Театр абсурда

Михаил Абрамов
Шекспир говорил, что весь мир театр и люди в нем актеры. Это, конечно, справедливо и сегодня, но с одной небольшой поправкой: нынешний театр – это театр абсурда.

Вот несколько представлений, поставленных на международной арене за последнюю неделю.

На днях Госсекретарь Хиллари Клинтон объявила, что США окажут Египту военную помощь на 1,3 миллиарда долларов. Против кого может воевать Египет? От кого защищаться? Есть только одна страна, которая может быть потенциальным военным противником Египта. И эта страна – Израиль.

Зачем же вооружать Египет против Израиля? Разве Израиль не лучший друг США? Такой наивный детский вопрос. В мире здравого смысла ответ найти трудно. Ну, в самом деле, представьте на мгновенье, что Египет закупает на 1,3 миллиарда долларов оружие, скажем в Китае, или России. Представили? Вот был бы шум! Даже подумать страшно. Но в театре абсурда, если оружие продают США – это нормально, это для дела мира.


Кстати, миллиарды эти выделены несмотря на «плохое поведение» Египта. «Плохое поведение» - это не я придумал, это определение США для стран, которые нарушают абсурдную логику. Все страны мира - это ученики в театральной школе абсурдистов, где учителем США. Есть хронически успевающие и хронически неуспевающие, есть отстающие, есть невыучившие урок. Учителю помогают лучшие ученики, но и они порой заслуживают взбучку. Многим, чтоб учились, приходится платить за хорошие отметки. Нелегко приходится учителю: стран-то вон сколько расплодилось, а за всеми нужен глаз, находись они хоть за морями за долами, как Афганистан, например.

В чем же сказалось «плохое поведение» Египта? В том, что Египет неверно понял предмет «разделение властей». Египетская судебная система, стряхнув с себя тяжелую длань Мубарака, бывшего отличника в американской школе абсурда, возбудила судебный процесс против незарегистрированных «неправительственных организаций». Казалось бы Египет следует примеру Америки, которая давно проповедует принцип независимого от правительства суда. Разве не этим принципом разделения властей на административную, законодательную и судебную так гордятся в Америке? Казалось бы США должны обрадоваться, что в Египте, наконец, заработал независимый суд. Но в театре абсурда все наоборот. В театре абсурда американское правительство стало требовать вмешательства египетских генералов, чтоб они приструнили египетских судей. И они приструнили. Наверно, потому и дали миллиарды египетским генералам, что они правильно ответили на вопрос о разделении властей и о демократии. Учителю пришлось заплатить за хорошую отметку.


Следующая сцена. Саудовская Аравия не согласна с результатами референдума в Сирии.
В феврале этого года в Сирии прошел референдум, который одобрил новую конституцию с ограничением срока президентства. Явка избирателей составила больше 57%. Кстати, это больше, чем в американских выборах президента с 1972 по 2004 год, только в 2008 году (рекордном!) в США явилось такое же количество избирателей. Конституция в Сирии была одобрена 89 % голосов.

А нефтяная Саудовскиая монархия не согласна с референдумом. Саудовский король возмущен отсутствием демократии в Сирии и готов поспособствовать оружием, чтобы сбросить недемократичный сирийский режим. Ну где, кроме как в театре абсурда, можно представить, что монархическое государство, где никто слыхом не слыхал о каких-то референдумах, будет требовать подлинную демократию, в стране, где прошел референдум?

И, наконец, последнее за эту неделю. Президент Обама резко осудил намерение Северной Кореи запустить спутник в космос. Он сказал, что это провокация. При этом военные маневры Южной Кореи и США на границе с Северной Кореей провокацией не являются. В театре абсурда военные маневры 200 тысяч человек являются актом доброй воли, а освоение космоса – это преступная акция.

В театре абсурда можно устанавливать противоракетную оборону в Польше против несуществующих иранских ракет. Или корейских. У Ирана и Северной Кореи оказывается старые счеты с Восточной Европой. В театре абсурда можно по своему хотению разрушить страну, находящуюся за тысячи километров, под предлогом защиты от несуществующего ядерного оружия, как это было в Ираке, свергнуть светский режим, спровоцировать религиозную войну и назвать это победой демократии.

В театре абсурда своя логика. Эта логика, однако, абсурдна только для сторонних наблюдателей. Для своих – это железная логика. Это логика кошелька и дубинки. И против доводов этой логики никакая другая не устоит.