Файзи Гаскаров-многоликий творец. Часть 1

Лада Пихта
Файзи  Адгамович  Гаскаров,  выдающийся  танцор,  балетмейстер,  заслуженный  деятель  искусств  РСФСР и  БАССР,  «отец»  Башкирского  Ансамбля  народного  танца,  родился  21 октября 1912 года.

Его  дочь  Гульнара  вспоминала: «Отец  рассказывал, что  его  нашли  в  стоге сена.  Потом  был  какой-то  приют,  там  ему  дали  имя. Разыскать  этот  приют  не удалось. Снесли, наверно».
Если  Файзи  Адгамович  не  шутил,  то  как  же  мы  должны  быть  благодарны  Провидению  за  то, что  дитя  осталось  жить.

Воспитывался  Файзи   в  детских   домах  Бирска  и  Дорогобужа  Смоленской  области.   В  1924 году  его  направили  на  учёбу   в  Бирский  педагогический  техникум.
Затем,  будучи  учеником  танцевального  ансамбля  башкирского  театра  драмы,  он  параллельно  учился  на  музыкальном  отделении   Башкирского  техникума  искусств.

Танец  завладел  им  настолько,  что  по  рекомендации  режиссёра  Муртазина-Иманского  сирота  решает  ехать  в  Москву,  в  хореографический  техникум  при  Большом  Театре  СССР  по классу  народного  артиста  Игоря Александровича  Моисеева,  где  обучается  с  1928  по  1932  год.

Ветеран  ансамбля  Гаскарова  Хашим  Мустаев,  который  танцевал  вместе  с  Рудольфом  Нуриевым  в  Ленинграде,  пишет: «Гаскаров  дерзнул  обивать  пороги  кабинетов  высших  московских  начальников,  дойдя  до  Надежды Константиновны  Крупской,  и  «вырвать»  согласие  чиновников  на  открытие  национального  отделения  в  Ленинградском  хореографическом  училище  для  детей  Башкирии». 

В  1934  году  Гаскаров  везёт  одарённых  детей,  прошедших  конкурс  (председателем  которого  сам  был),   в  Ленинградское  хореографическое  училище  им. Вагановой,  где  возглавляет  башкирскую  студию.  В  неё  вошли  Зайтуна  Насретдинова,  Халяф  Сафиуллин,  Фаузи  Саттаров,  Майя  Тагирова  и  другие.  Сам  он  берёт  там  уроки  классического  танца.

 Игорь  Моисеев  оценил  талант  своего  незаурядного  ученика,  и  в 1937 году  Файзи  становится  солистом  Государственного  ансамбля  народного  танца  СССР  под  руководством   Моисеева,  а  позже  его  ассистентом. 
С  38 г. он  балетмейстер.

Сокровенной  мечтой  Файзи  Адгамовича  было  создание  народного  башкирского  танцевального  коллектива.  Моисеев  одобрил  это  стремление  и  посоветовал  изучать  быт,  обряды  и  танцы  в  глухих,  чисто  башкирских  деревнях,  и  при  этом  большое  внимание  уделять  народной  музыке.

Уже  в  поезде,  по  дороге  домой,  Гаскаров  придумывает  сценарии  будущих  танцев.
В  республике  он добивается  организации  этнографической  экспедиции  по  деревням.  Целью  был  поиск  талантливой  молодёжи  для  танцевальной  группы  и  материала  для  создания  танцев.    

11 марта 1939 г. ученик  Игоря  Моисеева -  Файзи  Гаскаров  становится  художественным  руководителем  ансамбля  танца  в  Уфе  и  остаётся  им  по  1970 год (с перерывами).
Направление  развития  коллектива  ясно – народные  танцы. 

Писатель Алла Докучаева  в  книге  об ансамбле «Созвездие  талантов»  рассказывает  в  частности  о  Хазине  Магазовой - одной  из  первых   солисток,  которая  появилась  в  коллективе Файзи Гаскарова  именно  тогда,  в 1939  году,  когда  он  только  создавался.
Любознательная  Хазина  пришла  на  просмотр претендентов  в танцевальный ансамбль,    чтоб  только  посмотреть, как происходит отбор и кто такой Гаскаров.  Но  этот  человек  с  пронзительным  взглядом  сразу  заметил  ее  и,  задав  несколько  вопросов,  предложил  повторить  ряд  замысловатых  движений.  Она легко повторила, и тогда  Гаскаров произнес фразу, коренным образом изменившую судьбу девушки: «У  Вас  явные  танцевальные  способности.  Поступайте  к  нам  в  ансамбль!»
Впоследствии  Файзи  Гаскаров  вспоминал, что  в  ее  лице  обрел  не  только  отличную танцовщицу,  но  и  хорошую  помощницу. Она  поначалу  лишь  познавала  особенности народного  национального  танца,  повторяя  за  Гаскаровым  все  приемы и  жесты. Однако  уже  тогда  удивительная  способность  к импровизации,   врожденное  изящество  выдавали  в ней  особый  талант.  А  молодой  руководитель поставил  для  нее  сольный  танец  «Муглифа».
Успех  «Муглифы»  был  огромный.  Затем  Гаскаров  поставил  для  Магазовой  парные  танцы  «Игра  с  платком» и  «Дружба».  Хазина и  Ирек  Ибрагимов  так  азартно поиграли  с платком,  что  прошли  в  финал  Всесоюзного  конкурса  артистов  эстрады.
В 1940 г. коллектив  становится   Башкирским  Государственным  ансамблем  народного   танца.
На  лето  1941  года  намечалась  Декада  башкирского  искусства  в  Москве.  Для  неё   Гаскаров  решил  сольную  «Муглифу»  видоизменить  в  массовый  танец  под  названием  «Зарифа».  Для  этого  по районам  республики  отобрали  сорок  молодых танцоров  из  самодеятельности.  Новый  номер  стал  настоящим  шедевром национального  искусства,  и  Хазина  солировала  в  нем,  зажигая  своим  темпераментом остальных  участников. Горячий  прием  у  зрителей  вдохновил  руководителя  ансамбля на  создание  нового  коллективного  танца,  где  опять  выразительницей  идеи  стала солистка  Магазова.  Гаскаров  даже  считал  ее  соавтором  «Гульназиры», ставшей  вместе  с  «Зарифой»   визитной  карточкой  коллектива  на  долгие  годы.
А  когда  разразилась  война,  башкирская  концертная  бригада,  в  которую  входила  и Хазина  Магазова,  выступала  с  концертами  в  воинских  частях,  в  госпиталях,  перед Башкирской  кавалерийской  дивизией,  на Сталинградском фронте,  исколесила весь Юго-Западный фронт.
В домашнем архиве артистки свято хранились пожелтевшие от времени   благодарственные отзывы из воинских частей. Их подписывали Герой Советского Союза Тагир  Кусимов,  гвардии  майор  Зайцев. Теперь эти документы переданы в музей ансамбля  имени  Файзи  Гаскарова.
В  послевоенные  годы Хазина  Нурмухаметовна,  как  верная  помощница  Гаскарова,  упорно  работала  с  женским  составом  ансамбля, сама  еще  молодая,  набиралась педагогического опыта, который  впоследствии  сполна  пригодился  ей  как  наставнице.
Назначенная  на  1941 год  Декада  башкирского  искусства  в  Москве  состоялась  лишь 14 лет  спустя.  К  этому  времени  Хазина  Магазова  была  настоящей  звездой  ансамбля, народной  артисткой  БАССР,  дважды  награжденной  орденом   «Знак Почёта».
В каких бы гастрольных поездках ни бывал ансамбль – во Вьетнаме, в Средней Азии и Казахстане, на Урале и в Поволжье, везде, памятуя уроки Файзи Адгамовича, его верная ученица изучала новые танцы и потом включала их в свой репертуар: индийский, узбекский, бурятский