Листая Летопись. Н. Гоголь. А. Россет. Одиночество

Галина Белякова
                (ч.1 -7)
                «Едва есть ли высшее из наслаждений,
               
                как наслаждение творить»
                Н.В.Гоголь


              Листая Летопись.  Н.В.Гоголь  (1 апреля 1809-1852г.г.)
                А.О.Смирнова-Россет (6 марта1809-1882 г.г.)

   Листая  Московский Летописец  и не только его, читая знаменитого исследователя  жизни и творчества Н.В.Гоголя  Игоря Петровича  Золотусского, открываю для себя то, что многого не знаю. Живёшь рядом со старинными зданиями, постройками, флигелями  и не знаешь  о  хозяине, об  авторе этих построек, о жизни людей, владевших этими усадьбами.
       Но,   всему своё время. Вот как книги, к примеру,  Л.Толстого «Война и Мир», «Анна Каренина» надо читать несколько раз в разные возрастные годы. В каждом возрасте своё понятие о героях,  их взаимоотношениях  в жизни  друг к другу, о любви.

        Вот так и я сейчас понимаю, воспроизвожу картинки прошлого, из жизни  Николая Васильевича Гоголя.  И его посещение Москвы, Подмосковья: Мураново,  Абрамцево,  с. Спасское, где жила А.О.Смирнова-Россет, самая преданная  таланту и верный друг  Н.В.Гоголя. И предо мною встают эти два образа, ненавязчиво, но  с одинаково одинокой,  чувственной душой. Поэтому, изучая их судьбы, невольно представляю жизненные переплетения. 

                1    Детство
               
         В Подмосковье Н.В.Гоголь впервые побывал в 1832 году. Он повторил описанный Радищевым путь из «Петербурга в Москву»  и далее от Москвы до Полтавы.    Перед поездкой в Калугу Н. Гоголь писал своему другу А. Данилевскому, что собирается в дорогу. Располагает посетить губернии в окружности Москвы, повидаться с некоторыми знакомыми и поглядеть на Русь, сколько её можно увидеть на большой дороге.
   И всё он видел и впитывал увиденное, как губка. По нраву были ему просторы, свежий воздух полей, ароматы трав, цветов Подмосковья.   Когда Н.Гоголь уезжал за границу, друзья провожали  и прощались с ним  в  Перхушково.
        И мне сразу вспомнилось моё детство, когда я жила у бабушки в  послевоенные 1945-55 г.г. Я очень обрадовалась  таким мыслям- Гоголь  проезжал мимо дорогих  моему  детству мест: это – Перхушково,
  а там  совсем рядом Успенское, Горки-Х ,  конный завод, Москва-река, ливады у реки, где выгуливали орловских рысаков. Кони были гордые, с величавой осанкой.  Я  подолгу любовалась ими и кобылами с жеребятками. А сенокос под Николиной Горой у реки, а катание на рабочей лошадке без седла. О, это было чудо! И не удержавшись на ней, плюхнуться  в копну сена. Вечером дети шли в поле встречать стадо коров, встречать свою Бурёнку. Пока шли, мальчики учили девочек свистеть. Насвиставшись до одурения, падали со смехом в траву и любовались чистым голубым небом  или облаками, что медленно плыли  над   головой.


    Вот и Никоша Гоголь, как его звали родные, вспоминая своё детство в Васильевке,    описывал хаты с палисадниками, перед которыми росли деревья, украшенные богатыми чёрными сливами и черешнями. И что любил и был счастлив в самые жаркие, июльские дни. И как  лежал на густой траве, заложив руки под голову,  задрав ноги. «Солнце палило. Тишина была как-то торжественна, я будто слышал стук времени, уходящего в вечность…»- так красочно ему представлялось детство
                Ну, прямо Вам скажу, родственные души.


       В июле летом, действительно, и в Подмосковье были и бывают в июле жаркие дни. В такие дни  мамы, бабушки разрешали ребятам спать в своих чуланах, потому что в комнатах было душно.  Чулан – это деревянная, проветриваемая  пристройка к дому для  хозяйственного инвентаря. Вот в таком чулане подружки шепотом рассказывали друг другу всю ночь  всякие небылицы,  про  «Майскую ночь» или «Утопленницу» Гоголя.  От рассказа «Вий» было страшно, страшно от гробов, ведьм, от несметных сил чудовищ,  но читали «Вий». Потом, долго ещё мальчишки пугали девчонок, говоря: «Поднимите мне веки: не вижу!...»  И от страха мигом разбегались все по домам.
   Потом  в школьные года без знания дела читали, знакомились со всеми  гоголевскими героями. Над характерами,  в которые было трудно вникнуть, и не задумывались по молодости.  Только теперь, будучи взрослой, понимаю характеры героев.


П.   О характерах 

   Конечно, всё течёт, всё меняется. Время не стоит на месте. Меняются очертания берегов рек,  меняются пейзажи.  Только люди со  своими характерами не меняются из века в век.

        И П. Золотусский, биограф Гоголя, изучая поэму «Мёртвые души »  - подметил,  что  слуги у Гоголя, конечно, не чистые крестьяне - это дворовые.  Это  особый слой в русском крестьянстве и народе. Он  успел  уже развратиться своей близостью к господам, ожесточиться, видя блага, которые имеют господа, и которых нет у них, но они ещё сохраняют первородный юмор народа и его иронию не только по отношению к тем, кто стоит над ними, но и  по отношению  к жизни вообще.
С такими характерами встречаются люди и сейчас. Поэтому воспринимаешь гоголевских героев, как своих знакомых. Тем и отраднее писатель, который может заполнить твои мысли чем-то родственным. Они жизненные. И этим Гоголь стал мне ближе потому, что стала понимать жизнь и людей.
 А знать людей, ой, как важно.

      В Нежин на учёбу  приедет мальчик Гоголь, домашний ребёнок Никоша.
Из Нежина уедет юноша, уже познавший смешную сторону жизни.

        Когда Николай Васильевич уезжал из Нежина  в Петербург  писал матери: « …Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете  настоящий мой характер. Верьте, что чувства благородные наполняют меня, что никогда я не унижался в душе и что всю жизнь свою обрёк благу». Я слишком много знаю людей; чтобы быть мечтателем».  После смерти сына Мария Ивановна напишет: « Сердце этого ангела было полно нежнейших чувств, но он скрывал это под суровой наружностью».
  В людях, с кем он общался, находил, подмечал особенности в характере, чтобы потом наделить увиденными чертами своих героев.
Поэтому,  когда вышел в свет  «Ревизор»,  Петербург не принял Гоголя. Настолько  читатели, обыватели увидели в героях себя. Пьесу не поняли. Его обвинили в отсутствии любви к России, в   неуважении чиновничества, дворянства.

          Пушкин как-то сказал, что Гоголя в Москве любят больше, чем в Петербурге  и был прав. Москва принимала его радушнее, Москва почувствовала в сердцевине его смеха сострадание к русскому человеку, что в нём слышится любовь к России. В 1836 г. он уезжает за границу. Петербург, как ему казалось, не принял его, он – в ответ - не принял  Петербург.

    Путь Гоголя из России – путь скитаний по Европе - был Рим. Годы жизни в Риме – это годы писания «Мёртвых душ». Годы писания и переписывания, перебеливания, выстраивания одиннадцати глав первого тома и начало  второго.

               Ш. Дружба www.proza.ru/2012/04/02/502,  и
               
                www.proza.ru/2012/04/03/336


               
                (продолжение читайте -за 01-02-03 апреля)