Страницы родословной

Дмитрий Анатольевич Овчинников
Говорят, надо знать свою родословную минимум до четвертого «колена». Попытался вспомнить. Хотя бы по линии мамы. На основе рассказов бабушки Анны Андреевны Сапожниковой, которой сейчас бы шел 93-й год, но 9 лет назад она скончалась…

Когда-то в 80-х годах XIX века в Москве обвенчались мой прапрадед Матвей Сапожников (который был, скорее всего, коренным москвичом, хотя есть предположение, что только по отцовской линии, а его мать Полина Дюкова якобы была родом из деревни Гурьевки, что недалеко от поселка Дубна Тульской губернии, но потом она оказалась в качестве прислуги в Москве) и моя прапрабабушка Александра Молчанова (родилась в деревне Востьяново в тех же Дубенских окрестностях Тульской губернии). В 1888 году у них родился сын Андрей - их единственный ребенок. Александра была служанкой у московской барыни, но вместе с мужем переехала в Тулу, где жил брат мужа Иосиф с женой, сыном и дочерью (сестра мужа  Анисья жила в Москве, вышла там замуж, у нее было два сына и дочь). В Туле проходил очередной набор рабочих на оружейный завод. Там и стал работать Матвей. Но на заводе он пристрастился к выпивке в кругу друзей по работе и очень часто «пропивал» почти всю зарплату. Александра пыталась встречать Матвея у ворот предприятия в день получки, но муж пошел на хитрость – переодевался в чужую одежду и был неузнан.

Моя прапрабабушка узнала о наборе рабочих на чугунолитейном заводе в тульской Дубне, где заводовладелец Мосолов предоставлял для своих работников небольшое жилье, и, наивно желая отвлечь мужа от «дурной компании», решилась на переезд туда и уговорила Матвея. Однако в Дубне местные рабочие пили ни чуть не меньше…

В семье Сапожниковых подрастал сын Андрей, который теперь трудился вместе с отцом на заводе и уже задумался о женитьбе на местной девушке Евдокии Чубаровой, что жила недалеко от Дубны в местечке «Веенка» и была довольно образованной для своего времени и простого положения - закончила, благодаря своему упорству и большому желанию, начальную церковно-приходскую школу для мальчиков.

Примерно в 1907-1908 годах сыграли свадьбу мои прадед Андрей Матвеевич и прабабушка Евдокия Васильевна Сапожниковы. Сначала жили с родителями мужа. Потом поставили большую пристройку, фактически отдельную половину дома, значительно расширив жилье. Держали большое хозяйство - многочисленные виды домашнего скота и птицы; выращивали различные виды полевых культур. У них родилось 7 дочерей и 2 сына. Одной из дочерей и была моя бабушка – Анна Андреевна Сапожникова.

На обороте сохранившегося фото 1917 года рукой моей бабушки написано: «Мама – 28 лет. Полина – 8 лет. Митя – 5 лет. Маша – 3 года. Таня – 6 месяцев». Дочь Аня родилась только в 1919 году.

Прабабушка Евдокия на швейной машинке «Зингер» сама шила одежду детям, всегда придумывая что-то новое, необычно красивое. А еще она, по воспоминаниям бабушки, иногда читала детям одну старую книжку с немного странноватой сказкой "Дурин Шарин"...
 
Прадед Андрей был участником Первой мировой войны (на старом фото 1914 года он крайний слева в военной форме), а затем и гражданской – на стороне Красной Армии. Когда он вернулся с последней и принес скромный солдатский паек, которым накормил семью, то моя тогда совсем еще маленькая бабушка сказала ему: «Иди, пап, опять на войну и принеси поесть».

Прожил Андрей Сапожников недолго – в возрасте 37 лет (в 1925 году) скончался от рака желудка. Прабабушке Евдокии пришлось сменить роль домохозяйки и стать рабочей чугунолитейного завода. Вырастила детей. Жили дружно, поддерживая друг друга…

После окончания Дубенской семилетки Аня Сапожникова (моя бабушка) уехала учиться в Ряжский педагогический техникум: там жили ее сестра Полина с семьей и ее бабушка Александра.

Так вот, хорошо помню, как бабушка рассказывала, что, когда она во второй половине 1930-х годов училась в Ряжском техникуме и приезжала на каникулы домой в Дубну, то там встречалась и много общалась с одной девочкой. Ее звали Виктория Иванова, и она также на каникулы приезжала в Дубну из Москвы к своему отчиму (отца Виктория совсем не помнила – он умер, когда она была очень маленькая, а отчима очень любила). Дело в том, что в те времена недалеко от Дубны строили железную дорогу на участке Тула-Сухиничи. Отчим Виктории был командирован на эту стройку в качестве одного из руководителей и квартировал в родном доме моей бабушки. Но дома он бывал очень редко – сильно был занят на работе. Поэтому приезжающая к нему Виктория много времени проводила в кругу моей бабушки и ее сестер. Они потом некоторое время переписывались. Позже моя бабушка услышала по радио, что Виктория стала певицей, а впоследствии даже заслуженной артисткой РСФСР...

После окончания Дубенской семилетки в 1934 году Аня Сапожникова уехала учиться в Ряжский педагогический техникум, который успешно окончила в 1937 году. Затем работала учительницей начальных классов в Рязанской области, Подмосковье, по спецнаправлению – в бывшем польском городе Гродно. В 1939 году она поступила на заочное отделение географического факультета МГПИ, но окончить его помешала война с фашистской Германией. Бабушка вспоминала, что сообщение о начале Великой Отечественной войны ее застало на сессии в конце второго курса, когда они проводили практические работы по «Топографии» на местности (в районе московских Воробьевых Гор).

Деканом географического факультета в годы учебы бабушки был Александр Александрович Половинкин (1887-1955) – известный советский физико-географ, методист географии, доктор географических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, который совместно с А.С. Барковым создал стабильный учебник по физической географии для 5-го класса школы, выдержавший с 1935 по 1959 год 18 изданий. В сохранившейся зачетной книжке бабушки есть и его подпись.

Согласно записям в той зачетной книжке, бабушке пришлось несколько экзаменов сдавать Борису Павловичу Орлову (1892-1967) – известному советскому географу, доктору географических наук, профессору, Академику АПН СССР.

А вот экзамен по «Физической географии Европы» принимал Сергей Васильевич Чефранов (1872-1952) – русский советский географ, педагог, методист, профессор, автор школьных учебников по географии, один из которых выдержал целых 15 изданий – это «География СССР» для 7-го класса школы.

По курсу «Исторической геологии» экзаменовал молодой тогда преподаватель Георгий Павлович Леонов (1908-1983) – советский ученый-геолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР, который в годы Великой Отечественной войны возглавлял геологические работы по съемке местности и изучению угленосности Приуралья, его именем названа подводная гора.

Экзамен по «Географии растений» на «отлично» был сдан Георгию Владимировичу Микешину (1911-1965) – советскому ботанико-географу, флористу-систематику, кандидату биологических наук, в честь которого даже названы некоторые растения. Он, по рассказам бабушки, иногда на занятия приводил малолетнюю дочь, которую не с кем было оставить дома.

Как говорила бабушка, наибольшие трудности вызывало у нее изучение таких предметов, как «Минералогия» (которую принимал Александр Георгиевич Титов – автор многочисленных учебно-методических пособий по вопросам минералогии для вузов) и «Зоогеография». Однажды в сессию она так долго и так поздно ночью засиделась в общежитии за учебниками и конспектами при подготовке к экзамену, что у нее от напряжения пошла горлом кровь…

В июле 1946 года бабушке пришлось сдавать зачет по предмету «Эскизное рисование». По ее воспоминаниям, с рисованием у нее всегда были проблемы, но тут пожилой и добродушный преподаватель, даже приносивший студентам для угощения яблоки с собственной дачи, Борис Васильевич Смирнов предложил ей рисовать по заданным координатным точкам, получалось очень неплохо – она сама этому удивлялась, а преподаватель еще и подбадривал: «Вот видите – Вы же великий художник!» Оказывается, Борис Васильевич Смирнов (1881-1954) – известный художник-реалист, чьи картины находятся сейчас в 50 музеях нашей страны, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, Исторический музей. Он участник многих географических экспедиций, Русско-Японской войны (есть автопортрет тех времен от 1904 года), революционных событий, занимался литературной и педагогической деятельностью…   

Эвакуировавшись в Удмуртию - Якшур-Бодьинский район, село Кекоран, бабушка трудилась школьным преподавателем географии. Но спустя несколько месяцев, Анну Андреевну Сапожникову назначают директором школы. Молодая девушка вынесла на своих хрупких плечах и суровый климат Удмуртии, и все тяготы военного времени. Там же вышла замуж (фамилию не меняла) за Дмитрия Васильевича Бубнова, который в 1942-1950 годах работал прорабом, главным инженером, начальником 3-го участка строительства железной дороги Ижевск-Балезино. В 1943 году родилась дочь Инна – моя мама. Но в 1945 году бабушка развелась с мужем...

Вот и долгожданный день Победы! Какой ценой она досталась? Бабушка не дождалась возвращения с фронта своего брата Дмитрия (он пропал без вести в феврале 1942-го, был рядовым стрелком в/ч п/с 261), умерла 19 августа 1943 года ее мама, сразу после Победы ушла из жизни после тяжелой болезни ее сестра Мария, которая воевала в качестве телеграфистки-морзистки телеграфной роты 109-го отдельного Волковыскского Краснознаменного полка связи 3-й Армии и в звании младшего сержанта дошла до самого Берлина.

Вскоре после окончания войны Анна Андреевна Сапожникова возвращается на родину – в небольшой поселок-райцентр Дубну. И остается верной своей малой родине до конца… Живет постоянно в родительском доме.
 
В те тяжелые годы трудно было устроиться на работу по специальности, поэтому в 1947 году она поступила на службу в органы внутренних дел. Как оказалось, навсегда связала свою жизнь с милицией. Начинала делопроизводителем, а затем ее назначили начальником паспортного отдела.

Более четверти века отдала службе в Дубенском РОВД Тульской области капитан милиции А.А. Сапожникова и лишь в 1975 году ушла на пенсию. Награждена семью медалями и почетным знаком «Отличник милиции»… Но главная награда в том, что и сейчас, спустя много лет, на родине – в Дубне – люди среднего и старшего поколения вспоминают ее теплыми словами и только с благодарностью, что в отношении служителей правопорядка, согласитесь, бывает не часто.

Март 2012 г.