Оправдание совести

Иосиф Вульфович
Что такое совесть?
Мало ведь кто задумывается серьёзно об этом.
Священники наперебой взывают к нашей совести.
Моя знакомая про одного крупного чиновника, снизошедшего до общения с ней, назвала "человечищем...".
Уж лучше "матёрым человечищем...".
Для меня человек с большой буквы, это прежде всего человек с развитой совестью.
Вы знаете,  как её измерять? То-то. Поэтому не называйте её большой или маленькой. Но это ведь и не понятие "свежесть осетрины". Типа, она есть, или её нет.
Я думаю, что совесть есть у каждого, как аппендикс. Это некий реликтовый механизм поведения людей, который создаёт жуткое ощущение дискомфорта, если он запущен в действие.
Мой любимый философ  с голубыми глазами Губин любит говорить: "Такие свойства души как сострадание, сочувствие, любовь, альтруизм, СОВЕСТЬ, наконец, не нужны человеку для повседневного существования. Они мешают добывать себе пропитание и другие блага. Мешают действовать в условиях жёсткой конкуренции". Ведь если мы провозглашаем основным законом общества Закон конкуренции, то, действительно, зачем нам совесть?
И не надо удивляться поведению новых русских и полурусских господ и нанимателей, новых российских ментов, депутатов, судей, врачей, чиновников.
К чему столько пафоса и трагедии? Мы же этого хотели. Избавиться от коммунизма и создать капитализм. А почему, собственно, капитализм? А потому что зависть глаза нам застилала. Как же хорошо они там загнивают.
Теперь уже сами видим, что не так уж и хорошо. А хорошо это тяжёлым трудом досталось. И вместо того, чтобы навести порядок в собственном доме и прогнать воров и беспредельщиков, стоящих у власти, мы позволили этим же ворам, вчерашним "коммунистам", а ныне депутатам и чиновникам  снова остаться у власти. Вот они уже и построили тот самый капитализм "с человечьим лицом", который мы заслужили. А почему им не нужна совесть? А потому! Потому что крокодил жрать хочет.
А нам нужна? Мы похоронили Великую Идею Коммунизма, даже не разобравшись с ней. Отождествив воров и уголовников с Коммунизмом, мы так же лихо приняли их "самоназвание" - "демократы". Да какие они, на х..., демократы. Там же совестью даже и не пахнет. "Бабло" не совместимо с понятием совести.
Потому что совесть противостоит конкуренции, как способу борьбы "частника" за выживание. Потому что "совесть" - механизм коллективного выживания.
"Совесть", как я её понимаю, способность человека не нанести ущерба ближнему, человеку, животному, растению, всему живому миру, окружающей  и спасающей нас Природе. А при наличии такого вреда механизм этот заставляет нас мучиться. Откуда ни возьмись, вырабатываются внутренние яды, и начинают разрушать физиологию и действовать на психику.
Все способы существания, направленные на успех, на заполучение "бабла", секса, власти, дорогих вещей и собственности сродни химической зависимости. Только организм сам вырабатывает внутренние "эндоморфины и адреналины". Можно  сказать, организм - "водочный" завод и "нарколаборатория" одновременно. Употребил такой "внутренний" стакан и кайф! Хорошо! А  совесть организм подтачивает, он начинает болеть. Тяжелая штука - совесть.
Но...Ни я, ни вы не можете над нею властвовать. Конечно, все эти штуки: власть, секс, деньги, успех, собственность на короткое время приглушат твою совесть. Но Бог его знает, когда она проснётся, и чем это закончится.
Господи, твой Сын - Гений совести. Господи, спасибо тебе за то, что "запендюрил", "встроил" в нас этот жутко непонятный и великий механизм. Как же он иногда мучает нас, стоит нам сделать что-то непотребное.
Так иногда, живёт человек себе спокойно, живёт, борется за жизнь свою стойко, как может. И вдруг, бац, приехали, с лица спал, совесть его, понимаешь, замучила...Всё, понимаешь, было, живи себе и живи, а его, дурака, совесть мучает.
Помните Спасителя: "легче верблюду пролесть в игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Небесное". Кстати, евреи называли «игольным ущком» узкий вход в Иерусалимский Храм, который так был устроен специально, чтобы человек наклонял голову при входе. А «игольным» народ его прозвал за то, что человеческая очередь, уж больно нитку напоминала. А верблюд в Храм уж точно не пролезал.
Вот и получается, чтобы что-то получить, надо всё-таки наклониться. А страх человеку не помеха, чтобы получить «любовь земную» он на любые ухищрения пойдёт и влезет без мыла в любые щели: во власть, в «деньги», в крупную недвижимость. И только боязнь потерять «любовь небесную» может в нём разбудить такую странную и неудобную штуку, как СОВЕСТЬ.
Пишу это и улыбаюсь, потому как все «бессовестные» дела творятся с «римским» профилем, если, конечно, нос позволяет. Если же нос подкачал, то подбородок выпячивается. Но стоит улыбке прорасти на лице, как появляется надежда, что вслед за ней появится и совесть, господа!!! Хихикаю, господа появились…
01.04.12