***

Зоя Доброгаева
                Воспитательный  момент

      Я  смотрю  телевизор.  Передача  про  зверей.  По  густому  лесу,  через  бурелом  пробирается  огромная  медведица  с  маленьким  медвежонком.  Медвежонок  то  идет  рядом  с  матерью,  то  вдруг  отбегает  в  сторону.  Медведица  негромко  рявкает,  но  малыш  непослушен.  Несколькими  прыжками  она  догоняет  его,  хватает  за  загривок  и  хорошенько  треплет.  Ему  больно.  Теперь  он  послушно  и  понуро  идет  за  ней.
       Он  еще  не  знает,  что  он  детеныш  большого  и  сильного  зверя  --хозяина  леса.  Но  сейчас  он  маленький  и  слабый.  Он  не  знает,  что  где-то  рядом  ходит  злой  волк  и  хитрая  лисица,  и  если  он  уйдет  далеко  от  мамы  -- его  съедят.  Он  должен  слушаться  маму.  Он  знает,  что  если  не  послушает,  ему  будет  больно.  И  больно  ему  сделает  вот  эта  большая  и  добрая  мама,  которая  кормит  его  своим  молоком,  ласкает  и  согревает.  Он  ее  любит  и  побаивается.  А  чтобы  выжить  и  окрепнуть,  он  должен  слушать  маму  бесприкословно.
         Мы  люди.  Бог  одарил  нас  разумом.  Но  этот  разум  он  нам  дарит  не  сразу.  Умнеем  мы  понемногу.  Маленького  человека  нужно  учить.  Я  вспоминаю  своего  маленького  сына.  У  нас  был  большой  аллюминиевый  чайник,  и  когда  мы  садились  пить  чай,  чайник  ставили  на  стол.  Сын  всячески  старался  его  потрогать.  Я  пугала  его:  «Не  трогай  чайник,  он  укусит  тебя!»  Ну,  конечно,  он  не  слушал  меня.  И  один  раз  приложился  своей  ладошкой  к  горячему  чайнику.  Как  он  орал!  После  этого  случая  он  долго  обходил  чайник  стороной  и  всем  домашним  говорил: «Чайник  кусь-кусь.» Такой  опыт  он,  конечно,  болезненный,  но  не  опасный  для  жизни.  А  в  жизни  бывают  ситуации,  когда  нельзя  провести  такой  опыт.  И  тогда –только  родительский  запрет.  Нельзя  это  делать  и  все!  Если  не  послушаешься,  я  сделаю  тебе  больно. Вот  у  меня  прут  или  ремень,  я  ударю  им.
        Много  лет  идут  споры:  нужно  ли  наказывать  детей  физически.  Многие  говорят,  что  это  делать  ни  в  коем  случае  нельзя.  Родители  должны  детей  убеждать,  объяснять  ребенку,  что  можно,  а  что  нельзя.  Да,  это  нужно  делать.  Но  как  объяснить  2-х –3-х летнему  ребенку ,что  нельзя  брать  и  зажигать  спички,  что  нельзя  лезть  в  реку,  где  глубоко  и  т.д.  Ты  объяснишь  все  это,  но  поймет  ли  он?  Маленький  ребенок,  как  тот  маленький  медвежонок,  очень  мало  знает  и  не  может  предвидеть  опасность.  Значит  нужен  запрет,  и  наказание,  если  ослушаешься.  Да,  ребенок  будет  побаиваться  взрослого,  но  это  с  возрастом  пройдет.  А  вот  вседозволенность  сделает  неуправляемым  ребенка,  а  это  уже  трагедия  и  родителей,  и  ребенка.
       Маленький  человек  должен  с  детства  усвоить,  что  можно,  а  что  нельзя.  Так  устроена  жизнь.