Метро 2033. Возвращаясь в колыбель. Глава 3 Черноб

Дмитрий Хамдамов
Глава 3 Чернобыльцы

- Скобовцев, доложитесь.
Сергей стоял по стойке смирно, возвышаясь над присутствовавшими в кабинете.
- Докладываю. Потерь в живой силе нет. Вездеход получил легкие повреждения. Пулемет безвозвратно утрачен. Со мной три человека из метро: говорят, что сталкеры, хотя других там на поверхности и не встретишь. Я их подобрал на улице: они отбивались от стаи рыжих собак. Я планировал с их помощью проникнуть в метрополитен для выполнения поставленного задания, но при взрыве осколком у машины снесло люк и пулемет, который я установил на крыше, а у сталкеров боекомплект был на исходе. Так что, под землю мне попасть не удалось. Да, я им сказал, что приехал торговлю с москвичами налаживать, а о действительной цели задания сталкеры не знают.
Старьевщик хмыкнул.
- Взрыв, говоришь...
- Да, взрыв. Сталкеры должны были взорвать гнездо стаи собак, но попали в засаду: из пяти, к сожалению, выжило трое. Тем не менее, задание они выполнили.
- Выполнили, в отличие от тебя, - сказал старейшина, усаживаясь в кресло.
Сергей увидел, как у полковника заходили желваки, и приготовился получить разнос.
- Прокофьич, не кипятись, - встрял Старьевщик. - Говоришь, задание выполнили? Хм... Может это как раз те люди, которые нам нужны. Конечно, я думал, что их будет больше...
- Остается их уговорить поучаствовать в твоей авантюре, - сказал усмехаясь один из присутствовавших офицеров.
- Это уже моя проблема, - резко бросил старик. - Сергей, приведешь этих хлопцев ко мне в гостевой дом, только пусть сначала отдадут ОЗК на дезактивацию.
- Только они, это, днем без противогазов передвигаться не могут. Светофильтры у них там на стеклах...
- Морлоки, - зло усмехнулся Иван Прокофьевич, - всего-то двадцать лет хватило. Не угадал Уэллс, не угадал...

***
Старьевщик и гости разглядывали друг друга. Красному это удавалось лучше: в плотно зашторенной комнате стоял сумрак — обычная среда обитания жителей метро. На Старьевщика смотрел сорокалетний мужик с бледным лицом, окаймленным короткими седыми волосами. Бороду и усы Богдан Краснов, так звали сталкера, принципиально не носил, считая эти атрибуты признаком лености. Тем не менее, это не мешало ему уже второй десяток лет иметь у себя в напарниках Дика, который постоянно отращивал себе бороду. Иногда менялась её форма: эспаньолка, русская лопата, но бороду напарник никогда не сбривал. Восемнадцатилетний Андрюха выглядел именно как Андрюха: его лицо, вихрастая прическа не позволяли его назвать Андреем и уж тем более Андреем Михайловичем, как он был наречен от рождения.
- А вы здесь здорово обосновались, - прервал Дик затянувшуюся игру в «гляделки». - Глядя на ваш поселок начинаешь верить, что у человечества есть шанс выжить.
Старик грустно вздохнул.
- Боюсь, этому поселку лет через десять придет конец. Агрессивная зона ежегодно увеличивается, а в последний год скорость роста заметно увеличилась.
- Придется вам к нам…, - попытался пошутить Андрюха.
- Да подожди ты, - прервал парня Красный. - Нас сюда позвали не просто так, а ты со своими шуточками... Выкладывай, старик, не томи.
- Так вот, про зону, - подождав минуту, продолжил Старьевщик, - зона… в общем так: я ищу людей для экспедиции в Африку. У тамошних аборигенов не было ядерного оружия. Думаю, на них никто боеголовки не тратил, так что там потенциально пригодная для жизни и возрождения территория.
Сталкеры изумленно уставились на старика.
- Ты с ума сошел, дедушка? – полуулыбаясь спросил Андрюха, поднося палец к виску.
- Я тебе не дедушка! – взвился Старьевщик.
Он схватил молодого сталкера за запястье и нажал на какую-то точку. Андрюха скривился от дикой боли и сполз со стула на пол.
Старик сверху торжествующе посмотрел на него.
- Дедушки кончились в 2013 году, внучек, - съязвил он.
Красный с уважением посмотрел на старика.
- Поднимайся, Андрюха, - Дик похлопал молодого сталкера по плечу. - И когда ты язык свой придерживать научишься?
Между тем идея Старьевщика заставила Красного задуматься.
- В Африку, говоришь… А как мы туда попадем? У тебя самолет есть, что ли?
- У меня есть план. Если согласитесь, то все узнаете.
- А если не согласимся? – с хитрым ленинским прищуром поинтересовался Дик.
- А если не согласитесь, то мы вернем вас в Москву, когда починим транспорт, и можете лазать по туннелям как крысы, пока вас кто-нибудь там или на поверхности не сожрет. Посмотрите на себя! – распалился хозяин комнаты. - Солнечный свет уже не переносите, хотя всего двадцать лет назад жили с ним каждый день. Этот парень, - старик кивнул на Андрюху, - не сможет по поверхности днем ходить без светофильтров никогда. И не факт, что следующие поколения московского метро не начнут рождаться без глаз, ведь в темноте они будут попросту не нужны. Вы становитесь слепыми кротами, морлоками, которые не выносят поверхность, а та, в свою очередь, не выносит вас.
Сталкеры ошарашено переглядывались. Они явно не ожидали такого ответа. Глаза старика горели огнем праведника, пытающегося донести истину до заблудших сыновей, огнем фанатика, для которого существует лишь одна истина, а все остальное — ложь.
- Ты и ты, - продолжил старик, возвысившись над сидящими гостями и показав указательным пальцем на Красного и Дика, - еще имеете возможность увидеть солнце своими глазами: это дело привычки и тренировки. Даже если вы и погибнете в пути, то погибнете как вольные люди, прожившие свою жизнь не зря. И ваш молодец мир посмотрит: небось, дальше своего района по Москве и не хаживал-то. В общем, думайте, хлопцы. Завтра жду вашего ответа. Как раз вездеход отремонтируют.

***
Сталкеров поселили в большом деревянном сарае, который при ближайшем знакомстве оказался сеновалом. Для гостей, привыкших спать, где придется, такая постель казалась роскошным ложем, на котором можно всласть отдохнуть. Как только закрылись ворота, погрузив сарай в сумрак, сталкеры сняли противогазы и упали в сено.
- Слушай, Красный, - задумчиво произнес Андрюха, - а если то, что нам сейчас рассказывал старик, ерунда? А ночью они нас того, чтобы мы ни кому не смогли рассказать об этом месте.
- Маловероятно, - подумав ответил Красный, - но охрану на всякий случай нужно выставить. Будем дежурить каждый по два часа.
Ближе к полуночи подошла очередь Андрюхи. Красный, растормошив его, сразу же повалился на сено, мгновенно погрузившись в сон. Парень прислушался: за воротами сарая было тихо. Странная это была тишина: в ней не чувствовалось никакой угрозы, напротив, она успокаивала. Где-то за стропилами «пиликало» насекомое, которое Красный назвал смешным словом: «кузнечик». И оно не хотело убить, съесть или выпить кровь. Андрюха, незаметно для себя уже почти задремавший, встрепенулся. Обостренным за годы жизни в метро слухом он услышал, как кто-то мягкими крадущимися шагами приблизился к воротам. Это был явно не человек. Сняв автомат, парень осторожно отстегнул рожок. Осталось всего три патрона. Вставив рожок на место, Андрюха снова вслушался. Слышимое на грани восприятия учащенное дыхание окончательно пробудило его от дремы.
Нагнувшись над ухом Богдана, он прошептал:
- Красный, у нас гости.
Сталкер тут же открыл глаза. За ним сразу же пробудился Дик. Не говоря ни слова, последний вытащил «Кольт» и последовал за напарниками, бесшумно подкравшимися к воротам с «Калашниковыми» наперевес. Андрюха схватился за ребро одной из створки ворот, которые не были плотно прижаты друг к другу, и резко потянул на себя. Створка со скрежетом трущегося о цементный пол дерева отошла в сторону, и Красный сразу же нырнул в темноту. Раздалась короткая автоматная очередь, к которой через мгновение присоединились пистолетные выстрелы. Затем Красный разразился ругательствами:
- Что это за хрень? Сначала – гигантские люди, а теперь гигантские псы. Здесь же вроде как нет мутантов?
На звук автоматной очереди уже бежало несколько гигантов с АКМ наперевес.
- Что случилось? Кто стрелял? – спросил один из подбежавших бойцов.
- На нас хотел напасть гигантский пес, белый, как моя смерть, - ответил сталкер. - Я пальнул в него, но он, падла, быстрый: скрылся за домом.
Красный показал пальцем на одну из казарм. Стоявшие гиганты разом навели оружие на сталкеров.
- Вы стреляли в Брата, - грозно сказал один из них.
- Спокойно, хлопцы, - сказал Старьевщик, подойдя к бойцам, - уберите оружие. Это моя ошибка. Я попросил Лютого посторожить наших гостей во избежание всяких эксцессов, но забыл, что в Москве люди для животных являются лакомой добычей. Они грешным делом подумали, что Брат их хочет съесть.
Гиганты опустили автоматы. Дик недоуменно посмотрел на старика:
- Брат? Эта собака – ваш Брат?
- Не собака, а волк. Белые волки – наши братья, - с вызовом сказал один из гигантов. - Вот как голову он тебе откусит, сразу узнаешь, какая это собака.
- Так, хлопцы, поостыньте, - примиряющее сказал Старьевщик. - Господа сталкеры, раз уж вы прервали мой сон, и уже, формально, наступил новый день, пойдемте, я вас немного просвещу. Думаю, это вам поможет принять верное решение.
Старик махнул рукой, приглашая последовать за ним.
Сталкеры вновь оказались в его комнате. Стол, тумбочка, несколько стульев и кровать — стандартный набор для гостевой комнаты, по крайней мере, в Наукограде. Старьевщик вытащил из тумбочки четыре алюминиевые кружки и налил в них из чайника, стоящего при кровати, какую-то жидкость.
- Чай. Из Грузии. Правда, мутировавший слегка, но вкусовых качеств не потерявший.
- В Грузии тоже живут люди? – спросил Андрюха, уже устав удивляться.
- Только у побережья. Основную часть страны накрыла «Сатана» - там американцы свой контингент держали.
- А вы откуда знаете об этом?
- Должность такая у меня: все знать… в общем, был я там пару лет назад.
- И много таких мест, где живут люди на поверхности.
- Думаю, достаточно, несмотря на последствия войны. Но обитаемые территории постоянно сужаются за счет расширения агрессивной среды: мутанты уничтожают более слабые виды, и людям приходится уходить с уцелевших после войны мест. Через десять лет и нам придется уйти. Но я хочу, чтобы нам было куда идти. Может быть, часть людей из московского метро вскоре сможет вновь подняться на поверхность и переселиться на новые земли, а их дети опять смогут без опасения смотреть на Солнце. Но для этого необходимо поработать. Человек, как и животные, постепенно мутирует. Уровень радиации, который раньше вызывал лучевую болезнь, для него, - старик указал пальцем на Андрюху, - практически безвреден. Следующие поколения смогут выдерживать более сильные дозы. Для них это станет нормой. Главное, дать шанс появиться этим другим поколениям, пока агрессивная среда не успела взять окончательный верх над человечеством.
Старик сделал глоток чая.
- Да, кстати, я так и не представился. Меня зовут Данила Дмитриевич, но в народе кличут Старьевщиком: хожу по городам и весям, приторговываю понемногу...
- А тут захотелось с Африкой поторговать, - не удержался Андрюха.
- А ты, видать, хохмач, - ухмыльнулся Старьевщик.
- И точно, Хохмач, - подтвердил Дик. – Во! Теперь у тебя, Андрюха, такая кликуха будет.
Присутствующие в комнате рассмеялись.
- Меня Красным кличут, - представился Краснов, - а зовут Богдан. А этот бородач — Дик. Просто Дик. Никто его настоящего имени не знает, даже он сам.
- Будем знакомы, хлопцы, - старик и сталкеры чокнулись кружками.
- Итак, хлопцы, - сказал Старьевщик. Сделав очередной глоток, - я вам обещался рассказать, что здесь и откуда. Но сразу предупреждаю: информация эта секретная, а значит, о своих знаниях распространяться никому не следует, ибо последствия могут быть непредсказуемыми, вплоть до войны с охочими до наших секретов. Если вы не можете быть стопроцентно уверены в себе, лучше скажите об этом сразу.
Старик пристально посмотрел на гостей. По его тону и взгляду Красный понял, что информация, полученная от старьевщика, фактически отрежет сталкеру и его товарищам дорогу назад. Реальная возможность выбора жизненного пути после предстоящего разговора может превратиться в эфемерную. Видимо, хозяин комнаты уже все решил за сталкеров, сделав их заложниками своей фанатичной идеи. Поняли это и остальные сталкеры. Но к этому времени все уже непостижимым образом подхватили от Старьевщика вирус, вирус интереса к неизвестному, проникающий в разум и рисующий фантазии о неизведанных землях, где можно начать все с начала. Может, это гипноз, внушение. Какая разница… В любом случае, сталкеры по своей природе были авантюристами. Ну кто, скажите, в здравом уме и памяти будет практически ежедневно расхаживать по «гостеприимной» столице? Гости не могли пойти против собственного «я», и они молча поочередно кивнули головами. Старик, усевшись поудобней на краю кровати, начал свой рассказ.
- Значит так. Наукоград – это бывшая спецчасть, так называемая военная лаборатория, в которой проводились перспективные исследования по созданию совершенных солдат. Еще до Великой отечественной войны СССР пыталось создать суперсолдат: этаких киборгов с искусственными внутренностями и конечностями, но с началом войны проект был закрыт, а ученые погибли – кто на фронте, а кто при странных обстоятельствах умер. Тем не менее, исследования в данном направлении имели определенные успехи, чему есть многочисленные доказательства. С момента использования США ядерного оружия, руководству страны стало очевидно, что необходимо двигаться в ином направлении: создавать суперсолдата, который сможет эффективно действовать на пораженных радиацией территориях. Такой суперсолдат должен был обходиться без ОЗК неограниченное количество времени и без последствий. Так в шестидесятых годах прошлого столетия родился проект «Свинец». Для него отбирали добровольцев со всей страны, но исследователей преследовали неудачи. С точки зрения науки принцип был прост: человека облучали определенной дозой радиактивного излучения и смотрели, насколько долго человеческий организм может сопротивляться лучевой болезни. Считалось, что должны быть индивидуумы, обладающие иммунитетом к ней. Но то ли выборка людей была маленькой, то ли способы облучения были не те, только все подопытные быстро умирали. В середине семидесятых проект закрыли, но через десять лет случился Чернобыль. Усилиями одного из бывших руководителей проекта он был возрожден. Для исследователей авария была как нельзя кстати: достаточно большое количество людей подверглись в той или иной степени радиационному поражению. Был создан секретный архив досье на них. За людьми негласно следили в течение всей их жизни, следили и за их детьми, регулярно под разными предлогами проводя медицинские обследования. С момента аварии часть базировалась на территории Украины, но непосредственно перед развалом СССР дальновидные люди её передислоцировали в то место, где мы сейчас находимся. За это местные и прозвали тех, кто служил в части, чернобыльцами. О том, что здесь живут люди, изменившиеся в результате чернобыльской аварии, им неведомо. А неведомо потому… В общем, нашли пятнадцать семей, где отец или мать были ликвидаторами, но практически не пострадали от лучевой болезни, и анализы, взятые у их детей показывали очень высокую сопротивляемость организма к радиации, и поселили на территории части, посулив им все блага цивилизации. В итоге, всех удалось уговорить. Даже в голодные девяностые исследования продолжали финансироваться, чего уж говорить о нулевых. Но в том, что вы видите сейчас, виноваты не ученые, а Третья мировая. Да, здесь не взрывались ядерные боеголовки, не распространялась созданная в лабораториях зараза, но все равно был пепельный снег, все равно были кислотные дожди, подозреваю, что мог истончиться озоновый слой, в итоге, дети из тех пятнадцати семей стали усиленно расти, а их кожа и волосы - темнеть. Одно время были опасения, что это – неконтролируемая мутация с неизвестными последствиями. Раздавались голоса, особенно в первые голодные годы, что их нужно прогнать из части. Однако, носители этих голосов, в итоге, оказывались в заснеженных лесах, один на один с голодными зверями. Этому сильно поспособствовал Иван Прокофьевич. Он единственный из ликвидаторов, кто не заболел лучевой болезнью и был действующим военным. Его перевели в часть заместителем командира по воспитательной работе, то бишь - политруком, а уже после Катастрофы, когда от рака умер прежний командир, Петров при поддержке большинства взял власть в свои руки. Прокофьич установил жесткий порядок, а несколько позже были получены обнадеживающие результаты: ученые установили, что изменение фенотипа детей совпадает с их половым созреванием…
- Изменение чего? – перебил старика Хохмач.
- Чего, чего, - передразнил Дик парня, - Фенотипа, то есть внешних признаков человека.
Старьевщик, не обратив внимания на перепалку, продолжил.
- В общем, дети выросли и теперь растят своих детей. Есть и смешанные браки. Некоторым девушкам, - старик издал смешок, - так сказать нравятся большие парни… Вот, в принципе, и все. Ах да: ребята совсем не боятся радиации и обладают внушительной физической силой, а если она дополнена еще и оружием…
- А волки? – вновь встрял Хохмач.
- Что волки? – удивился старик, а потом спохватился. – Ты о Братьях? Так там темная история, но это всё тоже самое – последствия радиации.
Красный почувствовал, что Старьевщик не хочет говорить на эту тему и толкнул ногой ногу Андрюхи, когда последний собирался было вновь открыть рот. Сталкер поставил кружку на стол и шумно выдохнул.
- Хорошо, Старьевщик, - сказал он. – Мы все понимаем, что с такой информацией нас далеко не пустят. Так что – выбора у нас нет. Мы идем с тобой в эту твою колыбель человечества.
Старик радостно улыбнулся.