Пейзажная лирика Виктора Гаврилина. Зима

Элла Гоник
                http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin


                "Дерев курился вертикальный хворост.
                И на дорогах черноты прогал -
                глубь колеи и беспорядок бОрозд -
                позёмки белый пепел засыпал."
                В. Гаврилин   



Хотелось бы остановиться и на стихах Виктора Гаврилина, посвящённых зиме. Их немного, но они тоже достаточно яркие. В них зима не предстаёт чародейкой, и зимние картины, созданные Поэтом, не завораживают нас ни роскошным описанием мороза и солнца, ни днём чудесным, ни великолепными коврами снегов, блестящих на солнце, как у Пушкина. Нет, зима у Виктора Гаврилина гораздо скромнее и, может быть, более реалистична. Хотя и яркое солнце присутствует, и снег ослепительно белый, но это больше воспринимается, как отсвет в душе чистоты снега. Да и пейзажность у него в стихах всегда опосредована.

В ярком и красочно-правдивом стихотворении" А В ДЕКАБРЕ, НЕ МЕШКАЯ, ПРИСПЕЛИ" — ощущается почерк Мастера при описании природы. Как всегда, развитие идёт "по нарастающей": сначала подаётся то, что видимо глазом:
                ...А в декабре, не мешкая, приспели
                дни света позднего и ранней тьмы.
                И задымились первые метели,
                и парк чадил, клубясь в костре зимы.
А потом действие как бы"закручивается", и ты вовлечён в это действо природы, в которой человек — маленькая песчинка.
                Дерев курился вертикальный хворост.
                И на дорогах черноты прогал -
                глубь колеи и беспорядок бОрозд -
                позёмки белый пепел засыпал.
Физически возникает ощущение мороза на лице:
                Всей ширью с севера тянуло яро,
                метели раскаляя порошок.
                И дымный воздух белого пожара
                сбивал на слёзы и лицо мне жёг.
Очень красив финал стихотворения, который воспринимается, каа апофеоз:
                И только позже, к зимнему Николе,
                улёгся дым, и сине-белым днём
                взыграло солнце на слепящей воле,
                весь мир морозным опалив огнём.
В проникновенном и глубоком стихотворении "ТЫ УХОДИШЬ В ЗИМНИЕ ДЕРЕВЬЯ", бесконечно грустном и щемящем, автором "удивительно метко переданы сочетание черного и белого в конкретном явлении нашей жизни, многоликость их восприятия", как написано в одной их рецензий. Как будто вдохновенной кистью живописца выписаны все детали этого прекрасного зимнего пейзажа, настолько они ярки.
                Ты уходишь в зимние деревья,
                в белый парк, восставший на дыбы,
                где дворцы, над головою рея,
                покосили чёрные столбы.
Мне очень понравилась характеристика следующих строк, данная одним из рецензентов:"Совершенно классическое получилось, без блеска и мишуры и завораживающее как старинное серебро, к которому прикасались руки тех, кого давно нет на этом свете.
                То стволы деревьев или сваи
                подпирают веток мишуру?
                Посмотри: то живопись живая
                иль какая чернь по серебру?
Яркие, сочные эпитеты — день" с окраской волчьей шкуры", детство или старина" с прописью гравюры". Это надо было увидеть каким-то особым зрением художника.
И пейзаж получился всё-таки очень реальный:
                Там стоят за парковой оградой
                белых крон безмолвные холмы,
                там в щемящий вымысел зимы
                ты уходишь, становясь неправдой.
В стихотворении, пронизанном светом ослепительного февральского дня"КАК СВЕТЕЛ НЫНЕШНИЙ ФЕВРАЛЬ!", слова неописуемой красоты будто вычеканены рукой Мастера:
                Как светел нынешний февраль!
                Чисты снега до окоёма.
                И ослепительная даль
                проникла в дальний угол дома.
Прекрасные эти строки так наглядны и ярки, что видишь и "горизонта серебро", и "тень кривую тополя" на глади стен:
                И горизонта серебро
                прольётся, в комнаты втекая.
                Проляжет тополя ребро
                по глади стен, как тень кривая.
И эта "ослепительная даль" освещает не только всю квартиру, но и каждого, кто читатет это чудесное стихотворение.
                И мне не будет так мала
                квартира на манер пенала,
                когда повсюду зеркала
                полуда полдня разметала.
В проникновенном и светлом стихотворении"КАКАЯ СНЕЖНАЯ ЗИМА!" (его нет на авторской странице, оно из книги"Необратимость") — Виктор Гаврилин говорит о красоте земли, покоящейся в белом снеге:
                И тихо сверху порошит,
                снегам пречистость добавляя.
                И светлая земля лежит,
                лежит помазанницей рая.
Снег настолько прибавляет света душе, что Поэт восклицает:
                Так царствуй, царствуй, белый свет,-
                с тобой всё будет нам на милость.
                При нас душа, и смерти нет,
                и небо к нам само спустилось!
В маленькой изящной миниатюре"ГОРЯТ СНЕГА. В ЗЕНИТЕ СОЛНЦЕ"( оно  тоже из книги"Необратимость") — очень красиво и красочно сказано о зимнем дне:
                Горят снега. В зените солнце.
                Раскалены стволы берёз.
                Теней темнеют волоконца
                по всхолмьям, искристым до слёз.
В нескольких словах нарисована картина, в которой сквозь стекло, покрытое морозом, видно красногрудого снегиря:
                Узор стекла по краю розов.
                Сквозь иней видно снегиря,
                чья грудь раскалена морозом.
                И тлеет вечером заря.
В пронзительном и печальном стихотворении"СТОИТ СИРОТСКАЯ ЗИМА"( из книги"Дол") автор рисует грустный пейзаж зимы:
                Опять сиротская зима
                стоит у окон пустоглазых,
                и как оборвыши, дома
                птиц отпускают из запазух.
И замечает с горечью:
                И перед прошлою тщетой
                придумать надо в оправданье,
                что радость может быть пустой -
                она, но только не страданье,

                и что сиротская зима -
                для тех дарение от Бога,
                кому от Бога и сума,
                и окаянная дорога.
Стихотворение"ОБДЕЛЁННЫЙ ФЕВРАЛЬ И НЕ ВЗДУМАЕТ ПЛАКАТЬ" — невесёлое по своей сути, это — храктеристика уходящего февраля и приходящего ему не смену марта. Эти месяцы в стихотворении, как живые, их образность заставляет задуматься о многом.
                Обделённый февраль и не вздумает плакать.
                Вздует меркнущий свет выдыханием вьюг,
                и сугробов поднимется пышная мякоть, 
                чтобы мягче прилёг предвесенний недуг. — замечательная характеристика февраля!
Если"обделённый февраль и не вздумает плакать"(и, действительно, он вьюжный и только несколько дней бывает, когда начинает таять снег и оттепели предвещают весну), то март "пусть обмякнет себе до обильного пота"(всё растает) и замечательно сказано, очень неожиданно -"хлюпик март, женолюб, лежебоке под стать".
                Пусть обмякнет себе до обильного пота
                хлюпик-март, женолюб, лежебоке под стать.
                Пусть мечтает себе, и ему есть работа -
                тайно соки копить и нутром набухать.
Даже подчёркнута его мечтательность (а почему бы и нет)и то, что у него будет много работы(копить соки, чтобы ожила природа). Неожиданно и сравнение ветра с рабочим конягой, удел которого очень грустен, дабы масленица была полна радости.
                Запряжён вьюговей, как рабочий коняга.
                Сколько нужно намётов ещё завезти!
                За пределы свои не ступив и полшага,
                надорвись для того, кто ещё впереди.
Финал неожиданный, после него остаётся какая-то тоска в душе.
                Чтоб на Масляной было побольше бы плясок,
                чтобы брага подольше не сбила бы с ног,
                уведут тебя, сивый, тихонько на мясо
                по ложбинам тобой занесённых дорог.
В целом, стихотворение интересно по своему подходу к теме и поэтическому нестандартному решению.
Великое чудо слова я ощущаю в дивно-прекрасном, несказанной красоты стихотворении"КОГДА ЗИМА ПУРЖИТЬ УСТАЛА" — видишь это белое царство, весь этот зимний Эдем, закутанный в метельную пелену снега. Безусловно, оно сравнимо с музыкальным произведением именно русского композитора. Мне слышится здесь Рахманинов с его певучей мелодикой и светлой, бесконечной ширью русского пейзажа. Читая это живописно-музыкальное стихотворение, задумываешься о многом: и о любви к нашей русской природе, которая кажется раем, и о шири, безлюдности пейзажа, которую оживляют лишь птицы.
                Когда зима пуржить устала,
                открылся свод над головой.
                Деревьев белые кораллы
                так разрослись под синевой,
                что парк наш стал неузнаваем,
                и лёгкость вспененных чащоб
                казалась принесённым раем,
                где бренных не осталось троп.
И вот после прекрасного зимнего пейзажа, убеляющего душу, несколько статичного, автор, вносит философскую мысль о схожести тишины в природе с русским бессмертьем, стоящим под синевой:
                И после лютой круговерти,
                когда совсем настанет тишь,
                не так ли, русское бессмертье,
                и ты под синевой стоишь?
Она кажется настолько органичной в общем контексте и придаёт стихотворению глубокий смысл. А слова о рае в последних строках словно ставят смысловую точку всего стихотворения.


        Поэтическая палитра и в стихах о зиме у Виктора Гаврилина — волшебна. В них можно воочию ощутить красоту русской зимы, морозы, завывание вьюг и метелей, графику, присущую только зимнему пейзажу. Мастерски написанные, эти прекрасные стихотворения сочетают в себе поэтичность пейзажа и глубокие философские раздумья.