Среднюю школу - с головы на ноги

Андрей Якуп
               
   Действующая у нас система образования школа-ВУЗ, на мой взгляд, имеет резервы, использование которых сделало бы обучение более эффективным. Одним из шагов в этом направлении может стать более логичная последовательность изучения технических дисциплин. Научные сотрудники знают, что любая научно-исследовательская работа (а познание ребёнком окружающего мира именно таковой и является) начинается со сбора информации и накопления фактических данных. Следующим этапом идёт осмысление и систематизация собранного материала и только после этого наступает пора количественного, а затем качественного анализа,  обобщений  и  манипуляций  освоенными сведениями.
   Эта закономерность универсальна, она имеет место как в истории развития человечества в целом, так и в миниатюрной его модели - процессе обучения ребёнка. Каждый очередной этап на этой дороге может быть реализован только на базе предыдущего и при условии, что субъект события, человечество или школьник, на предыдущем этапе прошёл определённую подготовку и «созрел» для решения задач следующего этапа.
   
   Поступив в школу, ребёнок попадает в систему, где обучение математике опережает технические дисциплины, поскольку считается, что, не зная математики, нельзя освоить физику, а без знания физики нельзя изучать механику. Всё это, конечно, так, но есть более сильнодействующий фактор, который в данном случае имеет большее значение. И вот какой.
   На порог школы ребёнок приходит с хаотически накопленными знаниями именно по механике. Он уже ощутил силу тяжести, энергию движущейся массы, на практике сталкивался со всеми законами Ньютона, раскачиваясь на качелях наблюдал переход энергии из потенциальной в кинетическую. В первом классе школы самое время осмыслить и обобщить уже накопленный опыт, т.е. на базе первого этапа обучения строить второй. Вместо этого, ребёнку наносится психологический удар: из состояния пассивного созерцания конкретных явлений и познания мира через маму, игрушку качели, падения и ушибы маленький человек выталкивается в мир математики - декларируемых учителем абстракций, которые для ребёнка неожиданно новы, непривычны, из-за этого непонятны, и познание которых не мотивируется внутренней потребностью.
   Очевидно, на рубеже детсад-школа нужен более плавный переход от познания мира через ощущения – игры, к работе ума - познанию через абстракции.
Первые занятия в школе нужно посвятить систематизации уже имеющихся у ребёнка знаний и изучению качественных характеристик уже знакомых ему явлений. Вместо «лекций» по математике должны проводиться «лабораторные» работы по механике. Например, взвешивание гирь на весах с равноплечими и неравноплечными рычагами или наглядная демонстрация свойств сообщающихся сосудов. Переливание воды из одной мерной ёмкости в несколько меньших позволит разобраться в таких понятиях, как больше-меньше, равно, прибавить-отнять, разделить на равные части. Работа (игра!) с маятником позволит разобраться с качественными характеристиками массы и силы (подставь ладошку!), с переходом статической энергии в энергию движения и наоборот. Манипуляции с простейшими динамометрами наглядно продемонстрируют сложение сил, действующих под углом друг к другу, определение их равнодействующей, равенство действия и противодействия.
   Ошибки педагогики и объективные обстоятельства (непосильная для среднего ученика школьная программа, естественное для ребёнка (любого животного) стремление поменьше трудиться) привели отношения обучающих с обучаемыми к состоянию позиционной войны, когда ни одна из сторон не в состоянии полностью победить другую. Пойдя на компромисс, школа подменила конечную цель - получение учеником знаний - промежуточной псевдо-целью - получением им положительной отметки. Это облегчает чиновничий контроль за учителями, но открывает много возможностей противостояния  учащимися учёбе.
   Нормальный ребёнок, вынужденный приспосабливаться к существованию в этом «зазеркалье» инстинктивно действует с позиций человека-разумного. Спасаясь от опасных перегрузок, он занимает позицию твёрдого троечника и решает стоящую перед ним задачу оптимальным путём; то есть, с наименьшими затратами энергии, используя шпаргалки, обманывая учителей или покупая документы об образовании.
Меньшая часть учащихся, которые более подготовлены и более законопослушны, стремятся "в отличники", пытаясь преодолеть препятствие тупо в лоб, играя по установленным чиновниками от науки правилам. Кто-то из учеников не выдерживает напряжения и сходит с ума (в прямом смысле слова), кто-то приходит к финишу  без видимых потерь (потеря здоровья не принимается во внимание, а не мешало бы посмотреть, почему у нас подавляющее число абитуриентов – физически неполноценны), но и без успехов, которые они могли бы достичь при той же затрате энергии, если бы учебный процесс был нацелен на получение знаний, а не отметок. Если бы познание ребёнком окружающего мира шло более естественным путём. Если бы преодоление очередной ступеньки на лестнице знаний происходило на твёрдой опоре предыдущей ступени и под влиянием объективной потребности, а не под угрозой получения неудовлетворительной отметки. И, главное, чтобы была мотивация получения знаний: чтобы освоивший механику нуждался в знании физики, освоивший физику нуждался в знании математики.

   Кстати, о школьных оценках. Система оценки успехов по абсолютному уровню знаний необходима на границе этапов, например, при переходе из класса в класс. Однако в текущей работе она не только не стимулирует учащихся, но даёт отрицательный эффект. Причины здесь две.
Первая. Ребята с разной подготовкой и разными способностями оказываются в неравных стартовых условиях. Слабые ученики, обиженные явной, с их точки зрения несправедливостью (они обосновано не видят за собою никакой вины), теряют надежду на успех и уходят в глухую оборону, в окопы троечников, пассивно, а иногда активно, тормозя обучение успевающих. Сильные без особых затрат труда и на фоне отстающих возносятся над окружающими, и их неокрепшие души подвергаются самому трудному испытанию - медными трубами. Кумиры на час, они зачастую всю жизнь несут на Голгофу крест своей исключительности, которая весьма эфемерна. Занятие мучительное, бессмысленное и малоприятное для них самих и их близких.
Причина вторая. Оценка собственных успехов «от достигнутого» исключит соблазн красоваться за счёт принижения ближнего. В школе - это ещё цветочки, ягодки зреют потом, например, на парламентской трибуне, где кредо многих политических деятелей зиждется на принципе: «и тут выхожу я весь в белом» (для этого нужно предварительно облить грязью конкурентов).
 
   Конечно, для школы идеальным вариантом было бы дать каждому ученику по каждому предмету персонального учителя, но сейчас это нереально, хотя в этом вопросе есть возможность разрядить обстановку. Для этого должна быть введена персонально-лекционная система посещения занятий.  Все предметы школьной программы объединяются в пять-шесть сквозных лекционных курсов от первого до последнего классов. Например: физико-математический, гуманитарный, естественных наук, спортивно-медико-гигиенический. Пришедший из детсада абитуриент принимается по каждому курсу в тот класс, т.е. на тот год школьной программы, к занятиям по которой ребёнок уже готов.
Таким образом, ученик, впервые придя в школу может оказаться в разных классах по разным курсам. В дальнейшем проявятся ребята, способные осваивать конкретные курсы быстрее других. Как только такие ученики опередят свою программу на год, они по этому курсу переходят в следующий класс, не связанные другими дисциплинами и среднестатистической (а по существу, ориентированной на отстающих) скоростью освоения школьной программы. Такой порядок аналогичен существующему сейчас институту второгодничества, только наоборот (движение не назад, а вперёд) и дифференцирован по отдельным курсам. Сложность в том, что годовой скачок слишком велик даже для сильного ученика. Но этот барьер можно снизить во столько раз, сколько имеется параллельных классов. Например, если их четыре, то во всех классах «А», от первого до последнего, первого сентября учёба по каждому курсу начинается с программы первой учебной четверти учебного года. Во всех классах «Б» - с программы второй четверти, «В» - третьей, «Г» - четвёртой.
 В жизнь среднего ученика такая система ничего нового не вносит. Поступив в первый класс «А», он через десять лет, следуя традиционной дорожкой, окончит десятый «А». Всё, как сейчас. Зато более разумной становится школьная жизнь сильных и слабых ребят. Если кто-то в пятом «В» отстал на пару месяцев по одному из курсов, то он может по этому курсу перейти в пятый «Б» и учиться дальше, повторив программу неудачной четверти по одному предмету и не попадая под жестокую и бессмысленную гильотину нынешнего второгодничества, отбрасывающего неудачника на год назад по всем предметам. В то же время сильный ученик, опередивший по какому-то курсу своих одноклассников, может перейти из пятого «В» в пятый «Д», а из пятого «Г» - в шестой «А».
Главным недостатком предлагаемой системы являются трудности с преподавательскими кадрами. Если, как сейчас, каждый урок посвящать новому предмету, то потребуется столько преподавателей, сколько в школе классов (не считая начальных, где все дисциплины ведёт один учитель), а загрузка преподавателя будет один урок в день. Если же одному предмету посвятить день полностью, то загрузка преподавателя будет один день в неделю.
Выполнение этих требований возможно только при условии широкого внедрения совместительства и поэтому доступно только школам, плотно контактирующим с ВУЗами, либо расположенным в крупных городах. Сложно? Да. Зато и отдача была бы существенна.

    И два предложения по высшей школе.
Первое.
ВУЗам предоставляется право выдавать студентам документ (сертификат) о знании одной или нескольких дисциплин, не обязательно привязывая их комплект к конкретной специальности.
Студенту предоставляется право самому выбирать перечень дисциплин, которые необходимы ему для будущей деятельности.
Высшей аттестационной комиссии предоставляется право квалификации комплекта знаний студента и поручается по совокупности ВУЗовских сертификатов присваивать окончившим обучение студентам соответствующие звания.
Второе предложение.
Каждый студент должен сам оплачивать своё обучение, потому что делать это налогоплательщикам нет никакого резона. Другое дело, для того чтобы высшее образование было доступно каждому, оплату занятий в ВУЗе можно отодвинуть во времени под долговое обязательство абитуриента. В этом случае, освоив, например, физику, человек не пойдёт петь на эстраде частушки за живую копейку, или, получив бесплатное (для него бесплатное) образование в России, не уедет во Францию поднимать местную науку. А если запоёт или уедет, что ж, своё образование он оплатил сам.
Предлагаемые нововведения основываются на логике рыночных отношений. В конце-концов, обучение - это услуга, и она должна предоставляться клиенту за ЕГО деньги в таком объёме, как ЕМУ нужно.
Это удобно для всех.
ВУЗ получает возможность специализироваться на тех дисциплинах, для преподавания которых у него наилучшие возможности.
Студент получает возможность не тратить время на изучение дисциплин, которые не считает для себя нужными.
Работодатель получает возможность с открытыми глазами подбирать для себя сотрудников с незаконченным высшим образованием.
Государство сохраняет возможность проводить нужную ему политику по подготовке кадров.
Общество... В обществе снизится фетишизм диплома, но, в конечном счёте, ему (обществу) нужны специалисты с конкретными знаниями, а не с красными дипломами.

                01.06.2006.