Кинза и Чинар

Юрий Нурмамедов
Начало 80-х, ноябрь, Баку, тепло, солнечно.
 
 Иногда посылают в командировки на совещания, и тогда, по дороге в аэропорт - Центральный рынок. Там "экзотика" недоступная средней массе советских людей, севернее Кавказа. В начале карьеры цель этой "экзотики" меркантильная - убыстрить, приделать бумаге "ноги". С возрастом "экзотика" больше для приятных начала или продолжения знакомств. Под коньяк приятнее коротать вечера в номере. Но не это главное. Главное, имидж у бакинцев другой. Мы  достаём и платим первые. И хотя сейчас мне ни от кого ничего не нужно, принято кинуть в сумку что-то своё, народное. И в это утро ленивый взлёт фантазии закрыл тему на бутылке вина "Чинар" и трёх пучках кинзы.
 
 
 
Начало 80-х, ноябрь, Харьков, холодно, снег.
 
 К вечеру основная часть участников совещания сбросила сумки в номерах, где в одном из них "оперативка" - как убить вечер? Ничего нового - сюда же вернуться через пятнадцать минут, доставив привезённые "экзотики".
 
 
 
 Из дорожной сумки в кулёчек, с трудом втиснут Чинар. Сверху чуть не вываливается кинза.
 
 
 
 Захлопнулись двери лифта и в миниобьёме зашкаливал запах кинзы. До нужного десятого этажа промежуточная остановка дозабрать людей. Створки в стороны. Входят двое. Мужчина и женщина. Бакинская девочка в дублёнке и муж. Миниобьём с трудом вмещает обоих, она около меня, вернее около кинзы. Кулёчек под её рукой...запах снова подходит к апогею...лифт скрипит , но тянет вверх. Вдруг её голос поднимает мой потупившийся в пол взгляд.
 
-Простите, это кинза?
 
-Да.
 
-А Вы не из Баку?
 
- Да, утром был там.
 
 И!!!.. совершенно неожиданным завершением этого диалога она обнимает меня за шею, и на долю секунды повисает на мне.
 
 
 
Через минуту втроём, выйдя на этаже.
 
 
 
 Тысячу извинений. Я тоже бакинка. Я, ... мы полгода назад поженились. Работа мужа, переехали сюда. Всё нормально. Работа, семья... Но...ему проще он из этих мест. Да, Слава?
 
- Да.
 
- А я, я не могу без Баку. Я плачу по ночам,...и сейчас, вдруг, в лифте. Увидела, почувствовала кинзу. В Харькове, в ноябре... Волна родного, доброго запаха... Забываемого, невозможного забыть... Извините я не знаю ... я не знаю как...как я обняла Вас..
 
 Полминуты монолога красивой восточной бакинской женщины. Славик улыбался застенчиво, как бы извиняясь. Но во взгляде была любовь и понимание многих кажущихся её нелепостей, проколов по жизни  правильно понимаемых им. Ими...  Мир внутреннего пространства семьи, как внутренний дворик в старом восточном дворе, где домочадцы могли быть и одеты, и разговаривать по другому, чем выйдя на улицу.
 
 Она на секунду впустила меня в свой, их мир - как своего, каковым с точки зрения кинзы я и являлся. А он, несмотря на неБакинство, увидев чужого в пространстве семьи понял, что раз она впустила чужого не имея доли секунды на совет с ним,- значит так и надо. Он доверял ей.
 
 Извинялась она передо мной. Мною ей хотелось быть правильно понятой. Муж, главное, её понимал.
 
А я? Что я мог отвечать? Кроме ахинеи что ничего не произошло,и такие броски на шею - это часть моей жизни (враньё)
 
- Что тронут, и такие чувства... тяжело представить, такая ностальгия (ближе к правде)
 
 
 
Катарсис этой сцены очевиден и банален.
 
Кинза подарена девушке.
 
 
 
Трудно даже предположить каким издевательствам подверглась бы зелень в номере, куда я вошёл с "Чинаром".
 
 
 
 Старшой увидев название вина, тут же убрал его к себе в тумбочку, мотивируя это тем, что Маша, дежурящая сегодня ночью по этажу, это более лучшая компания для такого уровня вин. А нам, алкашам, вполне достаточно той батареи водок, что выстроилась на столе. Я конечно с этим не согласился, но будучи воспитан, что в новой компании надо прислушиваться к старшему - промолчал.
 
 Наутро, невыспавшийся старшой с помятым лицом - знак правильности его вечерних прогнозов о Маше, благодарил меня, просил не пропускать  следующие конференции, не теряя в качестве вин.
 
 
 
 Ни кинза , ни Чинар не достались мне, но каждая экзотика порадовала женщину.
 
 Каждую по своему..