Прощай, Тарантино

Олег Макоша
           «Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшим являются кино и цирк»
                Приписываемая В.И. Ленину фраза.

           Я закончил тем, с чего он начал, не Ленин, а Тарантино. Торговцем дисками с видеофильмами. Не знаю, любовь ли к кино тому виной или отсутствие честолюбия, но теперь, с девяти до пяти, по приглашению своего приятеля, я стою за прилавком, в просторечии именуемом – лоток.
           -- Выручи на пару недель – попросил дружбан.
           -- Да нефига делать – ответил я.
           Поэтому стою и выкрикиваю:
           -- Кино, игры, порнография! Подходим, бля, не стесняемся, требуем извращений и артхауса!
           После таких рекламных воплей есть крупный шанс нарваться на полицейского в штатском, (желающего приобрести диск-другой с гей-порнухой), и хапнуть свои пару лет условно. Но это профессиональный риск, а кто не рискует, тот… далее по тексту.
           Весь товар на рынке контрафактный и здесь нет ни одного не осужденного продавца, но, похоже, ветераны даже гордятся своими сроками.
           -- Леше дали пару лет – со значением говорит Ваня, лоток номер пять.
           -- Приняли? – с пониманием уточняет Коля – номер девять.
           -- Под подпиской.
           -- Да ладно, Саню на четыре закрыли реально. 
           И так далее.
           Мне от этих слов слегка муторно, но я держусь.
           Я, это – «мертвый» стол номер тринадцать.
           Зимой тут мерзнут, а летом изнывают от жары. Заработанные деньги предпочитают тратить на выпивку и всевозможные стимуляторы. Диапазон последних широк как река Волга. От относительно безобидной травы до тяжелых растворов мутного происхождения. Я от этого говна всю жизнь воздерживаюсь и поэтому слыву белой вороной. Но мне начхать, я здесь ради заработка и от безысходности.
           Да… и еще я, конечно, люблю кино.
             
                *

                Торговец черным деревом – Себастьян Переро

           Впечатления первой недели.
           В среде дископродавцев ходит много разговоров о былых золотых денечках.
           -- Раньше, на этом деле, квартиры с «Лексусами» покупали.
           Надо понимать, что сейчас времена похуже. Тем не менее, никого отсюда поганой метлой не выгонишь, хотя каждый мечтает уйти. Нормальная история: вырваться из болота в чистое небо и плюнуть вниз.
           Пока разговоры остаются разговорами. Мой приятель и наставник Ильмас Косопетов мечтает снимать художественное кино. Полный метр, как говорили во времена моей молодости. Для этого ему надо поступить во ВГИК. Обучение в коем стоит, то ли миллион, то ли три. Не помню.
           -- Сдам экзамен, поднакоплю денег и вперед.
           Денег «поднакопить» он собирается здесь на Рынке.
           -- Главное что, – учит меня Ильмас – главное – калым. А на зарплату мы не проживем. Ищи клиента, не упускай наживу. Увидел, начинай грузить, накладывай и накладывай. Чтоб меньше чем на три-четыре тысячи не брал. Потом все оформим грамотно (обманем хозяина). И не стесняйся, зови.
           Я и зову:
           -- Фильмы! Игры! Музыка!
           Только все бестолку, мой стол «мертвый», а это значит, что до него не доходят клиенты. Всех их расхватывают на первых трех, максимум четырех лотках.
 
                *

                Торговец черным деревом – Себастьян Переро 2

           Ильмасу тридцать лет, двенадцать из них он торгует дисками. Главный специалист на рынке. Видел все фильмы и пробовал все смеси во все места. Три судимости. Каждый год поступает во ВГИК, удачно проходит творческий конкурс и режется на экзамене. Просто не приезжает и не сдает, поглощенный широко бурлящей жизнью вокруг.
           -- Мы тут подсчитали. Нужен миллион. Камеру купить, то-се, водки для актеров и так далее.
           Он рассказывает мне, что если не поступит и в этом году, то будет снимать фильм в нашем родном городе.
           -- С пацанами подсчитали.
           Но сейчас пацаны ходят вокруг него и томятся. Минут через пять они отбегут, а через пятнадцать вернуться успокоенные и счастливые. И будут неторопясь решать кому получать новый срок за порнуху. Нужен человек без действующей судимости на данный момент. Такой договор с полицией: кто-то должен хапнуть, кто, решать пацанам, но хапнуть должен. Два-три года условно и штраф в разумных пределах.
           Потому что при последнем полицейском налете, наш общий хозяин и мой приятель, когда менты прихватили Ильмаса с порнофильмом, подошел, спросил:
           -- В чем дело?
           Вырвал из рук мента диск и разломил пополам. Осколки бросил под ноги.
           -- Ну, ты попал – обрадовались охреневшие полиционеры.
           -- За что? – поинтересовался друган.
           Вот теперь ребятки и решают, кому получать условный срок.
 
                *

                Дискавери

           В первый же день моего появления на новом рабочем месте случилось две примечательные вещи: меня кинули на пару фильмов и я попробовал чурчхелу. Собственно, эти происшествия и определили мою дальнейшую судьбу.
           Накануне я у мамы тулупчик взял напрокат. Холодно же, пока дома сидел и баклуши бил, на улице было ноль-минус два, а как только вышел за лоток – минус двадцать четыре. Это нормально.
           Поэтому одеваюсь так.
           На ноги – «прощай молодость» с двумя шерстяными носками и тремя стельками. Штаны толстые на синтепоне, типа лыжных самосбросов, а под них – еще одни с начесом. Три свитера, мамин тулупчик, шапка, шарф и варежки специальные, у которых вязаные пальцы сдергиваются, а оттуда живые вылезают – деньги считать и коробки с дисками лапать.
           И вот подаю я одному деятелю такую коробку, а он мне деньги, пятьсот рублей одной купюрой. Я говорю:
           -- Сейчас – и бегу у товарищей менять.
           А когда возвращаюсь, то отстегиваю сдачу и делаю ручкой, благодарю за покупку. А он мне, соответственно. Потом я оборачиваюсь и замечаю непорядок. Чего-то явно не так. Стою, смотрю. И понимаю, что упер покупатель два, как раз лицензионных диска (в виде исключения, лежащих для заманухи на столе), пока я бегал менял пятисотку.
           Но разбираться поздно, клиент слинял.
           Ильмас высказался:
           -- ***ня… Так сказать, с почином.
           И я высказался:
           -- Действительно, ***ня… Так сказать.
           А чурчхела мне понравилась.

                *

                Кино и немцы

           В основном, народ спрашивает новинки. Те, что рекламируют по телику. Хорошо идут российские фильмы: военные сериалы, милицейские (полицейские) боевики и всякая сопливая хрень. Недавно все гонялись за «Делом гастронома номер один», а сейчас за «Высоцкий. Спасибо, что живой». Но первый канал четко блюдет свои интересы и торговать «Высоцким» приходится из-под полы. Ходят специальные люди и зырят, чтобы новинок канала на столах – ни-ни. То есть, подходит какой-нибудь чел и просит:
           -- Это… «Высоцкий» есть?
           А мы ему:
           -- Чаво?
           -- Ну, это… фильм такой…
           Если человек на вид правильный или тем паче проверенный, так называемый «постоянник», то диск ему выдается. Буквально вынимается из нычки в столе или где там еще. «Постоянников» у нормального торговца много, каждый старается прикормить побольше народу, сулящего стабильный доход. Деньги не огромные, но верные. Прикармливают с помощью скидок, достаточно крупных, приятного обхождения и разговоров об умном. Потому что народ фишку не сечет совершенно. Половина интересующихся названия фильма правильно выговорить не может, а те, кто могут, лучше бы этого не делали. 
           Достоинства кино обсуждается на пальцах, междометиями и категорическими суждениями, типа:
           -- Говно.
           -- Бля, ваще.
           -- Я в ахуе.
           Есть отдельные посетители, которым не нравятся ничего. То есть они приходят, берут все новики или рекомендованные диски, чтобы через пару дней их обосрать, примерно в таких выражениях:
           -- Что-то, всё ваше кино – отстой. Вот всё что вы мне рекомендовали – отстой. Вот отстой отстойный. Отстой Отстоевич Отстоев. Вы специально?
           Ильмас обычно спрашивает:
           -- А какое кино вам нравится?
           Тут начинается просто как мычание:
           -- Да… э-э-э… бэ-э…. мэ-э… Ну, короче…. Дайте что-нибудь.
           Зы.
           Закончилась первая неделя моего противостояния. Она получилось короткой – четыре дня.
           Заработок, так себе. «Мертвый» стол, есть «мертвый» стол. И мгновение ока его не оживить. 

                *

                Мы так любим эти фильмы

           Вторая неделя, она же последняя.
           Люди – прекрасны. Особенно женщины. Особенно требующие кино за деньги.
           Стою во вторник (понедельник – выходной) за прилавком и сторожу покупателя. Подходит дамочка, говорит:
           -- Мне бы «Сватов» пятых.
           -- Сто пятьдесят – отвечаю.
           -- Сто пятьдесят?
           -- Да.
           -- А почему так дорого?
           -- Новинка. Литой диск.
           -- А в переходе – сто.
           Говорить ей, чтобы она шла в переход – бесполезно. Она пришла сюда. Видимо, в надежде купить еще дешевле, рублей за пятьдесят. И непременно «лицензию». Поэтому я улыбаюсь сквозь зубы и продолжаю убеждать:
           -- Зато у нас претензии предъявить можно. Если что не так, придете ко мне – стол номер тринадцать – и наплюёте в рожу.
           Дамочка смеется и покупает «Сватов».
           Вообще, «Сваты» улетели на ура, все три диска, что мне выдал Ильмас.
           Остальные сорок семь он предпочел продать сам, на своем козырном столе номер четыре.

                *

                Главнейшее из искусств

           Раньше эта гадость называлась – экранка. Вы помните: снятая с плеча в кинозале, с кривыми тирами и выходящими из зала людьми (если фильм плохой), со звуком как из водосточной трубы. Сейчас, это – рулонка или тээска. Похоже, воруют на стадии проката фильма в кинотеатре. Я точно техники не знаю, могу только предполагать из названия, отсылающего к рулону пленки заправленной в проектор.
           Есть рулонки более-менее качественные и если бы не звук, доводящий до нервного срыва, при желании можно было бы смотреть. А есть безобразные, за которые стыдно брать деньги. Самым же удивительным, был фильм Тиля Швайгера «Соблазнитель», где изображение являлось лицензионным (немецким?), а звук наложен из кинозала.
           Незабываемо.
           Зы.
           Имел душевную беседу с покупателем по поводу качества и видеопиратства.
           -- Это же перезапись.
           -- А вы что хотели?
           -- Лицензионный.
           -- За сто рублей?
           -- Да. 

                *

                Ленин в октябре

           В выходные самый сенокос. Столпотворение любителей отечественных фильмов про войну. Звучит это так:
           -- Про летчиков там или как его…
           «Как его» у нас достаточно. Выбор российских сериалов огромен.
           Я накладываю на прилавок коробки, человек начинает копаться. Потом спрашивает:
           -- А сказки есть?
           -- Как же-как же – отвечаю – полно.
           -- И что-нибудь классическое.
           -- ?
           -- «Спартак» с Керком Дугласом.
           Это суперспециалист, меня от таких тошнит в любой области знаний.
           -- «Спартак» только новый, из старого есть лицензионный «Беспечный ездок» с Николсоном.
           -- Новый «Спартак» – говно. Николсон – говно.
           -- «Ленин в октябре» – шедевр?
           -- А вы как думали?

                *

                День рождения кино

           Наши девчонки справляют день рождения Вероники. Все собрались в павильоне (крытая торговая площадка), там забились в контейнер и бухают.
           У нас хорошие девчонки. Молодые, красивые и доброжелательные. Работают на дисках с младых ногтей (лет с шестнадцати). Стоят за первым и вторым столами Васи Пейна, которому здесь принадлежит мест двенадцать. Нормально зарабатывают, каждый год ездят в Дубай. Часто меняют машины и съемные квартиры. Подкармливают меня пирожками, когда мне лень покупать у разносчиков гороховый суп в стакане.
           -- Шампанское будешь? – спрашивает Лена.
           -- С шоколадом – добавляет Вероника.
           Я смеюсь.

                *

                Кина не будет. Электричество кончилось

           Более позднее замечание.
           Я где-то читал, что упомянутый в заголовке Тарантино, в день смотрел по семь-десять фильмов. На стадии первоначального накопления творческого капитала. Я все эти две недели работы на Рынке, вечером смотрел по четыре-пять. Но думал, что и это дохуя. Теперь, по прошествии полугода после окончания работы, смотрю по новой системе.
           Любой фильм вырубаю через десять минут. Это у меня тест такой, если фильм не заинтересовал в первые десять минут, я больше не мучаюсь, не жду милости от режиссера.
           Чувствую, еще маленько и выработается стойкий иммунитет на любую продукцию.

                *

                Азиатские звезды

           Но лютые эстеты есть.
           На фильмы Вонга Кар Вая или Ким Ки Дука спрос маленький, но стабильный. Ходит парочка любителей ярко выраженного авторского кино, граничащего с неумелым экспериментом, и просит:
           -- Есть, чего-нибудь этакого?
           -- Как не быть – обнадеживает Ильмас – сейчас подберем из последнего.
           -- Вот – он протягивает коробку с диском – «Пустой дом, или клюшка для гольфа номер три».
           -- О! О! О! – восклицают любители.
           А я начинаю тосковать.

                *

                Саша Барон Коэн

           Дебилы форева.
           А Ильмас говорит:
           -- Интернет убил наш бизнес.
           Может и так.

                *

                Большой долг киноискусства народу

           Возвращается заболевший дископродавец, которого я подменял по просьбе дружбана, и в конце месяца я ухожу. Придется моим новым друзьям торговать без меня. Васе, Ильмасу, Лене, Веронике, Андрею и Олегу.
           Жаль.
           В принципе, мне понравилось.