О последствиях вступления России в ВТО

Литмикс Лучшее
О последствиях вступления в данную организацию идут яростные споры. Для того чтобы разобраться в этом чудовищном потоке информации, необходимо вспомнить фундаментальные положения экономической эффективности внешней торговли.
Со времён меркантилистов идут активные дискуссии о соотношении принципов свободной торговли и протекционизма. Фактически и сегодня все дискуссионные моменты сводятся к обсуждению рамок действия так называемого "Рикардианского парадокса".

Преимущества свободы торговли были обоснованы ещё в XIX веке. Математическому уму Рикардо принадлежит блестящее и безупречное доказательство преимуществ свободной торговли. Причём сегодня его аргументацию повторяют чаще всего без ссылки на источник, более многословно и не системно, а как набор различных выгод, не сводимых к единому знаменателю, количественному критерию.

В разных странах существуют разные пропорции между затратами на производство различных товаров. Допустим, затраты на производство компьютера в США эквивалентны затратам на производство 1 т нефти, а в России затратам на производство 3 т нефти. Тогда, бросив все силы на нефтедобычу, Россия заработает втрое больше, нежели бросив на производство компьютеров.

Таким образом, для условий экономики двух товаров и двух стран в каждой стране оказывается выгодней специализироваться на том товаре, относительные затраты на производство которого меньше относительных затрат на производство аналога в другой. При этом обе получают прибыль от внешнеторгового обмена. США при тех же затратах получат больше нефти, а Россия – больше компьютеров.

Абсолютная величина затрат тут не важна: пусть в России производство нефти обходится вдвое дороже, чем в США, а компьютеров – в шесть раз. Все равно России выгоднее продавать в США нефть, так как она выигрывает на относительных затратах, получая в обмен на добытую нефть втрое больше компьютеров, чем способна произвести сама. То есть количество стоимости, которую можно получить на единицу экспортируемого товара. Простейшая формула.

Для большего числа товаров и стран эта схема обобщается и усложняется, но неизменным остается главное открытие Рикардо: специализация позволяет каждой стране в условиях свободной торговли получать максимум того, что она может заработать при сложившейся экономической ситуации. Протекционизм же нарушает эти пропорции, и страны получают меньше, чем могли бы.

Следовательно, свобода торговли – главное условие получения максимальной прибыли каждой страной.

Вывод Рикардо безупречен. И сегодня он является главным и, на первый взгляд, неопровержимым аргументом фритредеров. И все же следует обратить внимание на одно обстоятельство. Рикардо доказывает, что свобода торговли выгодна всем при сложившихся экономических условиях. А условия эти таковы, что в Англии XIX в. технологический уровень промышленного производства выше, чем допустим в Германии или Франции. Этим последним оказывается выгодным специализироваться на производстве зерна и уничтожить свою промышленность. Продавая зерно, они получат в обмен на него из Англии больше промышленных продуктов, чем могут произвести сами. Прямая выгода.

Но прямая выгода сегодня оборачивается консервацией отсталости и проигрышем завтра. Именно на это обратил внимание родоначальник теории "национальной экономики" Ф. Лист, идеи которого легли в основу Германского таможенного союза. Лист первый вносит в экономическую науку идею, что любое экономическое решение должно рассматриваться не только с точки зрения сегодняшней эффективности, но и с точки зрения его длительных и косвенных последствий. Продолжение на http://litmixbest.ru