Мамочка! Вам сказано - молчать!

Валентина Лунева 2
 Часть I


Был удивительно тёплый сентябрь  1978-года.

Начался учебный год как-то очень удачно.

Мне дали пятый класс, любимый возраст, «пятачки».

Дети в этом возрасте непосредственны,  характеры видны ярко,  сердца восторженно  принимают окружающий мир.

Жизнь бьёт ключом и  счастье бытия  заражает своей победительностью в каждом жесте, каждом слове.

Эти почти всегда смеющиеся, благодарные, открытые  взгляды, улыбки, солнечными зайчиками играющие  в совсем ещё детских лицах.

Нагрузка у меня была очень большая - двадцать четыре часа в неделю, классное руководство и продлённый день.

Стала я учительницей в моей родной французской школе, которую я закончила 8 лет назад.

 Во второй половине дня  мне нужно было гулять с детьми во дворе и я с удовольствием   прыгала  с ними через тяжёлую резиновую скакалку  по кругу под ногами,  громко приговаривала, подскакивая как можно выше:  «Куколка-балетница, воображала-сплетница»,
Побаливал  живот, но я не обращала внимания, думала, что надо зарядку делать и гулять побольше, поменьше за книжками  сидеть. А когда гулять с такой нагрузкой? Может, смена времени года, может, съела что-нибудь не то в школьной столовой? Обычное дело.

Но вот появилось ощущение, будто внизу живота находится  кирпич.

В Москве было единственное место, где можно было сдать анализ на наличие   "ХГ" – « мышки». Так называли тогда тест на беременность на ранних сроках, считалось непозволительной роскошью (баловство одно!) и стоил денег.

Университетский проспект, дом четыре. Платная поликлиника. Туда ехали со всей Москвы, очереди занимали накануне с вечера и  всю ночь, прячась от холода по подъездам, кто как, но выстаивали.

Я приехала туда к шести тридцати утра. Все дворы соседних с  уникальной поликлиникой  домов были заполнены женщинами, мечтавшими сдать такой анализ.

Риск не попасть был очень велик, а я почти падала, так хотелось спать.
Забрела в соседнюю  парикмахерскую и  легла там прямо на стулья в коридоре, уже всё равно мне было, что могут про меня подумать. Меня прогнали,конечно,не знаю уж, как выдержала.

Самое обидное, что на бумажке с  результатом теста  был поставлен штампик "СОМНИТЕЛЬНО".

Прошло ещё две недели, а боль в животе не утихала, становилась всё менее терпимой.

Врач-гинеколог, пожилая женщина, осмотрев меня в кресле, села за стол и сказала спокойно и бесстрастно:

« У тебя, деточка, пять недель беременности ».

Эти слова несколько раз прозвучали, потом гулко, как эхо, повторились во мне, я боялась  поверить в их реальность, боялась переспросить.
 На мгновение показалось, что я как бы вылетела куда-то из кабинета и воспарила. Сказать,  что я мечтала о ребёнке – не сказать ничего. Всю свою сознательную жизнь я как бы готовилась к этому самому главному событию моей жизни... и вот – слышу эти  слова.
 Такие долгожданные и невероятные! С кресла  я сошла совершенно другим человеком ... перемена произошла за секунды. Просто другая личность. Одно дело – я сама по себе.
И совсем  другое - когда во мне  УЖЕ есть ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, моего ребёнка.
 Это счастье не сравнимо ни с чем.
 Мне жаль мужчин, им не дано это испытать.
Врач сказала, что мне обязательно нужно лечь "на сохранение".
Есть угроза, учитывая мою профессию, иными словами, прыгать через верёвочку с детьми нельзя.

На следующий день мы с мужем приехали в роддом номер один, находившийся за мостом у метро Электрозаводская.

До этого я читала в журналах  «Здоровье» о  прекрасных  родильных домах, где работают опытнейшие врачи, об особых условиях, созданных там для будущих  мам и новорождённых детей. Что-что, но вот уж родильный дом – святая святых. А как иначе может быть?!
Надо сказать, что мы жили в те времена как бы двойной жизнью. Реальность была одна, а информация  об этой реальности была совсем другая. Общество постоянно как бы гипнотизировалось: «Вам хорошо, вам очень хорошо, вам просто отлично!»  Так хотелось этому верить. А то, что виделось, слышалось ,переживалось - считалось очень временным и субъективным.

Так и жили. Случился у меня как-то приступ аппендицита. Привезли в больницу №19 на Красной Пресне (1972 год), поставили капельницу, положили на клеёнчатые носилки на метлахской плиточке у лестницы и... забыли.

Пролежала я так часа два, напрасно стараясь привлечь к себе внимание, как будто я лежала на вокзале, потом  вырвала иголку и убежала. Была уверена, что позвонят, будут искать (из больницы сбежать - приключение, всё-таки!), но никто так и не позвонил, не бросился искать. То есть...Ладно, если обо всём задумываться... Моя мама так и сказала:"А как ты хочешь, мил-моя, это жизнь… А ты её не знаешь… Думаешь, ты нужна кому-то? Никому, кроме матери! Обошлось и слава Богу!"
Страха особого перед больницей у меня не было - у нас в семье слово "врач" равнялось слову "бог". Этот эпизод не произвёл на меня тогда особого впечатления, потому что мне было девятнадцать лет и море мне было точно по колено.
А вот родильные дома, я была уверена, должны быть идеальными - ещё бы не хватало,  чтобы они не были идеальными!
Это – святое… В журнале "Здоровье" так и пишут: государство, мол, заботится и всё берёт на себя. Я верила.
Верить в хорошее вообще легко. Что-что, но уж это самое главное - вера.
Роддом оказался горой обломков, руинами, и я дёрнулась назад, когда мы с мужем его увидели. Но это были не руины, а восстановительные работы.
Внутри всё было иначе и я успокоилась.
Трёхэтажное старинное здание ещё довоенной постройки. На втором этаже- патология. Сохранение беременности. Сорок три женщины, три палаты. Две очень большие, как физкультурные залы, и одна  маленькая – на четверых.
Счастье осознания  того, что у меня будет ребёнок, было настолько ошеломляющим, что верилось в него с трудом.
Мне всё казалось, что – отнимут... Скажут, что ошиблись, мол, извините.
Меня так воспитывали – то, о чём мечтаешь или хочешь сильно – вот этого-то  и точно не будет. Так и говорили–приговаривали:
" Мало б что б тебе хотелось… Ты жизни не знаешь!"

 Утром в палату, где находились  двадцать восемь женщин,  пришли  на обход врачи – молодые мужчины, человек  восемь. Среди них было несколько грузин. Когда очередь дошла до меня, я, стыдливо натягивая на себя одеяло, пролепетала :« Доктор! У  меня вопрос! А это правда, что я... беременна?»
Люди в белых халатах  разом замолчали  и уставились на меня  с интересом, как по команде.
В огромной палате воцарилась тишина и все женщины тоже повернули головы ко мне.
Как только они-то услышали мой вопрос?

- А  почему вы спрашиваете? - нервно сглотнув слюну, уставился на меня молодой грузин. Я такой вопрос слышу впервые.

-Ну, я не знаю... то есть, я понимаю, что это так может быть... но... только...если я и беременна, то, наверное, слегка совсем...
Я думаю, что я чуть-чуть... только чуточку ...беременна.
 Именно такие слова я произнесла.
Железные панцирные кровати  треснули  и застонали  от зазвеневшего колокольцами  женского хохота, а врачи  мигом отвернулись, зажмурившись и беззвучно трясясь.
Под жалобные взвизгивания скрипучих сеток я ещё пыталась объяснить, почему я так думаю, но врачи уже корчились и слушать не хотели...Или не могли.
Мне стало обидно. Нашли над чем смеяться. В моей-то голове был штампик "СОМНИТЕЛЬНО". Когда они ушли, я вступила в разговор со всей палатой, желая объяснить, почему я пришла к таким умозаключениям. Хохот стоял ещё полчаса и женщины начали меня умолять перестать рассказывать такие анекдоты , да ещё в таком месте... Обозвали Шехерезадой, но всё-таки задавали то и дело вопросы, а я отвечала искренне.
Каждый ответ сопровождался взрывом едва ли не истерического хохота.. На нас обратили внимание.

Зашли врачи и спросили, что за цирк такой у нас происходит.
Беременные, постанывая и держась за животы,  показали на меня пальцем и сказали :"Уберите её ! Она нас  смешит! У нас из-за неё выкидыш будет!"
 Меня перевели в маленькую палату в тот же день.
В этой палате  нас было четверо: три молодые, очень славные женщины, и я.
Одна их них была Надя, журналистка  из Владивостока, родственная душа. Мы  с ней сразу же решили  выпускать юмористическую газетку для всего отделения под названием «Патологический  листок» с лозунгом «Даёшь среднюю  струю в узкое горлышко бутылки!» 
Надя была остроумна от природы и мы были опасны друг для друга, потому что хохот  не прекращался до глубокой ночи.
 А беременным слишком много смеяться тоже нехорошо.
Первой неожиданностью для меня в этом роддоме было то, что там практически не кормили. Совсем. Считалось, что беременной женщине «есть кому принести».
Так и было.  Специальная нянечка  приходила для того только,  чтобы разнести передачи. Телефон был один на всё отделение, разрешали разговаривать с восьми до десяти вечера,  давая понять, что могут отнять такое баловство в любую минуту, что  оказывают  величайшее одолжение. Очередь на телефон занималась с обеда, говорить  можно было не более трёх минут. Самое неприятное то,  что врачи ничего не говорили и не объясняли.
Лежишь и лежи, помалкивай. Не ты первая в таком положении. Задавать вопросы врачу считалось признаком глупости и непростительным  нахальством. Женщины сами рассказывали друг другу всякие страшные истории, делились знаниями и приговаривали, вздыхая  с надеждой: «Ладно! Умереть не дадут!»
Почитать что-нибудь на тему  вынашивания  ребёнка, а,  тем более, ухода за ним, было негде. Единственный источник знаний – журнал "Здоровье"
и опыт старшей женщины в семье. Я съездила специально на Фрунзенскую, в единственный в Москве магазин «Медицина», купила там толстенный учебник по акушерству и гинекологии. Прочитала его по диагонали и отложила в сторону.
Читай- не читай, а что будет, то и будет.
И вот этот день настал, главный  в жизни каждой женщины. За две недели  до этого дня я пришла в какое-то необычайно спокойное состояние.
Думала- чем ближе, тем тревожнее и страшнее, а получилось- наоборот.

Необыкновенно ясное, умиротворённое состояние, какое-то разлитое ощущение блаженства во всём теле. Днём я пошла прогуляться по улице Горького- на этот период  мы переехали к тёте, маминой сестре, которая жила рядом с Белорусским вокзалом, потому что у нас не было телефона, а у неё был. Ярко светило апрельское солнце, запах  свежего асфальта, раскатываемого у дома. Я напевала "Аve Maria", пытаясь представить моего будущего ребёночка, как я уже совсем скоро  его увижу.

У Маяковской  пришлось вернуться. Нарастало странное очень ощущение...какой-то  невесомости, как будто меня  приподнимают, как Винни-Пуха,  над землёй на воздушном шарике… Наступала ночь. По телевизору  начали показывать концерт группы АBBА. Это означало канун Пасхи. Всегда накануне Пасхи показывали что-нибудь такое, чтобы отвлечь молодёжь от всяких  "глупостей".
В те времена  телевидение прекращало вещание  к двенадцати ночи, людям всё-таки на работу вставать утром, а тут было послабление.
Я  смотрела концерт, пританцовывала  в такт музыке, кружа по ковру, прислушиваясь к странно- удивительному состоянию тела. Так странно - ни стоять, ни сидеть, ни лежать не могу, а хочу подняться куда-то вверх, буквально прижаться к потолку, только  потолок мне показался уж очень низким.
Времени было уже около двух часов ночи и я прилегла на бабушкину высокую кровать с двумя перинами.
И вдруг - стук.
Стук, именно глухой стук. Внутри меня.
Этот звук внутри...Полилась тёплая чистая вода...
Головка ребёнка ударилась  о кости малого таза и прорвался плодный пузырь.
Началось...Вот оно...!
Собралась вся предельно.
Внимательна и торжественна...
Как хорошо, что я в бабушкиной кровати!
Моей такой любимой и родной, такой добрейшей и так любящей меня бабушки...
Всё будет хорошо и это даже символично.
Позвала тётю Таню.
Она побелела и деланно, дрожащим от волнения голосом, начала приговаривать:
«Ну, вот и хорошо...Всё так и должно быть...Сейчас, сейчас...вот, надеваем гольфы...Ты уже их приготовила...Скажи только, может,ещё что–нибудь нужно? Всё уже давно было готово, конечно.
Зашёл  в комнату муж.
Стараясь не показать волнения, тоже зачем-то спросил, чем помочь.
Я виновато ответила:
-Ну, вот...не дала я вам концерт досмотреть. Когда ещё покажут..."


Скорая приехала минут через двадцать, тряский и дребезжащий микроавтобус.


Представлялось мне, что сейчас меня встретит ласковый врач, приободрит, вокруг будут сёстры  в белых халатах с добрыми лицами и всё будет нормально.

А я уж постараюсь.

Начиталась статей в  журнале Здоровье и верила, что всё так и будет.

Завтра уж точно я увижу.

ЕГО...Или ЕЁ...

Муж имя  нашего  сына назвал сразу, как только я ему объявила о том, что у нас будет ребёнок.

Имя девочки не обсуждалось.

Нет, такое счастье невозможно пережить.

Как бы сердце не разорвалось.

Роддом имени Грауэрмана – стариннейшее здание  в начале Калининского проспекта. В этом роддоме родилась сестра моей мамы, сохранилось письмо бабушки, в котором она пишет свой матери,как Алёше, её мужу, трудно было найти лошадей в этот мартовский день, потому что мостовая была залита растаявшим снегом.

Высоченные потолки, семь метров, кажется, огромные, очень высокие окна.
Было что-то мистическое в этом здании. Тяжёлые двери открылись и меня передали "с рук на руки" с сопроводительными документами.
Я поднялась по ступенькам без всякого сопровождения  и вошла в кромешную тьму коридора.
Стою одна, муж остался  внизу, ему не разрешили идти дальше.
Через какое-то время в приёмную комнату вошла заспанная пожилая женщина, хмуро взглянула на меня и взяла медицинскую карту. Она не произнесла ни единого слова.
Я спросила:
"Раздеться можно?"
Молчание.
"Щас посмотрим, мож, и  не примем йищщо…
Сразу  ей  прям раздеться! Шустрая больно!"
Она ушла куда-то вглубь, вернулась с тёмно-бурым халатом и мужскими клеёнчатыми тапочками в руках.
"Давай, раздевайся! Иди в душ, вот тебе пелёнка, вытрешься ею, но не бросай, на ней и рожать  будешь. Нет у нас пелёнок!
И  вообще… чёй-то ночью-то привезли? До утра не могли потерпеть?!"
Про романтические совпадения с бабушкой и местоположение роддома я забыла мгновенно,но приготовилась повиноваться. Воспитание пригодилось.
Я вошла в предродовую палату, крошечную,  без окна,  смежную с  родильным залом.
В этой палате стояли три  узкие коечки, две рядом и одна в углу. Коечки  были свободны, а в углу лежала женщина-армянка.
Вошла я в эту предродовую палату с благоговением, тихо сияя счастьем.
У  меня ничего не болело.
В ту же секунду я увидела ярко-жёлтый электрический свет родильного зала, кусок белой кафельной стены.

Боком к  проёму  стояла очень крупная женщина, похожая на Ивана Поддубного, силача и артиста цирка. Её лицо было свекольного цвета, чёрные прямые волосы прилипли к щекам.
В руках она держала, как щит,  большой, жёлтый, эмалированный таз. Но самым  ошеломительным было  то, что она почему-то    изрыгала густым басом какие-то  жуткие проклятия, так, будто перед ней  был кто-то виноватый  и никак не понимал её приказов.
В первое мгновение мне показалось, что идёт какая-то страшная драка или скандал, женщина истерически выкрикивала  матерные слова  и, из-за того, что мне не было видно,  кто там был перед ней, я решила , что происходит что-то, связанное с прорывом канализационной трубы или батареи, произошла какая-то страшная катастрофа, а я тут совсем некстати очутилась....
Происходили роды.
Роженицу видеть я не могла и это было моё счастье.
Вдруг раздался нечеловеческий, , точнее,  звериный крик и... вскоре всё затихло.
Акушерка начала громко и смачно, с матерком,  отчитывать роженицу, ругая её за то, что та чего-то там неправильно делала.
"Чёарёшь, дура!!! Ох, и надоели мне эти бабы ненормальные, психованные!
Ни хера не умеют дышать! Как ребёнка-то будешь растить, корова  ты недоенная!!!"
Почему-то подумалось, что я никогда до этого не слышала тех выражений, которые  так  и  сыпались из  акушерки–Поддубной.
Ах, вот она, жизнь, оказывается, какая! Настоящая.
Вот о чём мне мама всю жизнь твердит...
Я молилась внутренне о том только, чтобы  услышать крик ребёнка. Но там настала странная тишина...
Ко мне подошла  пожилая санитарочка с гранёным  стаканом  в руках. В зеленоватом стакане была какая-то маслянистая прозрачная  жидкость с пузырьками,  без запаха. Грузная одышливая бабулечка с бесстрастным, как у китайских кукол, монголоидным лицом,  помешивала это странное вещество  деревянной палочкой.
Я  спросила, что это такое.
Она   равнодушно ответила:
"Не хочешь – не пей",
и повернулась, унося стакан с вазелиновым маслом.
"Нет, нет! Что вы, что вы! Давайте, я выпью, если так надо"
Я выпила залпом весь стакан  и, как ни странно, ничего особенного не почувствовала.
Хорошо, что я не знала, что это такое.
С этого момента про меня как бы забыли.
Сделали какой-то укол и я заснула. Очень была рада, что роды, кажется,  начнутся, когда ночь уже пройдёт.
Больше всего я боялась родить ночью.

( продолжение следует)