Пуританский взгляд на субботу

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПУРИТАНСКИЙ ВЗГЛЯД НА СУББОТУ

Основа творения

Традиция не может существовать без почвы. Это было стойким убеждением пуритан XVII века. Они требовали, чтобы все дела веры соответствовали библейским принципам и в особенности в поклонении Богу все действия вытекали из Божьих заповедей. Таким образом, день поклонения должен иметь основания в Слове Божием. До эпохи пуритан День Господень соблюдался с разной степенью строгости, однако доктринальные основания его соблюдения были двусмысленны. Пуритане очертили точное соотношение между субботой, упомянутой в творении и в Четвертой заповеди, а также связь между ветхозаветной субботой и новозаветным Днем Господним. Их основной аргумент состоял в том, что суббота является обязательным и постоянным моральным законом, укорененным в творении.
Реформаторы подчеркивали церемониальный и типологический элементы ветхозаветной субботы. Ричард Гаффин показывает, что Кальвин считал субботу прообразом духовного покоя, который исполнился во Христе. С одной стороны, Кальвин говорил, что освящение одного дня из семи уже не имеет обязательного характера. С другой – он утверждал, что заповедь частного и публичного поклонения Богу остается (1). В проповеди на Втор.5.12-14 Кальвин говорил, что мы призваны поклоняться постоянно, «но из-за нашей слабости или, вернее, нашей лени было необходимо, чтобы поклонению отводился один день… который мы должны посвятить исключительно Богу» (2). Таким образом, Кальвин практически выступал за субботу, несмотря на заявления некоторых ученых, которые делают слишком большим разрыв между практикой реформаторов и пуритан (3).
Взгляд Кальвина был широко распространен среди реформаторов. Тем не менее и в их трудах можно найти семена пуританского учения о субботе. Патрик Коллинсон отмечает, что уже первые пуритане опирались на ранние континентальные источники, такие, как «Декады» Буллингера, в поддержку своих взглядов (4). Они также обратили внимание на английских реформаторов, таких, как Джон Брэдфорд и Хью Латимер. «Вторая Книга проповедей», опубликованная в 1562 г., говорит, что день Господень в настоящее время есть суббота, в которую все должны прекратить всякую работу и совершить поклонение Богу в соответствии с Четвертой заповедью Бога, упокоившегося от дел Своих в творении (5). Это учение было очень характерно для английских реформаторов.
Толчком к развитию пуританами этой доктрины стало убеждение, что библейский порядок является обязательным для всех практик богослужения, а также забота о распространении нарушений святости субботы (6). Вместо того, чтобы выяснить, как заповедь о субботе относится к сегодняшнему дню, пуритане сразу начинали с того, что Писание говорит о субботе в Быт.2. Как пишет Джон Примас, «мысль о субботе в творении была нервным центром субботничества». Пуритане расчистили неоднозначную богословскую основу, указывавшую на роль субботы в творении. По сотворении всех вещей Бог почил на седьмой день, подавая пример Адаму и его потомкам. Бог есть Бог вечный, славный и всемогущий, не нуждающийся от отдыхе, и, таким образом, как писал пуританин Ричард Гринэм о покое Бога творящего, Он «делает это для нас». (7). То, что Бог «отдыхает», подает пример, который делает это осмысленным. В человеческом языке это означает, что Бог благоволит к деяниям рук Своих, отводя им этот день (8). Тем не менее основная цель Божия покоя – дать таким образом человеку пример дня отдыха после шести дней труда, причем с самого начала существования человека.
Действия Божии есть стандарт для человека, и потому Он благословил и освятил седьмой день. В Быт.2.3 «покой» является самостоятельным действием – благословением и освящением. Если бы Бог просто отдыхал, Его действия, возможно, не имели бы никакого отношения к нашей повседневной жизни. Тем не менее Своими действиями Он благословил и освятил конкретный день. Джон Оуэн заявил, что Бог благословил седьмой день и освятил его тем, что принес в него Свою славу. Освящение – это отделение чего-то ради посвящения Богу. Бог отделил этот день от шести остальных, чтобы он был посвящен Его славе. Поскольку Бог абсолютно свят, это освящение должно относиться к человеку и его делам (9). Все творение обязано воздавать славу Богу каждый день в любое время. Тем не менее Бог освятил седьмой день для человека, который должен был остальные шесть дней ухаживать за садом, посвятив седьмой день исключительно поклонению Богу.
Бог также освятил этот день как Верховный Законодатель. Пуритане подчеркивали, что человек обязан к послушанию Богу как его Творцу (10). Как Творец Бог устанавливает, что человек должен делать. Пуританин Николас Баунд утверждал, что заповедь о субботе была впервые провозглашена Адаму и Еве в раю (11). Уильям Перкинс утверждает, что суббота была одной из двух заповедей, данных в Эдеме, и являлась элементом завета дел (12). Согласно пуританам, суббота является учреждением, установленным до падения. Таким образом, если она обязательна для Адама в состоянии невинности, она гораздо более обязательна для детей Адама, которые склонны забывать Бога (13). По словам Джона Оуэна, Бог благословил этот день для всех последующих поколений» (14). Основанная на творении, суббота является обязанностью для всего человечества.
Утверждение, что от Адама до Моисея суббота не соблюдалась, не пугало пуритан. Джон Беньян был нетипичным пуританином, когда он утверждал, что в течение первых 2000 лет творения суббота была неизвестна людям (15).  Гринэм выступал за то, что патриархи знали о субботе, и это было «очевидным знанием всего нравственного закона, составной частью которого является суббота» (16). Энтони Берджесс говорит, что по существу Декалог публично проповедовался и в патриархальный период (17). Доказательство этого возможно, если всю Книгу Бытия читать не в отрыве от ее первых глав и Исх.20. Тем не менее Писание всегда должно толковаться в свете остального Писания. Оуэн проницательно отметил, что если принять смысл субботы в творении, это даст всю ее практику (18). Поэтому согласно Быт.2 пуритане учили, что суббота – это не просто закон ветхозаветной Церкви, но Церкви от сотворения человека до конца времен.

 [1] Richard B. Gaffin, Calvin and the Sabbath: The Controversy of applying the Fourth Commandment, Mentor Series (Ross-shire: CFP, 1998), 141-142.
2John Calvin, 34th Sermon on Deuteronomy, which is the fifth on the fifth chapter, trans. James R. Hughes [sermon on-line] (James R. Hughes, 1996); available from www.reformed.com; accessed 8 May 1998.
3David S. Katz, Sabbath and Sectarianism in Seventeenth-Century England (Leiden: E. J. Brill, 1988), 4.
4 James T. Dennison, Jr., The Market Day of the Soul: The Puritan Doctrine of the Sabbath in England, 1532-1700 (New York: University Press of America, 1983), 38; см. также John H. Primus, “Sabbatarian Appeals to the Continent,” in Holy Time: Moderate Puritanism and the Sabbath (Georgia: Mercer UP, 1989), 119-145.
5 James Gilfillan, The Sabbath Viewed in the Light of Reason, Revelation, and History (New York: American Tract Society, 1865), 41.
6 Winton Solberg, Redeem the Time: The Puritan Sabbath in Early America (Harvard UP, 1977), 32-34; see also Katz, Sabbath and Sectarianism, 1.
7The Works of the Reverend and Faithfvll Servant of Iesvs Christ M. Richard Greenham, A Treatise of the Sabboth (London, 1599), 321.
8 James Gillfillan, The Sabbath, 276.
9 John Owen, An Exposition of the Epistle to the Hebrews, vol. 2 (Grand Rapids: Baker, 1980), 298.
10 Ernest Kevan, The Grace of Law (Morgan: Soli Deo Gloria, 1993), 262.
11Primus, Holy Time, 148.
12 William Perkins, A Golden Chaine(1595), 20; quoted in Primus, Holy Time, 113
13 William Perkins, Works, vol. 1 (London, 1626), 46.
14 John Owen, Exposition, vol. 2, 295-96.
15 The Works of John Bunyan, vol. 2, Questions about the nature and perpetuity of the seventh-day Sabbath (Grand Rapids: Baker, 1977), 363-364.
16 Richard Greenham, A Treatise of the Sabboth, 307.
17 Anthony Burgess, VindiciaeLegis (1646), 150; quoted in Kevan, Grace of Law, 117.
18 John Owen, Exposition, vol. 2, 302.

Нравственный закон

Пуритане настаивали на том, что повеление об освящении субботы было включено в Декалог как нравственный закон. Декалог в целом представляет собой резюме этого нравственного закона, которое всегда обязательно для всего человечества, а не только для ветхозаветного Израиля, поэтому также все его заповеди морально обязательны для всех. Что касается Четвертой заповеди, Джеймс Ашер замечал, что, во-первых, ее изъятие из нравственного закона привело бы к его сокращению до девяти заповедей, что противоречит Слову Божию (Втор.4.13). Во-вторых, «эта заповедь была написана перстом Божиим… как ни одна из частей церемониального закона». В-третьих, она была написана на каменных скрижалях, чтобы показать ее вечность (1). Джон Уилсон добавляет, что скрижали были помещены в ковчег как знак вечного святого требования Бога (2). Кроме того, Четвертая заповедь расположена в центре Декалога и содержит больше обоснований, чем другие заповеди. Она также акцентируется и выражается в положительной и отрицательной форме (3). Учитывая это ее положение среди десяти заповедей, заповедь о дне покоя для пуритан не может быть отменена или истолкована духовно.
Тем не менее пуритане не допускали многих церемониальных элементов ветхозаветной субботы. Хотя ядро заповеди – моральное, вокруг него есть много церемониальной шелухи. Гринэм считал собственно субботу церемониальным элементом, тогда как нравственным законом является один день из семи. Проклятие и строгость закона относятся к церемониальной сфере, а соблюдение от рассвета до заката – к нравственной сущности (4). Томас Шепард определяет моральный принцип как время богослужения, определенное для седьмого дня (5).
Эта точка зрения на субботу втянула пуритан в дискуссии по поводу их отличий от англикан. Сложность вопроса была в том, что нравственный закон должен быть отражением естественного закона, который, как известно, не зависит от Слова Божия и лишь  основывается на характере Бога. Тем не менее суббота известна лишь через Божие откровение, и даже Адаму оно было дано не сразу после творения. Поэтому некоторые англикане делали вывод, что суббота основана на конкретной воле Божией, а не всегда обязательна.
В ответ на эти обвинения пуритане подтвердили нравственную природу субботы, уходящую своими корнями в то, что Эймс называл естественным нравственным законом: «Естественный разум подсказывает, что должно быть выделено некоторое время для поклонения Богу», и для религиозных действий Бог выделил «определенное время в соответствии с обстоятельствами». Таким образом, то, что конкретный день установлен Богом для торжественного поклонения, есть естественный нравственный закон. «Положительный закон» указывает, что этот день должен быть одним из семи. Этот закон имеет «ту же разумную силу», что вытекает из естественного закона, и исправляет то, к чему «лишь приблизился» естественный разум (6). В ответ тем, кто не был уверен в этом аргументе, пуритане добавляли, что даже если закон будет чисто положительным, он является обязательным лишь в соответствии с суверенной волей Бога (7). Это рассуждение было вполне характерно для пуритан, считавших, что положительная заповедь лишь уточняет то, что известно от природы.
Разрыв между положительным законом, как соответствующим характеру Бога, и законом естественным еще более сократил Джон Оуэн. Он дает понять, что весь закон дан Богом. Закон природы есть «закон нашей природы для Бога» (8). Чисто положительные законы не основаны на характере Бога. Однако нравственный закон может стать положительным для затемненного понимания естественного человека. Четвертая заповедь была выражена в позитивной форме, но ее основа является моральной в связи с необходимостью поклонения Богу и еженедельного выделения времени для этого. В силу этого заповедь становится «морально-положительной». Благость Божия явлена здесь в записи на каменных скрижалях закона, не очевидного для развращенного человека (9). Джонатан Эдвардс опирается на эту же точку зрения, отмечая, что Бог рассматривает субботу как время для богослужения на основе «всеобщего состояния природы человека». Таким образом, это заповедь как моральная, так и основанная на «самой сути вещей», даже если естественный человек не воспринимает ее (10).
Будучи основанной на творении и содержащейся в нравственном законе Божием, четвертая заповедь обязательна во все времена. Она кажется менее нравственной, чем другие, только благодаря затемненному грехом пониманию человека. Это учение явилось основой практического соблюдения субботы для пуритан. Они могли наслаждаться днем Господним, как Божественным учреждением, через которое человек должен исполнять самое прекрасное из своих дел – поклонение Богу и Творцу мира в Его Церкви.

 [1]James Usher, A Body of Divinity (London, 1841), 295.
2John Willison, A Treatise concerning the Sanctification of the Lord’s Day (Philadelphia, 1788), 41.
3 James Durham, The Law Unsealed (Edinburgh, 1802), 183-89.
4Richard Greenham, Works (London, 1599), 311.
5Works of Thomas Shepard, vol. 3, Theses Sabbaticae(Ligonier: Soli Deo Gloria, 1992), 57-59.
6 William Ames, The Marrow of Theology (Durham: Labrinth Press, 1983), 287.
7Jonathan Edwards, Perpetuity and Change of the Sabbath [article online]; available from members.aol.com/RSIGRACE/; accessed 25 February 2000.
8 John Owen, Exposition of the Epistle to the Hebrews, vol. 2, 342.
9 John Owen, Exposition of the Epistle to the Hebrews, vol. 2,355, 408.
10Jonathan Edwards, Perpetuity and Change of the Sabbath.

День Господень

Если заповедь повелевает святить седьмой день недели, то почему мы содержим первый? Если эта заповедь была дана Израилю в память о его исходе из Египта, то почему она по-прежнему относится к нам? Разве это не заповедь только Ветхого Завета? Эти вопросы могут казаться очень современными, но они не являются новыми. С ними столкнулись пуритане. Они были убеждены, что если заповедь о субботе есть часть нравственного закона, то она должна быть принята всерьез, и Церковь обязана соблюдать ее до конца времен. В ответ тем, кто считал возможным в Новом Завете толковать ее духовно, Джонатан Эдвардс говорит: «Это абсурдное истолкование отношения заповеди к христианам. Ибо если заповедь сегодня отменена, то она отменена полностью» (1). 
Основной аргумент за день Господень состоял в том, что конкретный день в семидневном цикле может быть изменен властью Самого Бога. Четвертая заповедь не уточняет, о каком дне идет речь (Исх.20.9-10). Буквально седьмой день – это седьмой день недели. Тем не менее Эдвардс утверждает, что заповедь «подразумевает не более чем то, что по истечении шести дней труда мы должны святить седьмой день». Евреи по праву имели здесь в виду последний день недели, как день окончания творения, в который они должны были соблюдать субботу (2). Таким образом, суть заповеди не разрушается от смены дня. Тем не менее пуритане не позволяли здесь произвольного выбора. Шепард утверждает, что «седьмой день, определенный и назначенный Богом как святой», должен соблюдаться как первый или последний день недели, иначе ее можно было бы разбить пополам, что идет вразрез с повелением работать шесть дней (3). Независимо от того, идет ли речь о первом или последнем дне, Сам Бог должен определить, какой из них в силе. Деннисон утверждает, что средневековые богословы и ранние реформаторы опирались здесь в основном на традицию, но пуритане искали прямого Божия повеления святить не седьмой, а первый день (4).
Остается вопрос, как этот день изменился с седьмого на первый. В ответ пуритане начинали с того, что Сам Христос как «Господин субботы» (Мк.2.28) изменил этот день. Томас Уотсон отмечает, что Откр.1.10 говорит о дне Господнем, который установил Сам Христос, как и Вечеря Господня установлена Им (5). Иоан.20.19-26 говорит, что Воскресший Господь Иисус явился ученикам в первый день, и излил Духа в день Пятидесятницы – также первый день (Деян.2.1). Другие явления Христа, возможно, также были в день Господень, хотя Писание не говорит об этом явно, и потому собрания Его учеников начали проводиться в первый день.
То, что первый день недели соблюдался в апостольские времена, предполагает Божие повеление. Для Шепарда было богохульством думать, что ученики делали нечто большее, чем повелел Господь: «как Я повелел вам» (6). Что же повелел Христос? Во-первых, Он учил много после Своего Воскресения (Деян.1.1-3) и, во-вторых, Он обещал Духа, Который наставит на всякую истину (Иоан.16.13). Таким образом, все, чему учили апостолы, было Божиим повелением. В Деян.20.7 говорится:   "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел проповедовал им». Шепард отмечает, что в этом стихе речь идет об общем собрании Церкви с целью исполнения «святых обязанностей», и текст указывает, что особое собрание в первый день сразу стало обычным явлением (7). В 1 Кор.16.2 Павел говорит: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает для себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду». Эймс отмечает, что собрание в первый день «было сразу принято учениками Христа» (8). Кроме того, Павел говорит, что такой порядок уже был заведен. Поэтому апостолы учили христиан соблюдать день Господень, и поскольку все, чему они учили, было Божиим повелением, это также было Божиим повелением. 
Эта Божия заповедь уходит корнями в значение Воскресения Христова. Здесь пуритане вновь возвращались к творению, рассматривая его как аналогию Воскресения Христа (9). Джон Оуэн пишет, что Христос возвестил новую эру на основе Своего дела нового творения. В первый день Он «почил от трудов Своих в Своем Воскресении». Таким образом, как Божий покой в конце творения указал на день еврейской субботы, так в Новом Завете покой Христа в день после Воскресения указал на день, когда должна соблюдаться христианская суббота (10). Как Адам отдыхал и наслаждался делами творения, так Церковь пребывает в покое и наслаждается делом Христа.
Итак, говоря об учреждении Четвертой заповеди, пуритане уточняли учение о субботе как морально обязательное постановление новой эпохи завета. Если последний день недели Бог установил как день покоя и молитвы для Адама в состоянии невинности, это постановление должно применяться ко всем падшим потомкам Адама. Заповедь остается обязательной во все времена, и ее нравственный характер лишь затемнен для падшего человека. Смена дня с субботы на воскресенье – это Божественный принцип, отражающий новое творение. Поэтому день Господень по-прежнему требуется заповедью, и пуритане соблюдали его на практике. Они наслаждались им как даром Творца Своему народу. 
 
(1) Jonathan Edwards, Perpetuity and Change of the Sabbath [article online].
(2) Thomas Shepard, 139.
(3) cf. James T. Dennison, 31; see also Jonathan Edwards: “The precept in the fourth command is to be taken generally of such a seventh day as God should appoint, or had appointed.”
(4) [book online] (Institute of Practical Bible Education, 1999); available from accessed 9 May 2000.
(5) Thomas Shepard, 199.
(6) Thomas Shepard, 205-206; cf. John Owen, 423.
(7) William Ames, 295; cf. John Owen, 434.
(8) cf. J. I. Packer, A Quest for Godliness (Wheaton, Illinois: Crossway Books, 1990), 238.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn