Сказка об умном государстве

Richard Bax
О великий падишах, о светоч прогресса и путеводная звезда, освещающая путь твоему народу во мраке невежества и глупости, о мудрейший, да отрежут язык всякому, кто сеет смуту и утверждает, что земля круглая как арбуз.
Есть у меня для тебя повесть о далёкой стране, считавшей себя самой умной.

За пустынями, за океанами, среди морей, гор, среди северных пальм, не таких как у нас, с листьями по всему стволу, раскинулось большое государство.
Страна, как страна, не лучше других, не хуже, обычная для тех мест и времён. Да только случилось так, что династия падишахов, триста лет сидевшая на том троне, трон этот потеряла.
Новый падишах недоверчивый был, старых визирей и чиновников прогнал, и попытался сам управлять свалившимся на него наследством.
Но, один в поле не сарацин[1]. Не успевал он со всем справиться, он и друзей своих приобщил к руководству, и прислугу свою – кухарку, конюха, дворника. И всё равно не поспевал за всем уследить.
Начал было с улицы челядь брать и посты государственные давать, да оказалось всё не просто. Народ ни читать, ни писать, ни считать не умеет.
Начал тогда падишах школы строить, где всех грамоте обучали, учили думать, рассуждать. Особо умных отроков выделяли, приобщали к государственным премудростям. И стал в той стране народ умным. Весь. Все читать, писать умели, таблицу умножения знали.
А дальше, больше. Падишаху так это понравилось. Построил он библиотеку, самую большую в мире, собрал в неё знания и мысли со всего белого света.
Хранились в ней глиняные черепки с выдавленными буковками, древние папирусы с интереснейшими рисунками, деревянные таблички с резными словами, редчайшие грамотки, нацарапанные на бересте, скрученные в рулоны шёлковые полотенца со странными иероглифами, рисовые листы, тонкие и прозрачные, усыпанные мелкими, чернильными завитушками, дорогие книги в кожаных переплётах с металлическими застёжками.
Любой мог зайти, будь ты селянин, горожанин, воин, посидеть в прохладных залах, полистать опыт веков, набраться всякой премудрости. И денег за это падишах ни с кого не брал. Об одном просил – учитесь, учитесь, учитесь.
Но век падишахов не долог. Каким бы ты не был – враги у тебя всё равно будут. Нашлись они и у падишаха-просветителя.
Недовольные собрались в древнем лесу, вдалеке, подальше от людских глаз, на границе с одним плохеньким государством и сговорились свергнуть падишаха. А как известно, и стая зайцев, иногда, сильнее льва.
Падишаха низвергли, посты визирей поделили, на места чиновников родственников посадили. И радуйся, вроде бы так всё хорошо получилось, так нет, народ ропщет, недоволен. Некоторые умники о выборе говорят, к незаконным действиям в отношении законной власти призывают.
Стали вновь пришедшие троноблюстители думать, как не лишиться тёплых мест и сытых столов. Да долго не думали – разогнали умничающих, кого из пушек постреляли, кого в яму посадили, стабилизировали, так сказать, ситуацию.
А чтобы впредь не было соблазнов бунтовать и баррикадничать, книги продали, библиотеку под чайхану приспособили.
Школы оставили. Оставили, оставили…
Правда, писать, читать там уже не учили, обучали только мотыжному ремеслу, скороходческим навыкам и наставлениям для молодёжи - “опасайтесь бродяг и жуликов”[2].
А в присутственные места набирают теперь, как и в давние времена, по-семейному, по-родственному, тихо и степенно.
Да и правильно! Что было там хорошего! Говорят, из того умного государства ересь, о круглой как арбуз земле, и пошла. А такого быть не может, арбуз – он же скользкий, все бы всегда падали. Нет, земля как чурек из печки, тёплая, шершавая и плоская.

Ой, как лепёшками из кухни запахло, завтрак готовят. Тут и сказке конец. Тебе, спаситель ты наш, о государстве идти думать, книжки только не читай, глаза не порти. А я пойду танец живота постигать, чтоб тебя потом порадовать.
А, ночью я поделюсь старым сказанием, бабушкой моей сохранённой, о стране, где детям не только разрешили не учиться, но ещё и розгами за провинности не били.

До вечера…

---------------------------------
[1] Сарацины (греч.) – “восточные люди”, народ, упоминаемый древнеримскими историками, кочующее разбойническое племя.
[2] Все совпадения с школьным курсом ОБЖ случайны. :)