Книжный магазин

Елена Черняховская
     А вы любите книжные магазины? Бесконечные книжные ряды, запах новых книг, тусклый свет из окон, жизни и судьбы, перенесенные на бумагу. Наверное, те, кто любят книги, приходят сюда каждый день, с наслаждением прогуливаясь мимо этих рядов, рассматривая книги, листая страницы…. Но даже тот, кто их любит, кто навещает их постоянно, не знает, что у книг тоже есть душа. Они покорно и неподвижно стоят на полках, а сами тихо наблюдают за людьми, видят их судьбы, чувствуют их. И уверены, что не люди читают книги, а книги сами читают людей.
     Вот раннее утро. И в магазине ещё никого нет. Только книги ждут, нетерпеливо ждут, пока зайдёт кто-нибудь. Они взволновано перешептываются друг с другом, сборник Маяковского взывает к чему-то, а современные романы удивлённо слушают его, взирая с полки напротив. Томик Пушкина величаво отвернулся, заверяя последнее издание Набокова, что ему совсем не интересен этот митинг. А книга о кулинарии заботливо успокаивает расстроенную книжку с детскими сказками, уверяя, что сегодня её обязательно кто-нибудь купит. Но вот книги затихают. Над дверью звенит маленький колокольчик, и в магазин входит девушка, подгоняемая порывом осеннего ветра. А книги замерли – они ждут. К какой полке она подойдёт? Какую книгу возьмёт в руки? Она подходит к полке с классической поэзией. Томик Пушкина едва сдерживается от едкого замечания в адрес «бульварный» романов напротив. И в руки она берёт именно его. Пушкина. Долго листает, читает, и всё никак не может оторваться. А на её лице - лёгкая, счастливая улыбка. И многочисленные книги на полках смотрят на неё с уважением. Любит книги, конечно, очень любит хорошие книги. Но вдруг она переворачивает книгу, на секунду замирает, ставит её обратно на полку и неожиданно уходит. «Увидела цену» - тут же поясняет учебник по экономике удивлённым книгам. «Подарочное издание» - оправдывается томик Пушкина. Но книги рады, они всё-таки  успели прочитать её, эту простую девушку, навестившую их первой. Интеллигентка. И любит поэзию. Причём, классическую. Но не очень богата. Не смогла купить дорогую книгу. Наверное, студентка. И, по мнению психологического справочника с третей полки, она из семьи учителей. «Одинока» - заверил томик Пушкина, который она держала в руках. «На пальце нет обручального кольца. А когда она читала стихи о любви, её сердце не начинало биться сильнее – она читала их как простую литературу». И книги понимающе вздыхают. Вот так эта девушка, сама не зная того, быта так легко прочитана книгами.
     Дверь снова открывается. В магазин входит старик в старомодной шляпе и длинном чёрном пальто. «Этот точно подойдёт к классике. И обязательно купит что-то» - со знанием дела заверяет сборник пьес Шекспира. Но ошибается. Старик идёт к научной фантастике, сразу берёт с полки одну из книг и подходит к скучающему пожилому продавцу:
     - Часто покупают?
     - Нет. Ещё ни одного экземпляра не продали.
     Расстроенный старик уходит из магазина, сопровождаемый тихим звоном колокольчика у входной двери. «В чём дело?» - негодует бульварный роман. «Он – автор» - печально вздыхает современный детектив, хорошо знакомый с ситуацией. И снова книги замолкают. Тот старик - знаменитый когда-то писатель-фантаст, уже никому не интересен своими романами. Их не купят. Они запылятся на полке. Книгам грустно. Им очень жалко старика. Они прочли ещё одну судьбу.
     Всё утро книги провели в каком-то траурном молчании. Никто больше не заходил в магазин. Позже начался дождь. Проливной, холодный, даже небо потемнело. Такой бывает только поздней осенью. Наконец, дверь магазина снова открылась. Высокая женщина средних лет вбежала в магазин случайно, прячась от дождя. Но, когда она, стряхнув с себя ледяные капли, наконец, огляделась - по её лицу стало ясно, что она очень рада, что попала именно в книжный магазин. Книги застыли в предвкушении. «Она точно купит кого-то. По ней видно, она любит нас» - пробежал возбуждённый шёпот по полкам современной литературы. «Одета бедно, нам и надеяться не на что» - заверила «Тысяча и одна ночь» на полке дорогих эксклюзивных изданий.
     Женщина прошла мимо полок с бульварными романами, окидывая их безразличным взглядом. Взяла один, пролистала, улыбнулась и поставила на место. «А она не безнадёжна» - шепнуло собрание сочинений Булгакова заинтересованному томику Пушкина. Женщина остановилась у классической литературы, долго рассматривала обложки, и даже пролистала какую-то книгу с японской поэзией. Тем временем за окном уже закончился дождь. Женщина заметила это, но из магазина не ушла. Собрание сочинений Булгакова ещё раз утвердилось в своём предположении. Но дама так и не заинтересовалась классикой и подошла к разделу советов. И тут сразу же выбрала несколько книг о кулинарии. А потом пошла к детской литературе. Книжка с детскими сказками была по-настоящему счастлива, когда женщина выбрала её. И не только её. Она взяла целых пять детских книг, и, по мнению сборника Маяковского, выбрала самые лучшие. И уже направлялась к продавцу, как вдруг неожиданно забрала с собой и собрание сочинений Булгакова (которое было приятно удивлено).
«Счастливая она. – Констатировал томик Шекспира, когда женщина вышла из магазина. – Семья у неё, которую она очень любит. Домохозяйка, наверное. Любит готовить, читает прекрасные книжки своим маленьким детям, а по вечерам сама любит почитать классику, пока дожидается мужа с работы. Когда-нибудь она и меня заберёт, я уверен». И вот ещё одна судьба.
     После ухода женщины все книжки как-то повеселели. И  даже не потому, что у их друзей теперь появился дом, а потому что кто-то ещё счастлив в этом мире.
На улице начало смеркаться. Воздух был лёгким и свежим. Такой бывает только после дождя. Было тихо и спокойно. Пожилой продавец книжного магазина заснул, даже книжки дремали. Как вдруг дверь магазина распахнулась, и звон колокольчика у входа нарушил этот вечерний покой. В магазин вошёл молодой парень. «Симпатичный» - заметили дамские романы и застыли в ожидании. Что же ему понадобилось? Он равнодушно прошёл мимо рядов с классикой, миновал научную фантастику, триллеры, детективы и остановился у дальней полки с кодексами и законами. Недолго думая он берёт криминальный кодекс с комментариями и открывает его на какой-то статье. «У него что, проблемы с законом?» - удивляется энциклопедия. «Нет, он, наверное, студент юридического» - заверяет учебник по римскому праву с верхней полки.
     Но тут дверь магазина снова открывается и входит девушка, та самая, которая уже была здесь утром. Она решительно подходит к полке с классикой и берёт в руки подарочное издание Пушкина, которое уже рассматривала раньше. «Решилась купить» - прошептал бульварный роман. «Как только денег собрала» - удивился учебник по экономике.
А молодой человек, захватив криминальный кодекс и ещё несколько каких-то законов, уже хотел подойти к продавцу, как вдруг увидел девушку со сборником стихов в руках.
     - Вы любите стихи? – неожиданно спросил он.
     Девушка подняла глаза на него и смущённо улыбнулась.
     - Люблю. Особенно классику.
     - Я тоже.
     Дамский роман многозначительно посмотрел на своих соседей по полке.
     Они расплатились за книги и вместе покинули магазин. Девушка улыбалась, а парень смущался и прятал глаза.  Они пошли в одну сторону, увлечённо беседуя.
     «Жаль, томика Пушкина с нами больше нет. Нам бы было, о чём поговорить,» – заметил сборник Шекспира. «Зато он с ними. Хотя бы увидит, чем дело закончилось,» – отозвался томик Маяковского. «А мне и так всё ясно,» – вмешался дамский роман. «Вы все не о том говорите, – сказала энциклопедия – Тут в другом дело. Просто книги соединяют людей…».
     Вскоре пожилой продавец закрыл магазин на ночь и ушёл. А книги заснули. Они были счастливы. Они читали судьбы людей, и, иногда, меняли их. Нет, меняли всегда. Просто иногда немного, иногда к худшему, иногда сильно и навсегда. А иногда могли сделать людей счастливыми. Не так много судеб они изменили за один день. Но скоро наступит следующий день, и книжки снова смогут что-то изменить. Решебник спасёт школьника от двойки, дамский роман подарит чужие эмоции одинокой женщине, кулинарные книжки и детские сказки – осчастливят какую-нибудь семью. И, может быть, какой-нибудь книге повезёт так, как повезло сегодня томику Пушкина. Она поможет кому-то влюбиться. У книг тоже есть душа. А вы любите книжные магазины?



/Очень прошу читателей ответить: нравиться ли вам рассказ? Стоит ли написать продолжение? В чём ошибки, недоработки? Я безнадёжна или есть надежда, что я научусь хорошо писать?/