Запах моря, аромат цветов

Юрий Шмелев
                                 

          Я ни как не могу отделаться от мысли, что нынешнее посещение и пребывание в Ялте, это мое последнее свидание с любимым городом в жизни. Во всяком случае, у меня есть такое ощущение и я воспринимаю это именно так, хотя бы на всякий случай. Мне ведь уже не пятнадцать лет, а куда как больше. И надеятся, что у тебя в этом возрасте впереди много лет активной жизни, было бы наивно. Поэтому, приехав на этот раз в свою любимую Ялту, я очень придирчиво, а может быть даже и предвзято, стал рассматривать город и его обитателей.  В моем мозгу очень давно сформировался определенный образ города, совпадающий с лозунгом, который поместили ныне, видимо, "отцы" города: "Ялта - город куда хочется вернутся" и "Ялта - город счастья". Согласен, уважаемые господа - товарищи, но мне кажется, что эти лозунги опоздали во времени и напоминают только о былом.
         Как сейчас помню: мне пятнадцать лет, я ученик ялтинской школы номер 7, что на улице Кирова. Сегодня у меня неудачный день, получил двойку по литере (так мы называли тогда литературу) и расстроенный этим обстоятельством сбежал с уроков. Случилось это 12 апреля 1961 года. В смятении я пошел к морю, на набережную. И здесь мне довелось испытать сильнейшее потрясение, забыв о собственных неприятностях. Это был фейерверк любви, патриотизма и гордости за свою Родину. По радио сообщили ошеломительную новость: в космос полетел советский человек, Юрий Гагарин.   Отдельные детали этого дня мне уже трудно  вспомнить, да этого и не требуется, они описаны со всех сторон более профессионально, чем умею делать это я. Помню всеобщее, ну просто всенародное ликование людей на улице. По моему, самое интересное, что никто и не удивился тогда происшедшему, ведь все были уверены, что происшедшее закономерно, это мы первыми должны были полететь в космос.  Наступила космическая эпоха. Всем казалось, что сейчас вся наша жизнь будет овеяна космическими победами примерно, как пелось в песне: ". . и на Марсе будут яблони цвести". Все самые смелые мечты сбудутся, ведь мы уже в космосе, куда еще дальше. 
       Та ликующая Ялта осталась в прошлом, она осталась в памяти людей - участников и свидетелей этого события. Я был в числе таких свидетелей и хоть под присягой могу заверить, что тогда я видел счастливый город, счастливых людей, весеннюю, процветающую Ялту. Да, да, она была тем городом счастья и городом, куда хочется вернутся, но об этом в те поры не было принято писать. Ныне, собираясь в свое кругосветное путешествие, я не мог миновать Ялту и поэтому сегодня я здесь. К великому сожалению, той  Ялты, да и той страны уже нет, как нет и шумной, полураздетой и веселой толпы на набережной города. Ялта превратилась в тихий заштатный городишко у ласкового моря. 
        Вот совсем скоро наступит то самое 12 апреля и я пойду, как когда то пятьдесят один год назад, погулять на набережную и что я там смогу увидеть? Да ничего там я не увижу интересного, а лишь,  равнодушную  публику, людей большинство из которых даже и не вспомнит  об этом событии. Да, не вспомнят, но в конце концов, даже не в этом дело, я просто хочу предположить какими будут выражения лиц у этих людей даже в праздничный день. Давайте выйдем на набережную образца 2012 года и посмотрим на нынешнюю публику. Наверняка здесь нам встретятся  прохожие, лица которых излучают покой и удовольствие, это отдыхающие ( современные псевдобуржуа). Но их не так уж много, основной народ на набережной, это дети и подростки, катающиеся на роликах, велосипедах и прочих механизмах без и под присмотром родителей и старших. С них спроса нет, они по возрасту должны быть веселыми, активными, грустить по возрасту не полагается и былое помнить им еще не обязательно.  Но есть здесь и другие, это взрослые, пожилые ялтинцы, одни из них здесь работают, другие пришли просто отдохнуть. Сразу можно заметить жителей Ялты, лица их озабоченные и даже угрюмые. Большинству  из них не до улыбок и праздников. Прошедшие годы перевернули тот мир, в котором они когда то так хорошо и комфортно жили. Теперь это люди без особых перспектив на благополучную жизнь, они с трудом сводят концы с концами. А ведь когда то было все иначе, но, как говорится все течет, все изменяется. Наверно им часто хочется повернуть время вспять, сделать как было прежде, ступить вновь в ту же самую реку, вновь почувствовать себя молодыми, увидеть ту Ялту в весеннем наряде. Но не осуществимы эти мечты, время течет только вперед, правда, как говорят, иногда все же искривляясь в пространстве. Но это уж не наши заботы, а дело мудрых ученых, у них ведь даже параллельные прямые иногда пересекаются, это еще Лобачевский, наш земляк знаменитый давно доказал. Мы же в нашей жизни тем более, искривляемся, пересекаемся, поворачиваем  и похоже, процессу этому нет конца. Но если нет конца какому то отвлеченному процессу, то в нашей реальной жизни он всегда бывает. Даже самому хорошему и казалось бы надежному бытию все равно наступает предел, приходит конец. Вот и здесь, в этом случае, ялтинцы подошли к этому рубежу, они сейчас пожинают  плоды своей прежней беззаботности и недальновидности.
       Почему это произошло? Если спросить об этом обычного жителя, то ответ будет стандартным: все происходит от того, что развалилась великая страна. При этом у одних виноват в этом Ельцин, у других Горбачев, у третьих оба сразу вместе с другими нехорошими людьми. Ельцин, дескать Крым отдал, забыв по пьяни про него в Беловежской пуще. Горбачев продал все на корню Западу. Виноваты все , но только не они, ялтинцы дорогие. Вот такой вердикт вы услышите. Но я приехал из страны, имя которой Россия и мне довелось пережить тот же самый процесс у себя на родине. И у нас люди оказались брошенными на произвол судьбы, а вернее стихии, но мы боролись и боремся, ищем возможность обустройства жизни в новых условиях. Да у нас тоже есть люди готовые обвинить кого угодно, в том числе и вышепомянутых во всех грехах. Вместе с тем даже невооруженным глазом видно, что жизнь у нас потихоньку выстраивается, люди работают и начинают верить в будущее. Здесь же полный пессимизм. И все мечтают, чтобы их вернули в состав России. Дескать тогда будут и пенсии и работа и заработки, а Украина их бросила. Не хочу влезать в споры о политике, но согласится с такой позицией не могу.
       Как это ни больно и не трудно, хочу сказать свою правду, свое видение ситуации. Конечно, это мое сугубо личное мнение, а далеко не истина в последней инстанции, но: "имеющий уши, да услышит". Я приехал в Ялту с очень позитивным настроем, на волне радостного ожидания встречи. В моей голове постоянно звучала мелодия из песни Л. Армстронга: "Как прекрасен этот мир" ( What A Wonderful World), я был на гребне счастья и радости в предвкушении свидания с любимым городом. Меня хорошо встретил мой племянник, я почувствовал себя почти, как дома. Но прошло всего несколько дней и настроение мое изменилось. Моим глазам открылась совсем другая, отличная от нарисованной мною в воображении, поэтому и ожидаемой, картина.  Я вдруг увидел такое, на что никогда бы не обратил прежде внимания. Не обратил бы потому что такого раньше просто не существовало, не могло быть.  Я с ужасом увидел оборотную сторону города, негативные черты ялтинцев и как мне кажется не очень вдохновляющую к оптимизму картину будущего этой жемчужины. И это очень огорчает меня, так любящего этот город.
        Что же я увидел, что повергло меня в такой пессимизм? На первый взгляд ничего особенного, Ялта обычный маленький городишко, очень, кстати, уютный, живущий своей жизнью и своими заботами. Курортом всесоюзного значения город и весь южный берег Крыма стали после войны, когда его заселили люди, завербованными из российских регионов, для поселения в опустевший после известных событий край. До революции же это было обычное татарское поселение, где отдыхала российская элита, в том числе и царская семья. Бурное послевоенное развитие привлекло сюда вместе с отдыхающими в прекрасных санаториях и домах отдыха, толпы, так называемых дикарей, то есть людей без путевок. Именно они и спровоцировали особую, местную разновидность "ялтинского" бизнеса: приезжих стали селить в любые помещения вплоть до сараев, от желающих отбоя не было. Видимо там и нужно искать истоки того отношения к приезжему человеку, когда житель Ялты привык считать его, как нечто вечное и неиссякаемое, который обязательно приедет обратно, как ты его не гноби. Отголоски такого отношения к гостю видны и очень явно видны сегодня. Создается впечатление, что горожан совсем не интересует  судьба города, они его не любят, а любят себя в нем. Им  и не нужно работать, они проживут на ренту от той собственности, которую имеют. Они далеко не глупые люди  и подозревают, что все это скоро прекратится, но до конца не верят и не хотят согласится. Более того они даже не берегут то, что имеют, губят последнее, что у них осталось.
      Однажды я вышел рано утром на набережную. Увиденное поразило меня до глубины души. Собаки всех  пород выгуливали своих хозяев по набережной, резвились на пляже около гостиницы "Ореанда", там же они справляли свою нужду. Я не увидел НИ ОДНОГО человека, у которого был с собой совок и контейнер для собачьих испражнений, все это они ( собаки) закапывали в прибрежный пляж. А ведь отдыхать сюда люди приезжают не ради местных сараев, а что бы позагорать и искупаться на этом пляже.  Кого то это волнует? Похоже никого, они с наслаждением рубят сук, на котором сидят. Каждое утро происходит в самом центре эта ярмарка тщеславия и невежества. Впрочем не так: тщеславия-да, а невежества-нет, им просто плевать на гостей, сами то они здесь не купаются.
      Примеров такого отношения к своему городу привести можно много, не буду утомлять. Коротко можно сказать, многие ялтинцы живут по принципу: где сплю, там и гажу. А это путь в никуда, к краху. И еще одна черта, присущая, на мой взгляд, местным обитателям. Это лень. С наличием свободных рабочих мест, здесь, мягко говоря, напряженка. Работы почти нет. Но даже и те места, на которые требуются люди, ялтинцы часто игнорируют. Сказывается многолетняя привычка  к управлению процессом жизни, когда они диктовали условия, а здесь роли поменялись, диктует работодатель, да еще и ущемить норовит, а это уж совсем против шерсти. В результате серьезное недовольство действительностью.  Выход эмоциям на сегодняшний день есть только один: ругать существующую власть на Украине, Ельцина, Горбачева и остальных.  Видимо отсюда и еще одна неприятная черта жителей этого города: мягко сказать - невежливость по отношению к приезжему, а если жестко и прямо, то обычное хамство. И это самая закоренелая привычка здешних аборигенов, опять же идущая от поиска виновных на стороне , а не в себе. Боюсь, что это трудноизлечимый недуг и требует он жертв прежде всего от самих больных. Не найдя счастья в самом себе, невозможно найти его вокруг себя. Вспоминается афоризм незабвенного Козьмы Пруткова: "хочешь быть счастливым? Будь им!" Если ялтинцы не поймут, что им необходимо в корне переменить свое отношение к жизни и к приезжающим в этот  прекрасный город отдохнуть и насладится  его незабываемой аурой, исчезнувшим ныне удивительным ароматом здешних цветов и запахом ласкового моря, они обречены на жалкий удел.
     А жаль, ведь это все близкие мне люди.