Фильм Милый друг. Иной образ Роберта Паттисона

Михаил Берсенев
  Капитализм, особенно «дикий», «пещерный», диктует свои условия выживания. Мы привыкли к тому, что молоденькие девушки ищут всяческие пути, чтобы стать любовницами (а если повезет - то и женой) сильных мира сего. Мужчина, облеченный властью и богатством, остается недурным женихом до самых глубоких седин. Неважно даже, способен ли он исполнять супружеский долг. В конце концов, вокруг полно молодых и выносливых слуг мужского пола, официантов, подносчиков багажа, да и просто юношей. Что помогут удовлетворить жене такого человека ее сексуальные аппетиты. Молодая девушка и сгорбленный старик у алтаря: эта история стара, как мир, и не вызывает особого негативизма.

  Толпы проституток шастают по всем континентам и извиваются в чужих постелях и почти все к ним терпимы, особенно мужская часть общества. А вот когда ситуация меняет минус на плюс, то есть когда молодой юноша ради того, чтобы продвинуться в высшие сферы в условиях капиталистического общества начинает охмурять пожилых состоятельных дам, и выступает в роли маскированного проститута…Подобный персонаж вызывает неподдельный интерес!

   Авторы фильма «Милый друг» обратились к великолепной основе для своего «пирога» -  произведению Ги Де Мопассана. Еще не так давно этот писатель в СССР был под неким негласным запретом. Да, его произведения печатали, но родители всегда тщательно прятали от детишек его книжки. Хотя сами взрослые познавали творчество француза с неподдельным интересом. Все дело в большом количестве эротики, что тягучим елеем разлиты по страницам многих романов писателя.

   Раз родители прятали произведения Ги Де Мопассана от нас – детей – мы, ясное дело, всячески пытались эти книжки прочитать. И - удавалось. То, что прячут родители часто без проблем обнаруживается детишками, при наличии у последних даже минимальной смекалки. Вот и я помню, как склонялся над страницами романа Мопассана в возрасте лет одиннадцати-двенадцати и прямо-таки дух захватывало. От откровенности постельных сцен, созданных французом. Правда, на фоне нынешней чернухи-порнографии в литературе легкая эротика Мопассана сейчас кажется просто карикатурой на сексуальные отношения. Но тогда, написанная в эротических полутонах вещь, вызывала яркие эмоции. Возбуждение.

   Я до сих пор помню как замирало сердце, когда я вчитывался в описание «розового бутона нежного соска» юной француженки. Сейчас изображения с «обнаженокой» развешаны повсюду. Интернет просто без них не существует. Где нет пока «клубнички», так это разве что на детских подгузниках…

  Режиссер фильма «Милый друг» Деклан Доннелан и продюсеры явно не прогадали,
Во-первых, обратившись к проверенной столетиями классики мирового уровня.
Во-вторых, пригласили на главнее роли любимца всех тинэйджеров женского пола в мире – актера Роберта Паттинсона (Жорж Дюрой в фильме). Того самого, что обаятелен для женского сердца в образе вампира в саге «Сумерки». Ему ассистируют проверенные временем и мировым зрителем звезды Голливуда – Ума Турман и Кристина Ричи.
В третьих, создатели коснулись извечной темы – продажности чувств за деньги, что актуально во все времена. Таким образом, три составляющие успеха картины, как мне кажется, следующие: великолепная литературная основа, попадание в тему и ее злободневность и использование романтического имиджа главного персонажа во благо картины.

  Я не буду скрывать, что шел на фильм с ожиданием некоей скуки, ибо экранизировать Мопассана пытались не раз, но особенно ничего запоминающегося я не могу припомнить. Но вместо скуки я получил настоящее удовольствие от картины! Там нет ни единого выстрела, но напряжение достигает апогея по многу раз в течение фильма и, кажется, что ружье, образно висящее на стене, обязательно выстрелит. В «Милом друге» нет ни одной погони. Но я понимаю, что главный е герой находится в этом состоянии и пытается догнать перелетную «птицу по имени удача» все экранное время. Спецэффекты практически нулевые, но присмотритесь к костюмам на актерах и вот где реальный спецэффект! Женщины обратят внимание на изысканность и достоверность панталон на актере Роберте Паттинсоне/Жорж Дюрой. В обтягивающих панталончиках, с милой улыбкой на лице, с учтивостью, он реально кажется очень милым. Фильм так и назвали – «Милый друг».

  Жорж беден с пеленок. Отец его пашет от зари до зари в полях, выращивая урожай, и ни разу не выезжал из своей деревни. Вокруг бати одни свиньи, как в людском, так и в животном обличье, коровы, черная размокшая земля и пахота, пахота, пахота... Его сын не хочет себе подобной доли и устремляется в Париж. У него здесь нет связей. Нет денег, нормального жилья…Кто ему способен помочь подняться? Упорный труд? Нет! Свои таланты? Нет. Игра в азартные игры? Нет. Красивая внешность? Да! Обаяние? Безусловно, это есть. И когда он волею случая попадает в высшее общество, где полно стареющих и богатых дам, он начинает действовать.

  Главный герой Жорж Дюрой в исполнении Роберта Паттинсона реально хорош. Это совсем иной образ в исполнении актера. Я был о нем худшего мнения после «Сумерек». Думал, он - пустышка в красивом фантике для привлечения девочек-зрительниц в кресла кинотеатра. Но тут он совсем иной! Расчетлив. Холоден, жесток. Хищник, что просчитывает каждый свой шаг. Хищник, что ловит в свои сети только ту жертву, что способна ему оказывать весомое покровительство.
  В сцене, когда он получив немалое наследство прогоняет прочь одну из своих бывших подружек Вирджинию - богатую даму лет под шестьдесят в исполнении Кристин Скотт Томас - меня поразила та искренность, и вообще,  как здорово актер выказывает перед камерой гнев. Три продольных пульсирующих вены разрезают его лоб, словно молнии, и эмоции этой природной стихии льются в зал на нас, зрителей. Более того, Патинссон в фильме возмужал, небрит слегка и очень рафинирован, что для Мопассана очень свойственно. Думаю, если зритель хочет увидеть иного Патинссона – то ему дорога в кинозал на «Милый друг».

  В процессе покорения влиятельных женщин милый друг Жорж женится на Мадлен (Ума Турман). Накал фильму придает постоянные контакты героини Умы с неким графом, который, как выяснится впоследствии, был для нее чрезвычайно важной фигурой. Кто этот таинственный граф? Этот вопрос вносит налет детективизма в историю, что увеличивает привлекательность всей вещи.

  Относительно актерской игры самой Умы Турман я могу сказать, что с ролью она справилась великолепно. Ее оплакивание кончины графа показано так восхитительно трогательно, что хочется похлопать. Правда, есть некий налет обиды, когда видишь, что  актриса утратила прежние свои бойкие и привлекательные женские черты. Вспомните ее в саге «Убить Билла». Ураган просто! А тут уже видны явственные следы увядания былой свежести и сделать с этим ничего нельзя. Но зато умение передавать эмоции, скорбь, ехидство -  все это очень помогло Турман сделать образ жены Жоржа запоминающимся.

  Еще раз хочу отметить работу художников по костюмам. Как будто погружаешься в жизнь Парижа образца 1890 года! Музыка в фильме создает эффект напряженности. Торжественности, что немаловажно, когда речь идет о серьезной тематике. Продавать себя или нет за деньги? Извечный вопрос.

  Концовка фильма двуликая. Жорж выходит победителем с одной стороны. Его цели достигнуты. Но жуткое опустошение выветривает из его души почти все человеческое. Так легче жить при капитализме, это – да.

  Но, вакуум не терпит долгой пустоты. И он должен чем-то заполнится. Думаю, в случае в с Жоржем это будет ненависть. К миру, к себе, к женщинам. Но это совсем уже иная история.
 Фильму я не пожалею 10 из 10.