Сам дурак! первоапрельский рассказ

Елистратов Владимир
1 апреля – «день дурака». Это все знают. В этот день принято извращаться в изобретении обманок и громко, заливисто смеяться.
- Молодой человек, у вас спина белая!..
Молодой человек эпилептически изгибается дугой, чтобы рассмотреть свою белую спину. Похоже на собаку, выкусывающию блох с поясницы.
- Ха-ха-ха! Первое апреля, первое апреля!..
Очень смешно. Иногда – шутки с подвохом:
- Девушка, у вас чулок на локте порвался!..
Девушка испуганно смотрит на правый локоть, потом – на чулки, потом – на левый локоть. Опять на чулки. Беспомощно глядит на остряка.
- Га-га-га!… Первое апреля!…
Ну, что еще можно придумать?.. Сколько себя помню, 1-ого апреля всегда находился остряк-самоучка, который прикидывался контролером и начинал проверять билеты в вагоне метро. Очень изобретательно, изящно.
А так, в основном, шутки дежурные:
- У тебя нитка на спине.
- У вас шнурки развязались.
- У тебя очко треснуло.
- Дяденька, а почему у вас носки разные?
- У тебя глаза запотели.
- У вас репейник в бороде.
И тому подобное. Любят люди шутки с налетом абсурда:
- Дедушка, выньте челюсть из авоськи.
- Паш, ты почему ноги не побрил?
- Женщина, вы бы хоть парик пропылесосили!
В детстве, помню, 1-ого апреля было принято позвонить куда-нибудь по какому-нибудь произвольному телефону и сказать какую-нибудь шутку, типа:
- Здравствуйте. Это фирма «Заря». Вам не нужен двухместный польский унитаз с атомным подогревом?
Часто, очень часто, граждане любят острить жестоко. Подойдет какой-нибудь остряк к похмельному коллеге и скажет:
- Братан, хочешь выпить?
Братан очень хочет. Остряк медленно-медленно нальет полстакана. Коллега – хвать! – и пьет, жадно так. А там – вода. Ну, не свинство?.
Или подойдет к девушке:
- Девушка, у вас очень богатый духовный мир…
- А откуда вы знаете? – вспыхивает девушка.
- Вы очень любите птиц…
- Да?.. А откуда вы знаете?..
- А у вас всю шляпу голуби …! Гы-гы-гы!
Грубо. Подло. Жестоко. Пошло, наконец.
Честно говоря, «1 апрель – никому не верь» всегда вызывал у меня самые смешанные чувства. Я никак не мог понять (да и сейчас никак не пойму), кто же всё-таки в конечном счете дурак? Тот, кого обманывают, или тот, кто?
Прихожу, помню, как-то раз на работу. Весь замотанный, встрепанный. Про 1 апреля, конечно, не помню: не до того.
А в офисе сидит мой дружок. Приятель мой. По фамилии Дадасов. Милое такое существо, типа моржа в парике. Дадасов и говорит:
- А, это ты?.. Привет! – морда довольная, шире стола. – Как оно?
- Привет, - отвечаю. – Ничего.
- А чего это у тебя ширинка расстегнута? Перегрелся что ли?
Смотрю – застегнута ширинка. На все пуговицы, как у кремлевского курсанта. Всё в ажуре. А Дадасов ржет:
- Первое апреля! Первое апреля! Ха-ха-ха!..
Гляжу я на Дадасова: ну, животное животным. И чего смешного?
- Чего, - говорю, - гогочешь-то, недоумок?..
- Так ведь наколол я тебя с ширинкой-то! Облопошил! Подкузьмил! А ты мне и поверил! Ха-ха-ха! Объегорил я тебя, обмишурил! Хы-хы-хы! В дураках ты остался, тумбочка ты лопоухая! Хо-хо-хо!..
Сидит, весь трясется, как шахтер в забое. Красный, потный. Тупой, как телепузик. Смотреть стыдно.
- Ой, не могу!.. Го-го-го!.. Ой, и дурак же ты !.. Ой, дурак!.. Хы-хы-хы!.. Ой, держите меня!.. Полез ширинку проверять!.. Испу… Ой, не…могу!.. Испугался, пенек в штанах!.. Ха-ха-ха!.. Встревожился!.. Вот козлище-то доверчивое!.. Га-га-га!.. Скот наивный!.. Хы-хы-хы!.. Гу-гу-гу!.. Ой, не могу!..
Прямо истерика у бедного. Со стула сполз, сидит на полу, колотится, булькает, хрюкает, весь в слюнях, даже пену из носа пустил. Радужную такую, вроде мыльной. Я говорю:
- Чего смешного-то?.. Ты объясни. Я не понимаю.
А он уже говорить не может, лбом в факс уперся, трясется, хрипит. Икает. Судороги у животного. Ногой только слегка дергает, как перед смертью. Я говорю:
- Ладно, Дадасыч. Не хочешь объяснять, не надо. Только пока ты тут ржал, там уже, наверное, касса закрылась.
Дадасов из-под факса:
- Ка…кая ка…касса?
- Такая «какасса». Сегодня какой день-то?
- Какой?..
- Пятница, первое апреля.
- Ну…
- Вот тебе и «ну». Деньги-то нам обычно второго дают?
- Второ… ик!..го
- А второе – суббота. В субботу-то касса не работает. По субботам-то только бобры работают. Вот они и дают первого. До трех. А сейчас уже пятнадцать минут четвертого. Так что иди, остряк, депонент оформляй. Через месяц деньги получишь.
- Так чего ж ты, Иуда, молчал?..
- Так ведь ты тут острил, как рыжий на ковре. Эксперименты полчаса с моей ширинкой ставил. Трясся, как припадочный. Факс вон лбом протаранил. Чуть не обделался на почве сатиры и юмора.
- Ну, контора!.. – процедил Дадасыч и весь лиловый, злой, поднявшись с карачек и раскачивая животом, как кадилом, беременной хрюшкой побежал в кассу.
Ничего на свете, скажу я вам, нет беспомощней, чем люди, бегущие за зарплатой и боящиеся опоздать. Жалкое зрелище. Даже таракан достойней выглядит.
И самое-то интересное, что я Дадасова и не пытался обманывать. Сказал правду. Я вообще всегда правду говорю. Так меня в пионерской организации научили.
Дадасов, действительно, опоздал, был вынужден оформлять депонент и деньги получил только через месяц. Еще занимал у меня, помню, триста долларов, остряк фигов. Так, кстати, и не отдал.
Ну и скажите мне: кто из нас дурак? Если я и дурак, так только потому, что дал в долг Дадасову. Потому что Дадасов не отдаст. Это известно. Объегорил меня Дадасыч на триста баксов. Но не первого апреля.
Так вот я и думаю…
Каких только глупостей люди 1-ого апреля не придумывают! И одна дурней другой.
А ведь если на чистоту: круглый год (кроме этого самого «дня дурака») люди друг друга так ловко обманывают, так красиво накалывают, так эстетично, с выдумкой, с шиком и блеском кидают – любо-дорого смотреть. Сколько изобретательности, искрометности, нетрадиционных ходов и решений, хитрости, смекалки, ловкости! И куда все это только девается 1-ого апреля?
«У вас спина белая», «у тебя носки разные» – тьфу! А второго апреля такую комбинацию с десятью неизвестными разыграют, такой подъебобель в сметане, такой гамбит с тройной подставой а-ля КГБ, такую китайскую рокировочку с захватом левого яйца – только присвистнешь и руками разведешь. Умницы!
Дурачками люди прикидываются первого-то апреля, просточками, наивными. Доброжелательными простофилями. Про носочки и шириночки острят, хитрецы!
Не верьте вы им! Первого-то апреля как раз верить можно. А вот второго – ухо востро! И если кто-нибудь что-нибудь вам скажет, или спросит, сколько, мол, время или как, мол, пройти в библиотеку, вы не суетитесь, не дергайтесь, а ответьте спокойно так и с достоинством:
- Сам дурак!