Мир профессий и дети

Светлая Лана
        Как-то на зимней прогулке  с младшими школьниками мне пришлось заинтересовать ребят деловым разговором. Я спросила  о каких профессиях они знают и что о них слышали. Дети стали перечислять: водитель, директор, врач, повар, продавец, парикмахер, учитель, бухгалтер и т.д.   Тогда  я предложила поиграть и распределила роли по той ситуации, которая возникла. Некоторые мальчики и девочки не очень мирно общаются между собой, даже дерутся. Все разделились на две группы.
Поскольку во дворе или на улице дети бегают, пользуются различными спортивными сооружениями, они могут упасть, удариться игра была связана с техникой безопасности, правилами поведения и соблюдением законов человеческого общежития. Сначала подумала, для такого возраста рановато, но дети оживились. Я спросила, кто  и кем хотел бы быть. Для мальчиков роли распределились так: Алеша – директор магазина, Сережа – его водитель, Саша – охранник, Женя – инженер по технике безопасности, остальные – просто рабочие и служащие. Для девочек: Юля – продавец, Маша – покупатель, Аня – заведующая отделом, Катя – бухгалтер. Немного всем разъяснила, в чем заключается каждая роль, их права и обязанности.
Неожиданно между детьми произошла ссора. Необходимо было определить, кто виноват, Юля или Миша, который ударил девочку. Игра приняла другую форму. Мы вместе решили разобраться и вынести наказание. Срочно понадобились юридические кадры. Настя изъявила желание быть судьей и прокурором одновременно. Я посоветовала выяснить  и провести следствие, как все произошло, хотя сама все видела. Дети стали кричать: мальчики защищали Мишу, девочки – Юлю. И это естественно. Чтобы выйти из этой неразберихи, в спор вступила «судья» Настя. Меня очень удивили четкие и решительные высказывания девочки в адрес Миши о неправильном поступке. Она самостоятельно и серьезно начала «проводить» процесс осуждения и признания виновности мальчика. Я была свидетельницей этой горячей «схватки». Было интересно: чем все закончится. Меня поразило, откуда у ребенка такие знания из области права. Оказалось, что ее дядя работает в милиции, поэтому ясно, почему так «профессионально и квалифицированно» она вошла  в роль судьи и прокурора, успешно доведя ее до конца.
      Когда дошло дело до заключительного слова об обвинении и вынесении  наказания, все дети внимательно выслушали Настю. Каждый отреагировал по-своему. Девочки согласились с твердым и убедительным выводом судьи, мальчики насупились и обиделись. В свою очередь, чтобы ввести равновесие между ними, я сказала, что виноваты оба и ни оскорблять, ни обижать, а тем более бить никого нельзя. Дети успокоились. Судя по выражению лиц, они были довольны прогулкой и игровой беседой. Ведь не просто погуляли на улице, а узнали немного полезного из мира профессий, из области законности и правопорядка. По-моему, прогулка прошла не напрасно. Мальчики и девочки дружно направились в столовую на обед после прозвеневшего с урока звонка.
На следующий день они неотступно спрашивали меня о прошедшем, о своих профессиональных ролях. Мне невольно пришлось снова вернуться к этой теме и по-детски вести с ними разговоры.


18.05.2008