Советы моей бабушки

Анжела Луженкова
– На тебе должна быть одна техническая деталь туалета, активная вещь, эмбрион, из которого рождается Мнение о тебе.  Вся остальная одежда пусть будет чуть-чуть простой и скромной, но всегда (последнее подчеркнуть) применяя великое «чуть-чуть», надо помнить о том, чтобы не переборщить.
     Так говаривала моя бабушка. 
А ещё она говорила:
      – Если разговор зашёл по каким-то, не зависимым от тебя причинам, не в то русло. Ну, не нравится он тебе, этот разговор, и всё. Не чувствуй себя обязанной менять тему, и не обязательно вовсе  принимать в нём участие, даже если у тебя нет возможности незаметно покинуть суаре, ты имеешь полное право заинтересованность – молчаливо изображать.
     Уверяю тебя, все заметят - тебе не нравится, но ты вежлива. И ни в коем случае не демонстрируй отстранённость, это ещё больше распаляет спорщиков (хотя, может быть, ты хочешь, наоборот,  их «раззадорить», тогда – другое дело).
     Но, в любом случае, никогда ничего не демонстрируй – ни ум, ни бриллианты, ни состояние души – будь собой.
     Дорогой читатель, при всём при этом, моей бабушке очень бы не хотелось, чтобы «собой» были - невоспитанное хамство и вульгарная бестактность.  Пусть они лучше изображают или даже демонстрируют что-нибудь приличествующее моменту.
     Но, бывает наоборот, и в таких случаях достаточно задержать взгляд на мочке  уха собеседника, или выбрать вдали какую-нибудь ерундовину и тщательно за ней понаблюдать секунд двадцать, и если случай не крайний, помогает каждому остаться при своём мнении и мирно проститься с применением разговора о погоде.
     Но однажды случай был, видимо, крайний, и мне «посчастливилось»  услышать, как мою бабушку вульгарно оскорбили.  Во всяком случае,  мне,  тогда ещё маленькой, так показалось.
      И вы не можете себе представить, что она сделала? Она просто повторила то оскорбительное слово, поставив перед ним утвердительное «Да». И выглядело это так:
      –  Да, я – дура. Помолчав, сказала бабушка,
и потом буквально прошелестела сдавленным голосом:
      – Я дура,  потому что это терплю.
Она взяла меня за руку и вышла. От ужасной невыносимой обиды я собралась было разреветься.
      – Держи лицо – сказала бабушка – и спину. И я старательно выпрямилась и успокоилась.
      И всё.
Не думаю, что бабушка, этим, победила хамство в собеседнице или хамство как таковое вообще, нет, но моя бабушка Победила во мне навсегда.
     И теперь, если  мой собеседник под видом прямолинейности характера,  желает врезать свою правду-матку в глаза. Под маской  откровенности, скрывая, может быть  даже от себя самого, своё «то»,  ту  необъяснимо вульгарную способность давать всему и вся –  безапелляционную характеристику, мне почему-то ничего не хочется говорить в ответ, а хочется, посмотреть на мочку его уха, или на всё,  что угодно в самом дальнем углу комнаты, как это прекрасно умела делать моя дорогая незабвенная бабушка.
     А иногда, в редких особо противных случаях, я повторяю слова собеседника с применением утвердительного «да».
      Но всегда помню о том, что «чуть-чуть» должно быть великим. Но великим на столько, чтобы не...