Яяти

Владимир Багаев
 
                Яяти
             (индуистская притча)



  Сегодня  вспомнилась еще одна философская притча о смысле жизни на земле.


     Столетний царь по имени Яяти умирал.Пришло время и   Смерть пришла за ним. Лежа на одре обессиленный  он взмолился: «Может, ты заберешь одного из моих сыновей? Я еще не пожил по-настоящему на земле. Все время был занят делами царства и забыл, что должен буду покинуть эту землю. Будь сострадательной!»

 Смерть взглянула на старика и подумав промолвила:"Хорошо, спроси тогда своих детей".

   Царь повелел позвать сыновей и  обратился к ним. Но старшие уже стали довольно хитроумными и прагматичными, они выслушали его и не сдвинулись с места.
   Тогда самый молодой из сыновей подошел к Смерти и сказал: «Я готов отправиться с тобой».
   Даже Смерть взрогнула от этого ,пожалев юношу - раз столетний старик недостаточно пожил на этом свете, что говорить о его младшем ребенке?

Смерть сказала:

 — Ты невинный ребенок. Ты ничего не видел. Почему ты?

 — Мой отец не смог нажиться за сто лет, — ответил молодой человек, — значит, и я не смогу. 

      Смерть вздохнув, забрала сына и через сто лет вновь пришла к Яяти. Царь удивился: «Так быстро. Я думал, сто лет – очень долгий срок, нет нужды торопиться. Я только спланировал свою жизнь, а тут снова пришла ты!Я не ждал тебя так рано!»

       И на этот раз один из сыновей согласился умереть за отца. И так происходило до тех пор, пока Яяти не исполнилась тысяча лет. И вот в очередной раз пришла смерть к царю , и тогда Смерть вновь спросила его:

  — Опять хочешь, чтобы я забрала одного из твоих детей?

       Царь ответил: «Нет. Теперь я понял, что и тысяча лет - всего лишь мгновение. Сколько бы ты ни жил - всегда будет слишком мало».

Вот такова притча! Можно осудить царя за его жестокость, можно пожалеть, но смыл притчи совсем в другом....