О генетическом биоресурсе -прокурорская байка

Татьяна Бурмистрова
Не  зря  говорят,  что  понедельник - день  тяжелый... В  этот  злополучный  день  мы получили  новые  темы  и  планы  прокурорских  проверок  из  Генеральной прокуратуры.
 
Любят  отцы-прокуроры  придумывать   весьма  экзотические  проверки.  Есть  такой  отдел   в  Генеральной  прокуратуре.  Веселых  и  находчивых...  И  сидят  там  все  сплошь  теоретики  права.  Ну  что  с  них  взять,  с  белых  воротничков,  ножек  своих  не  истоптавших  на  поднадзорной  территории?  Черт  бы  их  побрал!   А  с  нас  еще и  требуют мер  прокурорского  реагирования. Протесты  и  представления им подавай!

А  не  хотите  ли,   господа-теоретики,  сами  в  столицах  понадзирать  за  исполнением  законов  о  защите  животного  мира?  И  где  же  он, животный  мир-то,  жалостливые  вы  наши?  Где  их  городе  взять-то, диких   зверюшек  этих?  Ау!  Где  вы,  стада  диких  оленей,  косуль,  антилоп?  Тут  уж  хучь  бы  за  совсем не  дикими  белыми  лебедями  понадзирать…  в  Летнем  саду.

Вот  такие  тоскливые  мысли  меня  одолевали   в  понедельник  после  того,  как  прокурор  ознакомил  меня  с  планом  проверки  исполнения  законодательства  об  охране  животного  мира  в  нашем  районе.

Признаюсь, в  институте  по природоохранному праву у  меня  был  не дифференцированный   зачет.  К  сожалению,  в  этом  сакральном  слове - "ЗАЧЕТ"  и  заключались  все  мои  познания  о  животном  мире.  В  советские  времена  с  охраной  отечественной  флоры  и  фауны  было  все  тип-топ!  А  теперь  вот  извольте  всей  прокурорской  ратью  стать  на  защиту  родной  фауны. Мне  бы  надо  за  соблюдением  конституционных  прав  homo  sapiens  следить.  Так,  нет!  Мало  им  этого!  Теперь  вот  изволь за  дикой  фауной  приглядывать. А еще  найти  надо  места, так сказать,  дислокации  диких  зверюшек. И  чем  только  наша  природоохранная  прокуратура  занимается?

Этот  новый  закон  о  животном  мире  я  даже  в  руки  не  брала. Надо  бы  хоть в   его  текст  краем  глаза  заглянуть. И  ведь  его  еще где-то   раздобыть  нужно! Законец  этот  в  нашей  прокурорской  системе  тогда  был  просто  букинистической  редкостью.

Нашла  один  единственный  экземпляр Закона про  зверюшек  у  нашего  зама.  Так  он  его  от  сердца  оторвал  и  с  болью  душевной  дал  мне  его в  пользование  только  на  неделю.  Причем  исключительно  под...  подписку  о  не выезде!  Пройдя  глазом  по  основным  статьям  закона  о  животном  мире,   мне  поплохело.

Итак, я  узнала,  что животный мир -  это  совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно  населяющих территорию  моего  района   и находящихся в состоянии естественной свободы. Интересно,  и   где  ж   эти  ПРЕДЕЛЫ  "естественной  свободы"  зверюшек  моего  района  находятся? У  Ушаковского  или  Гренадерского  моста? А  может,  у  Каменноостровского? Опять  же, какие  такие  генетические  биоресурсы  используются  на  поднадзорной  мне  территории?   В  Законе  указано,  что  генетические  ресурсы животного мира - это  генетический материал животного происхождения, содержащий в  себе функциональные единицы наследственности.  Я  задумчиво  посмотрела  в  окно своего  кабинета,  выходящее  на  Большой проспект  Петроградской  стороны.  Где  ты, дикий  биоресурс, содержащий функциональные единицы наследственности? Отзовись!

Решила  узнать у коллег-соседей, где  же  они  будут  искать поднадзорный  дикий биоресурс?  Коллега  из  Адмиралтейского  района,  мне  в  унисон,  тоже  не  добрым  словом  помянула  этих  умников  из  Генеральной, заваливающих  нас  планами  совершенно  экзотических  проверок.  Оказалось,  что  именно мне  завидуют  помощники прокуроров  ВСЕХ  двадцати  двух  прокуратур  города.  Потому,  что  ТОЛЬКО  в  моем  районе  дикого  биоесурса  ну  просто -  завались!  А  все  потому,   что  известный  даже  в  Европе  старинный   зоопарк  еще  с  Петровских  времен  находится  на  поднадзорной    мне  территории.

Сейчас  я  уже  не  помню,  в  каких  экзотических  местах  намеревались   мои  коллеги  проводить  проверки  сохранности  генетических  биоресурсов  нашего  славного  города. Но  ведь  коллегам  из  Центрального  района  тоже  подфартило!  У  них -  ЦИРК  ЕСТЬ! Порадовалась  за  них.  Все  ж  таки  можно  будет  диких  зверюшек  понадзирать...  в  старинном  цирке  Чинизелли.  Но  главная  радость:  мне  был  поднадзорен  наш Ленинградский  зоопарк.  УРРРААААА!!!  А  с  его  директором  я  уже  была  достаточно  хорошо  знакома. По  долгу  службы. Причем,  при  весьма  печальных  обстоятельствах.

Да  уж! Чего  только  в  нашем  зоопарке  не  случалось! Были  даже  несчастные  случаи  с  человеческими  жертвами  от происков  этого…  дикого  генетического  биоресурса. Одного  посетителя  зоопарка  овцебык  на  смерть  растоптал. Не  понравился  чего-то  этот  мужик  с  мороженым  нашему  овце-быку.  Странно.  А  когда  я  с  маленькой  дочкой  к  клетке  этого  овце-быка  подходила,  он  нам  с  доченькой  таким  смирным  казался...  Или  вот такой  милый  мишка-сладкоежка, который  вечно  сладенького  у  посетителей  клянчил,  стоя  на  задних  лапах...  И  мы  с  дочкой  ему  тайком  сахарок  кидали...  А  вот  поди  ж ты!  Разгневался   бурый  сладкоежка  на  пьяненького  служителя  и  в  собственной  клетке непутевого  пьянчужку разодрал! 

Так! Все!  Прочь  грустные  воспоминания! Теперь  пора  уж  мне  и  сам  биоресурс  этот  генетический  понадзирать!

Прежде  чем  идти  на  проверку, я  направила  в  районный  СЭС поручение: собрать статистику  по  имеющимся  в  наличии  видам  диких  животных на  территории  района. Не  без  злорадства  подумала,  КАКОЕ  ЖЕ  лицо  будет  у нашего  главного  санитарного врача?  Небось,  подумает,  что   в  прокуратуре  все  с  ума  посходили!  Потом  совсем  уж  не  кстати,  с  грустью,  вспомнила,  что  у  Розенбаума  игуана  есть.  Эх, жаль,  он  не  в  нашем  районе  живет. А  то я  бы  всенепременно  его  игуану....   понадзирала!  Не  обижает  ли  Александр  Яковлевич  скотинку-то?  Не  глумится  ли  над  ней? И  какие  он  меры  к  воспроизводству  своего  генетического  биоресурса  принимает?  Да...  Мечты,  мечты...  Где  ваша сладость?

А  вопросы Генеральная  прокуратура  поставила весьма  забавные. Например: какие  юридические  лица  используют объекты животного мира  в  своей  предпринимательской  деятельности  на  территории  вашего  района?  Занимаются  ли  они  добычей объектов животного мира или получают иными способами прибыль от этих объектов? С изъятием их из среды обитания или без такового? С канцелярского  языка  перевожу  на  человеческий:  кто  тут  у  вас  на  Кронверкском   проспекте  с  ружьецом  балуется,  да  соболей  и  чернобурок  в  промышленных  масштабах  отстреливает? И  по  чем  пушнинкой-то  приторговывает? Не  знаю  уж,  плакать  или  смеяться  над  умниками  из  Генеральной?

С  проверкой  в  зоопарк  я  пошла  на  следующий  день. С  целью  выявления там  любых  нарушений,  какие  только  смогу  «нарыть». В  генетическом  биоресурсе  я  мало  что   смыслила. Но  лицо  прокурорское  надо  сохранять.  На  то  и  щука  в  реке,  чтобы  карась  не  дремал!  Воспользовавшись   инструкцией  Генеральной  прокуратуры, я  ошарашила  директора  зоопарка  очень  умными  вопросами.  Например: кто  из  должностных  лиц  зоопарка ведет  деятельность, направленную на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования   дикого биоресурса? Какие  меры принимаются для создания условий устойчивого  воспроизводства  генетических  биоресурсов  в  Ленинградском  зоопарке?

Или  вот  еще  сильно  занимал  меня  вопросец  о  пределе  степени  естественной свободы  диких  животных,  населяющих территорию  зоопарка?  Да, правильно  учил  меня  наш  прокурор.  Не  бывает  глупых  вопросов,  а  бывают  ГЛУПЫЕ  ОТВЕТЫ. Бедный  директор  зоопарка  такой  подлянки  от  меня  не  ожидал!  Поэтому он  был  вынужден  поднять "в  ружье" всех  своих  научных  работников  и  ученых-зоологов,  чтобы  достойно  ответить  на  ВСЕ  вопросы,  так  волнующие умников   из  Генеральной  прокуратуры.

Так-с, потирала  я  мысленно  руки,  научная  статистика  для  отчета  мне  была  обеспечена.  Теперь  хорошо бы  и  «палки»  срубить.  Нарыть  каких  нить  там  нарушений,  чтобы  представление  накропать. Без    таких  мер реагирования  в  прокуратуре  города   меня…  не  поймут.  Я  думала  озадачиться  выявлением  любой  убыли  дикого  биоресурса.  Хоть  естественной,  хоть  неестественной.  А  если  не  найду  никакой  криминальной убыли,  то  хоть  хищениями  на  кухне  зоопарка  займусь.  И  ОБЭП  сюда  подключу.  Ну,  не  поверю  я,  чтобы  мясо  у  хищников на  кухне  зоопарка  не  подворовывали! Какое-никакое,  а  все  ж  таки...  ущемленьице  прав  генетического  биоресурса! Нешто  положено  ущемлять  права  бедных  диких  зверюшек? Ох,  как  не  положено  это  уголовным-то  кодексом!

Для  этой  цели  я  строго  потребовала  у  ученого  секретаря  зоопарка  сведения  об  убыли  животных  за  последние  три  года. Эта  добрая  женщина  принесла  мне  огромную  амбарную  книгу.  Вот  в  ней-то  и  были  отражены  все … смертушки    бедных  животных  по  годам,  начиная,  наверное,  от  сотворения  мира.  Однако, так  далеко  копать  не  входило  в  мои  планы.  Я  озадачилась  «падежом»  животных  за   1995,  1996,  1997годы.  И  тут  открылось  такое….

Из  этого    журнала  я  с  сожалением  узнала,  что за  три  последних  года  никакого  мора    у  генетического  биоресурса  зоопарка  не  наблюдалось.  Весьма  прискорбно! Ну  никакого  простора  для  прокурорского  надзора!  Но  зато  в  1995г,  при  переводе  из  транспортной  клетки  в  стационарную,  разбила  голову  молодая   самочка  кенгуру,  приобретенная  в  Лондонском  зоопарке  аж  за  пять  тысяч народных  долларов!  В  связи  с  такой  необычной  кончиной  представителя  австралийской  фауны  в  поднадзорном  мне  зоопарке,  возникли  некоторые  вопросы  к ученому  секретарю.  С  прокурорской  строгостью  в  голосе  я  вопрошала  эту  милую  ученую  даму:

- А  к  какой  категории   убыли  диких  животных  вы  отнесете   смерть  такого  редкого  животного,  как  кенгуру?  К  естественной?   Очень  странно!  Ах, вот  как?  Так  это  она  сама  себя  неадекватно  вела  при  переводе  из  клетки  в  клетку?  Что  вы  такое  говорите?  Неужели   она  головой  билась  о  железные  прутья  клетки?  И  почему  же?  Ах,  стресс  у  животных  тоже  бывает?  Ну-ну...

И  тут  я  призадумалась.  А  может,  и  правда,  был  стресс  у  этой  кенгурихи?  Вот  мы  свою  кошку  Василису  первый  раз  на  дачу  повезли,  так  она  просто  взбесилась.  И  дико  орала  всю  дорогу  в  автобусе,  метро и в электричке. Васька и  правда,  билась  в  сумке,  как  ненормальная. Хорошо,  что  сумка  не  железная  была! Ладно,  со  стрессом   эта  высоконаучная  дама    меня  убедила.  А  как  насчет  возмещения   ущерба  государству  из-за…  преждевременной  кончины  кенгурихи?  В  законе  написано -  возмещать  любую  убыль  дикого  генетического  биоресурса  путем  воспроизводства. Вот  теперь можно  задать вопросик  на засыпку и про  воспроизводство,  и  про  возмещение  ущерба:
               
- А почему  вы  СРАЗУ  не занялись  воспроизводством  такого  редкого   животного? И  к  тому  же,  очень  дорогого.  Это  же  пять  тысяч  долларов  за  нее было  перечислено  из  бюджета  С-Петербурга!  И  что?  Ни  денег,  ни  кенгуру?  Что  за  дела?

Ученая  дама  оторопело  посмотрела  на  меня,  как  на  малохольную,  и  промямлила:
 - И как  вы  себе  представляете  это…  э-э-э…   воспроизводство?  У  нас  же  кенгуру  была  в  единственном  экземпляре. И  от  кого  бы  мы  ее  стали  эээ... воспроизводить?

Если  честно,  меня  разбирал  смех,  но  я  с  усилием  сохранила  строгое лицо:
- Это  вы  МЕНЯ  об  этом  спрашиваете? Я, знаете  ли,  не  ученый-зоолог.  Это  ВАМ  виднее,  от  КОГО  вам  кенгуру  воспроизводить!  Я  лишь  специалист  в  области  права.  Меня  интересуют  только  юридические  факты. И  я  должна  дать  этим  фактам  правовую  оценку. В  Законе  что  написано?  Что  требуют  от  вас, ученого  секретаря  зоопарка,  требования  Закона  о  животном  мире?
- А  что  они  эээ...  требуют?
- Они  требуют  от  владельцев  зоологических  коллекций  предотвращение  гибели животных  при осуществлении производственных процессов.  В  том  числе  при  транспортировке  животных.  Я  бы  на  вашем  месте  ЛИЧНО в  клетке  с этой самочкой кенгуру  спала, чтобы  перевести  ее  из  транспортной  клетки  в  стационарную  без  стрессов  и  телесных  повреждений. А  у  вас  что?  Ни  денег, ни  кенгуру?  Что  я  прокурору  города  скажу?  Почему  безвинное  животное  в  таком  стрессе  оказалось? Знаю  я  ваших  пьяниц-работничков!  Которых  потом  медведи  за  пьянство  пожирают. Может,  вы  тут  глумились  над  бедным  кенгуру?  Знаете,  что  за  глумление  над  дикими  животными  бывает?

Мой  последний  риторический  вопрос  ученую  леди  просто  добил.  Мало  им   было этой эпопеи  с  разбушевавшимся   овце-быком!  Так  ко  всему  еще  и   прожорливый  бурый   медведь  пьяницу  служителя  сожрал.  Тогда  все  СМИ   города  на  ушах  стояли. Народ  с  детишками  от  зоопарка  шарахался,  как  от  чумы. Так  теперь  их  подвела  эта,  давно  уж  в  Бозе  почившая,  самочка  кенгуру  из  Лондона!

Я  продолжала  радостно  шерстить  книгу  естественной  убыли  животных.  Ага.  Чегой то  в  1996г.  на  мышек-полевок  мор  напал.  И  скончались  те  мышки  в  количестве  аж  30  штук! С  металлом  в  голосе  я  вопрошала    ученую   леди:
-  А  у  мышек-полевок  что?  Эпизоотия  была?  Почему  не  пресекли?

Дама  вздрогнула и  зачастила:
- Что  вы,  что  вы!  Как  можно?  Это  же  у  них  естественная  убыль!  Они  быстро  плодятся  и  так  же  быстро  умирают!

Ладно!  Пошли  дальше.  Yes!  Вот  оно!  Черным  по  белому: 1997г  -  мучительная  гибель  лошади  Пржевальского.  Из  журнала,  а  потом из  документов  отчетности  я  узнала  вот  что.  9 мая 1997г,  как  раз  на  всенародный   праздник  молоденькую  лошадку  Пржевальского  тоже  переводили  из  вольера  в  вольер.  И  опять  этим  делом  занимался  празднично  "датый"  служитель  зоопарка. Общеизвестно,  что  все  животные,  а  не  только  дикие,  не  выносят  запаха  алкоголя.   Лошадка  испугалась,  забилась  в  угол  вольера  и  сломала  ногу.   10 мая  сей  факт  был  установлен  и  решали,  что  делать?  Но  легче  тигра  усыпить,  чем  высоко эмоциональное и  быстроногое  парнокопытное,  и  загипсовать. 

Уж  и  не  знаю,  кому  в  зоопарке  пришла  такая  блажная  мысль:  лечить  сломанную  ногу  той  лошадке  Пржевальского  по  методу  профессора  Илизарова?  То  бишь,  вставлять  в  поломанную  ногу   лошадки   стальные  спицы.  Ветеринаров,  которые  бы  работали  с  дикими  животными  по  методу  Илизарова,  у  нас  в  Питере  не  нашлось.  Выписали  какое-то  ветеринарное  светило  -  профессора  из  Москвы.  Он  содрал  за  это с  зоопарка  аж  300 000 рублей.  Тогда  это  была  просто  фантастическая  сумма! Но  денег  наскребли.  Да  только   все  -  псу  под  хвост!

Вставило   ветеринарное  светило  усыпленной  лошадке  те  спицы.  И  укатило  себе  в  первопрестольную.  А  лошадка  проснулась  и  ничего  не  могла  понять  от  боли.  Она  так  металась  по  вольеру,  что  теми  спицами  изранила  себе  все  остальные  ножки.  Животное  так  истекало  кровью  и  мучилось,  что  ее  решили из  гуманных  соображений  освободить  от  бренной  телесной  оболочки.  И  пристрелили.  Лошадка  Пржевальского,  хоть  и  наша,  местная,  так  сказать,  но  стоила  тогда    тоже  не  меньше   пяти  тысяч  долларов.  Узнав  все  подробности  и  ознакомившись  с  медицинскими  документами,  я    с  металлом  в  голосе  спросила  эту   ученую   леди:
- И  эту  лошадку  списали  тоже  под  видом  естественной  убыли  диких  животных?

Та  только  тихо  прошелестела  мне  в  ответ:
- Да…
- И  НИКТО  НЕ  НАКАЗАН?
- Ну… Мы  уволили  того  служителя,  кормившего  лошадку…
- И  ЭТО  ВСЕ???
Ученая  леди,  скромно  потупилась.  Больше  сказать  ей  было  нечего.

Так!  УРРААА!  На  меру  прокурорского  реагирования  в  виде  представления  прокурора  об  устранении  причин  и  условий…  массовой  гибели  животных  в зоопарке   материальчика  мне  хватит. Для  завершения проверки  я  задала  ученому   секретарю   простой,  как  мне  казалось,  вопрос:
- Вы  можете  показать  мне  документы  по  захоронению  животных,  убывших  не  естественной  смертью,  и   их  скотомогильники?

Бедная  ученая  леди... Она  вздрогнула  и,  поперхнувшись,  переспросила:
- Ското…  чего?
- Скотомогильники!  Ну,  места  захоронения  диких  животных!

Мой  невинный  вопрос  просто  потряс   ученого  секретаря  зоопарка.  И  она  тихо  выдавила:

- Мы  не  захоранивали  животных  в эти...  скотомогильники. 
- А  ЧТО  же  вы  с  трупами  диких  животных  делали???
- Мы  их  телами...   подкармливали  амурского тигра.
- И  он… что  же,  ТРУПАМИ  питался?   Как…  шакал?
- Да…  У  нас  с  мясом  тогда  была…  напряженка.  А  ему -  не  хватало….

Вот  ОНО!  Это  ж  надо?  Самого  малочисленного  тигра  планеты,  занесенного  в  Красную  книгу,  нашего  амурского  красавца,  как  шакала  какого-то мерзкого -  ПАДАЛЬЮ  КОРМИЛИ?  Это  ли  не  глумление  над  животным?

Получив  ТАКУЮ  информацию,  я  помчалась  в  кабинет  директора  зоопарка  и  потребовала  у  него  письменных  объяснений по  данным  вопиющим  фактам. Директор,  припертый  к  стенке  фактами  несанкционированного  падежа  дикого,  и  совсем  не  рогатого  скота,  а  так  же  отсутствием  санкционированных  скотомогильников,  вынужден  был  признаться  во  всем.

Зато  я   покинула   свой  поднадзорный  зоопарк  с  чувством  глубокого  удовлетворения.
На  следующий  день  мне  поступили  нужные  статистические  сведения  по  имеющемуся  в  родном  районе  генетическому  биоресурсу.  Я  накропала  наукообразный  отчетец  о  проведенной  проверке  и  приложила  грозное  представление  на  имя  директора  зоопарка  о…  «предотвращении,  искоренении  и  НЕДОПУЩЕНИИ  ВПРЕДЬ   заболеваний и гибели объектов   дикого  животного мира при осуществлении производственных процессов  в  Ленинградском  зоопарке».

Коллега  из  сопредельной  прокуратуры  позвонила  и  поинтересовалась,  как  мои  дела  на  ниве  защиты  животного  мира?  Я  скромно  поведала  ей  о  своих   прокурорских  достижениях.  Она  искренне  порадовалась  за  меня.  В  свою  очередь  поплакалась  мне  в  жилетку,  что  всю  возможную  статистику  для  отчета  она  вытянула  из  своей  районной  СЭС  и  Администрации  района. Но  с  мерами  прокурорского  реагирования    было  совсем  глухо.  С  горя  она  пошла  и  понадзирала    районную  станцию  по  борьбе  с  грызунами.  Потому,  что  крысы -  ЕДИНСТВЕННО  дикий  генетический  биоресурс  на  ее  территории.
               
Заведующая  этой  станции  была  просто  потрясена,  когда  узнала,  что  теперь  прокурорский  надзор  стал  исключительно  на  сторону  диких  грызунов  и  категорически  возражает  против  несанкционированного падежа  этого  генетического  биоресурса  на  территории    их  района. И  еще  прокуратура,  как  ни  странно,  требует    немедленно   обустроить  надлежащим  образом  скотомогильники  для  отошедших  в  иной  мир  …  крыс.