Св. Феофан Затворник. Любовь - венец жизни христиа

Борис Пинаев
+++

ЛЮБОВЬ - ВЕНЕЦ ЖИЗНИ ХРИСТИАНСКОЙ

    Законник некий приступил ко Господу и спросил Его:
как наследовать живот вечный?
Законник, то есть человек, изучающий данный Богом закон и почивающий на нем,
и сам бы должен был знать об этом;
потому-то Господь и спросил его:
да как об этом написано в законе, прочитай-ка.
Законник прочитал: "Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего
и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим,
яко сам себе". Тогда Господь сказал ему:
"Право отвещал еси; сие твори, и жив будеши";
подтвердил, то есть ответ его удостоверил,
что о другом пути к вечному животу и спасению и спрашивать нечего:
его нет и быть не может.
Люби Бога и ближнего - вот и все!

    Какой краткий катехизис! Какое несложное законоположение!
Только два слова: люби Бога, люби ближнего;
даже меньше - одно слово: люби, потому что кто истинно любит Бога,
тот в Боге уже любит и ближнего, и кто истинно любит ближнего,
 тот любит уже Бога.
Зачем же, скажут, такая сложность дел и от лица Божия, и от людей?
Зачем эти уставы, освящения, таинства, эта немалая система учений?
Зачем эти тесные врата и узкий путь?
Зачем подвиги, которыми подвизаются внити в узкие врата,
и всеоружия, которые должно восприять идущие в живот,
эти посты, бдения, молитвы и проч.?

Затем, чтоб возвести нас к любви.
Любовь есть свет и плод в духовной спасительной нашей жизни.
Много труда, много подвигов надо иметь, чтоб принести этот плод.
Как в дереве плоду предшествует цвет, цвету - лист и ветви,
ветви - ствол, стволу - корень, корню - семя,
и сколько пройдет времени, пока из семени произрастет древо
и древо даст плод: так и в духовной жизни -
сначала на землю сердца падает семя спасительного слова;
из этого семени выходит росток с листьями и ветвями,
потом образуется древо, древо дает плод,
а плод этот есть любовь.
Она извлекается из целого состава спасительных дел и трудов,
и потом все собою одушевляет и исполняет.

    Любовь, в своем истинном виде, есть рай духовный.
Она есть теплое, мирное, благожелательное, живое,
приснодвижущееся и радостотворное расположение,
не как гость, на время посещающий нашу душу,
но расположение постоянное, твердое, глубоко укорененное,
 существенно неотъемлемое, как, например, дыхание или биение сердца.
В ком внедрено это чувство или эта сила,
тот блаженствует в себе глубоким, невозмутимым блаженством.
 Пусть он и в постоянном труде, но ни труда, ни скорбей, ни препятствий
не видит и не ощущает; ибо самые трудности в путях любви не умаляют,
а возвышают любовь,
как ветер не гасит, а больше и больше усиливает и расширяет пламя огня.

    Да, любовь есть рай, но рай потерянный.
Входишь внутрь себя и не находишь его там;
видишь, что на поле сердца не растет это древо жизни.
Отчего же? Оттого, что сердце все заросло злыми древами страстей,
заглушающих любовь. Где страсть, там нет места любви.
Любовь милосердствует: как же она будет в сердце,
когда там качествует окамененное равнодушие к страданиям других?
 не завидует: как же она будет в сердце, когда там живет завистность?
Любовь не превозносится и не гордится:
как же она будет в сердце, когда там властвуют гордость и тщеславие?
Любовь "не ищет своих си": как же она будет в сердце,
в котором исходное начало деятельности - самолюбие?
Любовь не бесчинствует: как же она будет в сердце, полном страстей бесчиния?
Любовь не радуется о неправде:
как же она будет в сердце, склонном к злоречию, пересудам и клеветам?

Искорените прежде эти злые древа страстей,
и на месте их произрастет одно многоветвистое древо,
дающее и цвет, и плод любви.
Но только начните искоренять страсти,
и вы неизбежно вступите в путь тесный и прискорбный,
встретитесь с необходимостью облекаться во всеоружие подвигов и лишений,
должны будете проходить все освятительные,
исправительные и руководительные законоположения Церкви Божией;
то есть, прежде чем вступите в единство любви,
должны будете подъять многие труды и обращать силы свои
на многие занятия, пройти как бы лес,
чтобы вступить в отрадную, усеянную цветами поляну любви.

    Очевидно, что путь к этому не близок и не легок.
Потому, слушая разглагольствие новейших филантропов,
не поддавайтесь легкомысленно обольстительному кличу:
"Все, дескать, прочь! Довольно одной любви!"
Подождите отбрасывать все прочь.
Прежде пройдите терпеливо все предлагаемое вам
правилами благочестивой жизни во св. Церкви,
все от мала до велика; чрез это только достигнете истинной любви.
Когда же любовь истинная придет, то сама научит вас,
что сделать со всем тем, что считает ненужным
незрелая и неопытная филантропия.
 
Если б слово наше к себе самим было так сильно,
что стоило бы только сказать: буду отселе любить Бога и ближних, -
и любовь тотчас воцарилась бы в нашем сердце, -
было бы хорошо; а то на деле бывает большей частью совсем иначе.
Мысль и язык говорят: буду любить,
а сердце идет наперекор этим словам и помышлениям,
и когда представляются дела любви,
оно отказывается от них, даже в минуты увлечения филантропическими идеями.
Отчего это? Оттого, что сердце такое закалено
эгоизмом, гордостью, чувственностью, корыстью,
которых не прогонишь одними новомодными фразами.
Потому-то апостол, когда пишет о любви, говорит:
"Гоните любовь" (1 Тим. 6,11) - то есть усиленно стремитесь к любви,
или: "Стяжите любовь" (Кол. 3,14) -
употребите то есть напряженный труд к приобретению ее и молитесь,
чтобы Бог даровал вам дух любви (2 Тим. 1,7),
потому что "любовь от Бога есть" (Иоан. 4,7),
изливается в сердца наши Духом Святым (Рим. 5,5);
а дар Духа надо заслужить и привлечь:
одними словами этого не достигнешь.

+++