаривать, мужики непреклонны: «У нас наряд! Мы обязаны вас отключить! Почему не платили?» Что тут говорить – денег лишних не было, вот и задолжали за три месяца. Думали, выкрутимся как-то к весне. Ан нет. Я чувствую, что уже слёзы на подходе.  «Миленькие, не отключайте – у нас котёл встанет, дом остынет, а малышки болеют. Так и остальные заболеют. У меня их шестеро!» И вдруг выглядывает солнце, ветер стихает. Я чувствую в самой природе какую-то перемену. Господи, помилуй! Мужик смотрит с жалостью и говорит: «Слушай сюда. Не отключать совсем я не имею права. Но на столбе отключать не буду – опечатаю счётчик, покажу тебе – как оплатите штраф и долг заплатите, сама его и включишь. Поняла?» Конечно, поняла! Что уж тут говорить! Если бы на столбе отключили – ждать неделю, пока приедут и подключат, да ещё за подключение отдельно 800 грн надо платить, а нам сейчас и долг-то оплатить деньги занимать надо.  Я теперь от радости чуть не плачу. Благодарю мужичка, конечно, и бегу суп свой выкипевший спасать.
     А в это время на Херсонесе идёт молебен у Стопы  Андрея Первозванного. Отец Георгий служит, а папа наш с бабушкой молятся вместе с несколькими прихожанами. Новость об обретении Стопы уже потихоньку распространяется по городу, но толком никто ничего не знает. И я в тот момент тоже ещё не знаю ничего.
     Эта святыня была утеряна лет 500 назад. А с давних времён почиталась христианами как свидетельство особой милости Божией к нашей земле: этот след остался на камнях Херсонеса с тех пор, как Апостол Андрей горячо молился на берегу. И предание сохранилось об этом, а вот где именно стопочка отпечаталась – никто не знал. И вот  услышал об этом военнослужащий по имени Андрей и так ему захотелось найти стопочку – ведь не должна же она совсем исчезнуть! Исходил весь берег вдоль и поперёк – нету ничего похожего. Стал расспрашивать коренных жителей, сослуживцев, соседей.  «Знаю этот след от ноги!» - говорит одна женщина (что интересно, неверующая) – «Мы там с моими ребятами часто летом купаемся, ещё удивлялись, как это могло получиться, что прямо на камне след отпечатался. Только ножка совсем маленькая, как детская.»   И вот уже багочинному сообщили: «Стопочка нашлась!» Но кто знает, она ли? Отец Сергий служит молебен у стопочки на берегу, а в это время у нашего прихожанина Павла в Симферополе умирает в больнице друг от внутреннего кровотечения при гемофилии. Остановить кровь невозможно. Жить ему не дни – часы, врачи говорят. Отец Сергий сливает водичку в стопочку. Собирает в бутылочку и благословляет Павла ехать в Симферополь и дать выпить воду больному. В областной больнице умирающий уже без сил от кровопотери, из трубочки в животе кровь течёт непрестанно. Павел даёт ему воды и буквально на глазах вместо крови по трубке начинает течь сукровица – жёлтая, а потом и прозрачная. Через три дня больного выписали.  «Чудо!» - удивляются врачи.
      А несколько дней спустя мы приехали к святыне с детьми. Удивительно, но я оказалась в местах своего детства (я жила в этом районе до десяти лет), и хотя всегда потом в Херсонес приезжала сама, привозила будущего мужа, потом детей, но всегда – с центрального входа, куда подходит автобус и маршрутки. А этот вход – как бы «чёрный» -  для тех местных, кто жил по соседству. И вот иду я по этим тропам, спускаюсь по камням и чувствую, что радость необычайная меня переполняет, и солнце светит по-весеннему (впервые за много дней), и ветерок тёплый, и даже советские марши из соседней воинской части напоминают детство. Хорошо-то как! Подходим к склону. Дожди последних дней совсем размыли спуск, но мы отважно съезжаем вниз (кажется, ни у кого не возникает мысль: а забираться-то сложней будет!) и видим возле Стопочки добровольца-охранника. Прикладываемся по очереди, берём водичку. Стопочка и впрямь – маленькая, миниатюрная, практически детская, но каждый пальчик отпечатался, и вся она хорошо видна, хочется сказать – «как живая»! "Святый Апостоле Андрее, моли Бога о нас!" Вроде бы – всё, а уходить никак не хочется: море плещется ласково, солнышко греет и в воздухе особенное тепло разлито. И главное: чувствую я столько сил в себе, как будто не было недавней болезни, тяжёлой зимы и вообще ничего плохого в жизни моей не случалось, а было только сине-злёное море и тёплый ветерок, и тишина необычайная весенняя, как будто каждая травинка на склоне прислушивается к солнцу и хочет разгадать великую тайну: пора ли тянуться ввысь?  Но подниматься-то и нам наверх надо. И откуда только силы берутся? Дети-то понятно – они прирождённые скалолазы, а вот как я умудряюсь так резво вверх взлететь? До сих пор не пойму. Папа шутит: «Как горная козочка!» И все мы смеёмся тем радостным смехом, который и есть настоящий – без примеси иронии или насмешки. И вдруг начинаем опять слышать бравурную музыку – как же так? Ведь всего в нескольких метрах ниже – на берегу, у Стопы – её совсем не было слышно. Чудеса!


Вспомнила свой давний стих, схожий по чувству   http://www.stihi.ru/2009/10/07/7521