Гл. 12. Последние восстания в Иудее и ее гибель

Михаил Самуилович Качан
Восстание евреев при императоре Домициане

Евреи не перестали надеяться на приход мессии, который по пророчеству Даниила будет потомком царя Давида и приведет их к независимости и процветанию.

Чтобы раз и навсегда положить конец надежде народа на пришествие мессии,  император Домициан преследовал всех потомков царя Давида. Он даже тщательно проверил всю родню Иисуса Христа, пока не убедился, что родня Иисуса Христа, тоже претендовавшего на роль мессии, – самые простые, необразованные люди, без всяких политических притязаний.

Между тем, первые христиане считали Иисуса сыном Иосифа. “Сыном Иосифовым”, согласно Квартусу, называл Иисуса апостол Филипп — уже после того, как признал в Hем Мессию. Иосиф же был потомком царя Давида. Но, возможно, Домициан уже считал Иосифа не отцом Иисуса, а отчимом, полагаясь на зачатие божьим духом.

Преследования Домициана были явно политического толка, и, очевидно, были вызваны либо попыткой предотвратить новое восстание иудеев, либо самим восстанием или волнениями среди жителей.

Восстание евреев при императоре Траяне

В конце правления императора Траяна Иерусалим все еще лежал в развалинах, и земля иудейская была опустошена.

Сам он в это время попытался повторить славные деяния Александра Македонского  и успешно воевал с Парфянским царством, завоевав значительные территории. Ему удалось завоевать Армению, отнять у парфян Ассирию и взять парфянскую столицу Ктезифон на р. Тигр. Не успел он закрепить достигнутые успехи, как евреи в 115 году подняли мощное восстание.

Все началось с Киренаики, и там оно быстро стало настоящей войной между евреями и неевреями. Во главе повстанцев стоял Лукуас, называвший себя царем. Евреи разрушили языческие храмы римлян и греков, а также базилики и термы, символы римского могущества.

Греческое и римское население было попросту истреблено. Историк Эдвард Гиббон описывает действия еврейских мятежников, цитируя Диона Кассия: в Киренаике они вырезали 220 тысяч греков, на Кипре — 240 тысяч, и очень много в Египте. Римский историк греческого происхождения Кассий Дион, описавший эти волнения спустя более, чем 100 лет, приписал еврейским повстанцам страшные зверства. Возможно, грек и несколько преувеличил, но и, на самом деле, восстание было кровопролитным, и я не удивляюсь зверствам. Тем более, что они были ответом на истребление евреев в ходе предыдущего восстания. Время было жестокое.

Возмутились и те евреи, которые жили в Египте, на острове Кипр, в самой Палестине, и те, которые жили в парфянском государстве по реке Евфрату.

В разгар этих событий в 117 году Траян умер, а его преемник, усыновленный им Адриан, поспешил отдать парфянам все сделанные Траяном завоевания.

В ходе подавления этих беспорядков крупным еврейским общинам диаспоры – в Египте, Киренаике, на Кипре и в Месопотамии был нанесен тяжелый урон.

Тяжесть войны была перенесена в Иудею, куда бежали еврейские руководители восстания братья Юлиан и Паппус. Лузий, усмиривший евреев Месопотамии, принял командование над римской армией в Иудее и осадил Лидду, где повстанцы собрались под руководством Юлиана и Паппуса. Вскоре Лидда пала и множество евреев было казнено, а «убиенные из Лидды» часто упоминаются в словах благоговейных похвал в Талмуде. Юлиана и Паппуса римляне казнили.

Восстание 115-117 гг. никем из историков того времени подробно не описано (по крайней мере, до нас не дошли описания, если они и были), и мы знаем о нем крайне мало, но даже по отрывочным данным видно что было оно отчаянным и кровопролитным.

После этого восстания евреям было запрещено появляться у храма, и было разрешено лишь раз в год, в определенный день, у Стены плача, что уцелела от храма, оплакать скорбную участь своего народа.

Причины восстания

Восстание Бар-Кохбы стало кульминацией двухвековой борьбы между Римом и Иерусалимом и третьей (а то и четвертой) по счету войной между порабощенным еврейским народом и могущественной Римской империей за семьдесят лет.

О самом восстании (131-135 гг.) наши сведения достаточно скудны. Основным источником служат заметки римского историка (греческого происхождения) Диона Кассия, написавшего о нем в своей многотомной истории Рима в конце II –  начале III века.

Причиной восстания послужили действия императора Адриана, который, во-первых, на месте Иерусалима, разрушенного до основания, построил новый греко-римский город под названием Элия Капитолина (Элия – второе имя Адриана), а на месте Храма воздвиг святилище Юпитера и других римских богов, да еще и поставил туда свою конную статую. Дион Кассий пишет: «Это вызвало войну свирепую и затяжную, ибо евреи сочли нестерпимым, чтобы иноземцы поселились в их городе, и чтобы отправлялись бы там чужие культы». Даже название провинции «Иудея» было переименовано в «Сирия Палестина». Римляне хотели стереть память об иудее и евреях.

Второй не менее важной причиной стал запрет на обрезание. Запрету подвергалось не только обрезание, но и многие другие заповеди, традиции и обычаи еврейской жизни, из-за которых евреям следовало идти на смерть ради повеления «умри, но не преступи». К таким заповедям, кроме заповеди обрезания, по мнению еврейского мудреца того времени рабби Йонатана бен-Иосифа относилось чтение Торы, употребление мацы, вознесение лулава (набора из 4-х растений, символизирующего единение евреев).

Шимон Бар-Кохба

Дион Кассий пишет, что евреи заранее готовились к восстанию, ожидая удобного случая для его начала, который представился после отъезда Адриана.

Восстание возглавил Симон (Шимон) Бар-Кохба (Бар-Кохба – «сын звезды»), Он был отважным воином и искусным полководцем, сильной личностью, способной вести за собой других, вождем решительным и жестоким, и сумел, подобно царю Давиду и Иуде Маккавею, объединить под своим началом еврейский народ.

А когда раби Акива бен-Иосиф, весьма авторитетный священнослужитель и прославленный мудрец того времени (систематизатор Галахи, он первый сделал попытку к составлению свода Мишны), объявил его долгожданным мессией, воображение народа воспламенилось, и широкие массы примкнули к его движению.

Сам Бар-Кохба не называл себя царем Иудеи, а называл иудейским князем.
От тех, кто хотел вступить в армию Бар-Кохбы, требовалось проявить исключительную силу и выдержку. Согласно одной легенде, каждый претендент должен был отрезать себе палец в доказательство решимости и преданности. Когда раввины запретили такое членовредительство, противоречащее принципам иудаизма, добровольцам начали предлагать иное испытание: на скаку выдернуть из земли молодой ливанский кедр. И это мог делать каждый из двухсот тысяч воинов.

Что до самого Бар-Кохбы, то он, как гласит предание, "подставляя колено, ловил камни, пущенные неприятелем из катапульты, и метал их обратно, поражая многих врагов".

Бар-Кохба считался непобедимым. Когда солдат принес Адриану его голову и сказал, что он убил еврейского героя, Адриан не поверил. что такой герой, как Бар-Кохба, может быть убит. И действительно, потом выяснилось, что он умер от укуса змеи. "Если бы их (евреев) Бог не убил его, кто бы мог его осилить?"

Победы в борьбе с римскими наместниками

Повстанцы боролись за независимость и веру. Вначале отряды Бар Кохба  вел партизанскую войну. Они устраивали засады и нападали на римские войска, не давая им покоя. Повстанцы прятались в пещерах и подземных ходах, в крепостях, ущельях и на горах. Хотя они избегали открытого боя с римлянами, но и такими действиями уничтожили многие не очень крупные римские отряды и гарнизоны  и постепенно захватывали один город за другим, возводя стены и строя подземные переходы. Захватили они и Иерусалим.

Восстание поддержали самаритяне и жители диаспоры, но главные силы были сосредоточены в Иудее, и только там восставшие оказали упорное и длительное сопротивление.

В короткий срок Бар Кохбе удалось установить контроль над всей Иудей, включая Иерусалим, а также над значительной частью остальной территории Эрец Исраэль.

Бар–Кохба чеканил деньги, и сегодня археологи находят монеты того времени с надписями. Надпись на лицевой стороне – "Иерусалим", а на оборотной — "Первый год избавления Израиля", "Второй год свободы Израиля". Найдена также монета с надписью "Шимон", а на другой стороне — "В честь освобождения Иерусалима". Это свидетельствует, что Иерусалим был в руках Шимона Бар Кохбы. Есть упоминания, что На развалинах Иерусалимского храма был поставлен временный храм. Возможно, тогда было заложено и основание нового Третьего Храма, хотя, безусловно, в условиях войны с Римом храм не мог быть полностью восстановлен.

Прокуратор Иудеи Тиней Руф, которого негодующие евреи прозвали тираном Руфом, попытался потопить мятеж в крови, но это ему не удалось. Мятеж распространился не только по Иудее, Самарии и Галилее, но, как пишет Кассий Дион, "можно сказать: содрогнулся весь мир". восстало многочисленное еврейское население в Египте, Киренаике, на Кипре, в Месопотамии и в других странах, которое еще недавно, при Траяне, вело упорную войну с греками и римлянами — и боевой дух которого еще не угас.

Многое говорит о том, что война Бар-Кохбы по героизму и трагизму не уступала Великой Иудейской войне с Римом.

Сначала Адриан не относился серьезно к партизанской войне. Для него это были "беспорядки, вызываемые "горячими головами" и "возбужденными экстремистами". Но потом восстание вызвало сильное беспокойство римских правителей, и на помощь "тирану Руфу", прокуратору Иудеи, пришел римский наместник Сирии Публиций Марцелл. Но и Публиций потерпел неудачу. 22-й легион, прибывший из Египта, был уничтожен.
Успехи Бар Кохбы поразили римский мир. Вера в то, что он — Мессия и освободит еврейский народ, усилилась.

Римский полководец Юлий Север разгромил восставших евреев

Для Рима это был серьезный удар, и император Адриан распорядился снять войска в Европе (Британия, Испания) и послать их на подавление мятежа в Палестине. Это была весьма большая армия — в боевых действиях участвовали, по крайней мере, четыре легиона, а также Сирийский флот. Во главе их Адриан ставит своих лучших военачальников. Он отзывает из Британии блестящего полководца Юлия Севера, который и возглавил подавление восстания.

Юлий Север действовал в Иудее традиционно – вначале подавил сопротивление отдельных городов и опорных пунктов восставших и  добился концентрации главных сил повстанческой армии в одном месте, а потом разгромил их в одном сражении. Он вынудил Бар Кохбу сосредоточить свою армию в одной крепости — Бетаре. Поскольку шестьюдесятью годами ранее Иерусалим уже был разрушен римлянами, а толстые городские стены снесены, на этот раз столица не смогла долго держаться под натиском легионов. Когда римляне взяли Иерусалим, еврейские воины укрылись в своем последнем убежище - Бетаре, в восьми километрах южнее.

Летом 135 года после длительной и кровопролитной осады Бетар пал. Бар-Кохба был убит. По еврейскому преданию, Адриан распорядился доставить к себе голову еврейского мятежника и, глянув на нее, воскликнул: "Кто одолел бы его, не убей его Бог?"

Рабби Акиву предали страшной казни – с живого содрали кожу на сцене амфитеатра в Кейсарии.

У евреев отняли родину

Победитель поступил  с Иудеей еще суровее, чем Тит. Решено было искоренить в Палестине все, что напоминало старину. Разрушили пятьдесят крепостей. Сожгли около тысячи иудейских селений. Евреи были выселены из родных мест, где им теперь запрещалось жить. Им под страхом немедленной смерти было воспрещено вступать на земли Палестины. С этой поры у них не было более родины.

Римский историк Дион Кассий пишет, что «...пятьсот восемьдесят тысяч евреев было перебито в битвах и стычках и бесчисленное множество умерло от голода, огня и меча. Почти вся земля Иудеи лежала опустошенной». Половина населения Иудеи была убита. Десятки тысяч мужчин и женщин были проданы в рабство. Часть еврейских воинах сражалась на аренах гладиаторов.

Еврейское предание гласит: "Они (римляне) убивали жителей, покуда кровь не потекла рекой, в которую кони погружались по ноздри, и река эта текла, ворочая огромные камни, и впадала в море, и было море красным..."

Потери римлян тоже были большими. Поэтому в письме императора Адриана Сенату не было излюбленной фразы, которым начинались письма других императоров: "Если вы и дети ваши здоровы - хорошо. Я и мои легионы здоровы". Видимо, подавление восстания в Иудее стоило римлянам больших жертв.

Историк добавляет, что не только евреи за пределами Иудеи, но и "многие прочие народы", приняли участие в восстании, "и весь мир, можно сказать, содрогнулся". Таким образом, несмотря на отсутствие прямых свидетельств, ясно, что речь идет не о незначительном бунте, а о серьезной борьбе, которая поставила под угрозу стабильность Римской империи, когда по примеру Иудеи восстали и другие народы.

Иудея оставалась свободной менее четырех лет, и в этот период, зашатались самые основы могущественной Римской империи.

Иерусалимский храм

Храм в Иерусалиме так никогда и не был восстановлен после своего разрушения в 70 году.

Попытка восстановить храм была предпринята римским императором Юлианом, ярым противником христиан — к тому времени (вторая половина IV в.) христиане и иудеи находились в непримиримой вражде друг с другом. А Юлиана они называют отступником. Юлиан хотел лишить церковь ее еврейского основания. Возобновление жертвоприношений в Храме могло публично продемонстрировать ложность пророчества Иисуса о том, что от Храма «не останется камня на камне» и неверность утверждения об унаследовании христианством иудаизма.

Юлиан обнародовал также и свой план о восстановлении еврейского Храма в Иерусалиме.

Император без промедления приступил к осуществлению своего плана. Требуемые средства были ассигнованы из государственной казны, а главой проекта был назначен Элипий Антиохийский, один из преданнейших помощников Юлиана и бывший наместник Британии. Подготовка материалов и инструментов, их доставка в Иерусалим и установка на месте, а также набор мастеров и рабочих продолжались в течение длительного времени. Планирование работы потребовало немалых усилий со стороны архитекторов. Первым этапом работ было удаление развалин, находившихся на месте строительства. Лишь после этого, по-видимому, 19-го мая, строители непосредственно приступили к возведению Храма.

Однако 26-го мая 363 года работы по восстановлению Храма были прекращены из-за пожара, который возник в результате стихийного бедствия или аварии на Храмовой горе. А спустя месяц Юлиан пал в бою с персами.

Императором стал христианский полководец Иовиан, который положил конец всем планам Юлия.

После захвата Палестины арабами в 638 г., на месте, разрушенного Храма были построены исламские мечети Аль Акса и Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). Эти сооружения нередко принимались захватившими Иерусалим крестоносцами за Иерусалимский храм, что нашло свое отражение в произведениях изобразительного искусства того времени.

Так что, Третьего храма нет до настоящего времени. Почему-то я уверен, что он будет построен. Мне кажется, в Израиле будет найден выход из положения, сегодня кажущегося безысходным.