Переступень Белый

Людмила Белан-Черногор
   Произошла эта удивительная история в давние времена. На окраине горной страны в небольшом селении жила девушка-сирота по имени Зоряна.
   
   Каждый день трудилась она от зари до зари, выращивая цветы для королевского сада. Придворный садовник, забирая рассаду, взлелеянную добрыми девичьими руками, оставлял ей гроши, которых едва хватало на пропитание.
   
   В той стране был обычай: все девушки ходили к старой колдунье. Она давала будущим невестам кусочек какого-то белого корня. Этот корешок надо было положить в туфель и ходить с ним до тех пор, пока в доме не появятся сваты.
   
   Пришла как-то к колдунье и Зоряна, но та ей сказала:
 - Тебе помочь я не могу. Своё счастье ты найдёшь сама.
   
   Пролетел год-другой - ничего не изменилось в жизни сироты. Бедная девушка совсем загрустила.
   
   Однажды, прийдя на бабушкину могилу, она горько расплакалась и вдруг вспомнила, как бабуся ей бывало говорила:
 - Высоко в горах, на скалах, растёт дивное растение, которое принесёт тебе счастье.
   
   На следующий день Зоряна отправилась на поиски волшебного растения. Дошла она до подножия гор, а куда идти дальше - не знает: где та заветная скала, на которой живёт благодатное растение?
   
   Неожиданно впереди проскользнула ящерка. Девушка глянула ей вслед и увидела едва заметную тропу, на которой были разбросаны чёрные ягоды.

   Вот Зоряна в горы поднимается, а ягодки ей дорогу указывают. Чем выше в горы, тем больше ягод становится. Девушка уже по скалам карабкается. А со всех сторон обрывы крутые подступают, её дальше не пускают.
   
   Села Зоряна на камень, да и не заметила как уснула. Утром просыпается она в зелёном шатре. Со скал спускаются побеги неизвестного растения: листья у него немного шероховатые, резные, а зеленовато-белых цветочков - видимо-невидимо.
 - Красота-то какая, - подумала путешественница и вдруг слышит:
 - Доброе утро, Зоряна! Вот ты и пришла ко мне. Твоя бабушка сказала мне однажды: "Помоги моей внученьке, совсем одна она останется после моей смерти".
 
 - Кто Вы? - спрашивает девушка.
 
 - Я - Переступень Белый из семейства тыквенных. Не любят меня люди - ядовитое я растение. Да ведь не знают они о моих лечебных свойствах. Тебе про них я всё расскажу; будешь людей лечить - ценить тебя станут.
   
   И Переступень рассказал девушке, как использовать его белые корни при лечении многих болезней.
 
 - Спасибо, доброе растение! - поблагодарила Зоряна.
 
 - А теперь отправляйся домой. Как увидишь чёрные ягоды на тропинке, наступай на них,чтобы семена земли коснулись - вырастут там мои дети, вот их и будешь использовать для лечения.
   
   Так и сделала Зоряна.
   
   Год прошёл, второй и третий наступил. Разросся переступень, до хижины дошёл, оплёл и её и старенькую изгородь.
   
   Как-то по селению разнёсся слух: у королевского сына, Марко, болезнь неизлечимая приключилась.
   
   Зоряна накопала корней переступня и, явившись во дворец, сказала:
 - Государь, дозволь мне полечить твоего сына.
   
   Король, разуверившись во всех докторах и знахарях, позволил девушке лечить Марко.
   
   Прошло три дня, и принц поднялся на ноги. А ещё через три дня забыл, что был когда-то болен. Король спросил у Зоряны:
 - Какую награду ты хочешь, милая девушка?
 
 - Мне ничего не надо. Это моя судьба - лечить людей, - ответила она и покинула дворец.
   
   А так уж случилось, что кусочек корешка затерялся да в сапог принца попал. Ходил Марко с тем корешком до тех пор, пока не привёл он его к старой хижине, в которой жила Зоряна.
   
   Судьба ли их свела или чудо какое - полюбили молодые люди друг друга, свадьбу сыграли и зажили счастливо.
   
   Зоряна хоть и принцессой стала, но не забыла своё предназначение: до глубокой старости лечила людей травами разными и словами добрыми.
   С тех пор знающие люди переступень белый почитают и другим о нём рассказывают.

   Cправка:
   Переступень белый - брат наших любимых овощей: огурца, кабачка и тыквы - очень ядовитое растение.
   Издавна знахари использовали его для лечения множества заболеваний.
В наши дни фармацевтическая промышленность выпускает медицинский препарат акофит, в состав которого входит корень переступня.

   Особенно популярно это растение в Закавказье, где его называют "кавказским женьшенем".

   В старину переступень считали оберегом от укусов змей и бешеных собак.
   В средние века в Германии его применяли в качестве приворотного зелья: кусочек корня надо было положить в туфель, приговаривая при этом :"женихи, спешите ко мне".